Слайд 1Перевозникова Н.Ю.
Социальная практика
как технология реализации компетентностного образования в школе
Перевозникова
Наталья
Юрьевна
Руководитель кафедры
гражданского образования
МОУ «Добрянская СОШ №2»
Слайд 2Перевозникова Н.Ю.
Нормативно-правовая база
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»,
утвержденная правительством РФ 29 декабря 2001г. № 1756-р;
«О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений Российской Федерации». Письмо Минобразования России от 15 января 2003 № 13-51.08/13;
Целевая программа «Развитие системы образования Пермского края на 2006-2010 годы. Постановление Законодательного Собрания Пермской области и Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого округа от 20.04.2006;
Пермская краевая целевая Программа развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края, утвержденная Законом Пермского края от 23 декабря 2006 года № 43-КЗ;
ЗАКОН О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ НА 2007-2011 ГОДЫ от 23 декабря 2006 года № 43-КЗ
Решение коллегии департамента образования Пермской области «О реализации приоритета гражданского образования в образовательных учреждениях» от 28.06. 2005.;
Региональный комплексный проект модернизации образования в Пермском крае, 26 февраля 2008 г.;
Приказ управления образования г. Добрянка «О развитии гражданского образования № 138 от 24.06.2005.
Слайд 6Перевозникова Н.Ю.
Компетентностный подход –
это как привидение: все о нем говорят,
но мало кто его видел…
Ключевые суперкомпетентности
По видам деятельности
По сферам общественной деятельности
В отраслях общественных наук и знаний
В отраслях естественных наук и знаний
В отраслях общественного производства
По составляющим психологической сферы
В области способностей
По ступеням социальной зрелости и статуса
(Б.Д. Эльконин)
Слайд 7Перевозникова Н.Ю.
Социально-гражданская компетенция,
в основе которой – совокупность знаний в области
социологии, этики, права, экополитики, политологии, позволяющих личности свободно ориентироваться в жизни гражданского общества, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы.
Слайд 8Перевозникова Н.Ю.
Гражданственность
– наличие у человека социально значимых нравственных ценностей и ориентиров,
питающих чувство причастности к судьбе отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее и будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни, отвечающих морально-этическим и правовым нормам.
Слайд 9Перевозникова Н.Ю.
Гражданская активность
– накопление опыта реально значимых дел, участие в гражданских
объединениях и акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепление правопорядка.
Слайд 10Перевозникова Н.Ю.
Гражданское образование – формирование у выпускника школы компетентности в сфере
гражданско-общественной деятельности.
Цель гражданского образования – успешная гражданская социализация.
Гражданская социализация – процесс усвоения личностью определенных гражданских ролей, навыков и приобретения ценностных ориентаций.
Слайд 11Перевозникова Н.Ю.
Гражданская социализация выполняет важные общественные функции:
информационную,
нормативно-установочную,
ценностно-ориентировочную
поведенческую.
Слайд 12Перевозникова Н.Ю.
Гражданская компетентность
Аксиология (ценности)
Знания
Умения и навыки
Готовность реализовать все это в жизни
Слайд 13Перевозникова Н.Ю.
Социальная практика
— вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект,
используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.
Слайд 14Перевозникова Н.Ю.
Методологическая основа
социальной практики–
теория деятельности.
Понятие деятельности определяет специфику общественной жизни
людей, которая состоит в том, что они целенаправленно преобразуют объективную природную и социальную действительность.
Слайд 15Перевозникова Н.Ю.
Термин « социальная практика»
Авторство принадлежит Н.И. Элиасберг – доктору
педагогических наук, член -корреспонденту Академии гуманитарных наук, зав. кафедрой теории и методики гуманитарного образования СПбГУПМ.
Слайд 16Перевозникова Н.Ю.
Модель гражданского образования
«Школа гражданского становления личности»
в структуре Программы развития МОУ
«ДСОШ №2» на период до 2010 года
Утверждена педагогическим советом МОУ «ДСОШ №2», 31.03.05..
Слайд 17Перевозникова Н.Ю.
Модель гражданского образования МОУ «Добрянская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Школа
гражданского становления личности»
Слайд 18Перевозникова Н.Ю.
Технология «социальная практика»
Содержательная часть (целеполагание и предметно-информационная составляющая);
Коммуникативно-деятельностная составляющая технологии
(имитация деятельности в рамках различных социальных ролей, и особенно социальной роли гражданина Российской Федерации) –активная и пассивная практики.
Слайд 19Перевозникова Н.Ю.
Векторы социальной практики в МОУ «ДСОШ №2»
Самоуправление
Самоорганизация и личностный рост
Соревнование
Волонтерская
деятельность
Здоровьесбережение
Интеллектуальное творчество
Профессионально-ролевая деятельность
Слайд 20Перевозникова Н.Ю.
Гражданская идентификация
Гражданин России
Уралец
Житель Прикамья
Добрянец
Слайд 21Перевозникова Н.Ю.
Особенность модели
гражданского образования
МОУ «ДСОШ № 2» -
региональная
социокультурная среда как базовый компонент гражданского становления личности.
Слайд 22Перевозникова Н.Ю.
Социальная практика в МОУ «ДСОШ № 2»
Слайд 23Перевозникова Н.Ю.
создания условий для осознанного выбора индивидуальных образовательных траекторий учеников;
создания условий для формирования у учащихся уникальных актов действия, таких как "ответственность", "решение", "выбор", "понимание";
создание условий для получения навыка социальной компетентности, большой открытости реалиям мира, умственного и нравственного воспитания.
Социальная практика вводится с целью:
Слайд 24Перевозникова Н.Ю.
При планировании СП необходимо учитывать:
Социальную значимость и востребованность
СП, количество и качество благополучателей;
Наличие базы проведения, партнерства;
Применение как универсальных, так и специфических критериев оценки качества СП;
Затратность разработки проекта СП, возможность тиражирования;
Привлекательность СП для учащихся.
Слайд 25Перевозникова Н.Ю.
Векторы социальной практики в МОУ «ДСОШ №2»
Самоуправление
Самоорганизация и личностный рост
Соревнование
Волонтерская
деятельность
Здоровьесбережение
Интеллектуальное творчество
Профессионально-ролевая деятельность
Слайд 26Перевозникова Н.Ю.
Социальная практика
— вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект,
используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.
Слайд 27Перевозникова Н.Ю.
Главным и характеризующим отличительным признаком предлагаемой технологии «социальная практика» от
аналогов и прототипов является сама деятельность – социальная практика, выполняющая одновременно и преобразовательную субъект-объектную, и образовательную функцию.
Слайд 28Перевозникова Н.Ю.
Технология «социальная практика»
Содержательная часть (целеполагание и предметно-информационная составляющая);
Коммуникативно-деятельностная составляющая технологии
(имитация деятельности в рамках различных социальных ролей, и особенно социальной роли гражданина Российской Федерации) –активная и пассивная практики.
Слайд 29Перевозникова Н.Ю.
Выбор методов и форм учебной деятельности обосновывается тем, насколько они
дают возможность учащемуся:
Найти для себя различные способы выстраивания делового, ритуального или бытового общения (научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать, быть полезным);
Изучать современный социум и найти свое место в нем;
Работать с деловой документацией, различными источниками информации и критически их воспринимать;
Кооперировать с другими людьми и делать совместное дело;
Выстраивать и проектировать свою деятельность.
Слайд 30Перевозникова Н.Ю.
Особенность мониторинга
социальной практики в МОУ «ДСОШ № 2»
Создание личного портфолио
Банк «Одаренные дети»
«Портфель достижений» при поступлении в 5 и 10 класс
Слайд 31Перевозникова Н.Ю.
МОУ «Добрянская СОШ № 2»
Телефон рабочий
(34265) 2-69-84
Телефон мобильный 8-912-88-465-24
Факс 8 (34 265) 2-58-07
E- mail: school2_07@ mail.ru