Слайд 1СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Слайд 2Осуществление современного дошкольного обучения с учетом всех компонентов педагогического (образовательного) процесса
Содержание
современного дошкольного обучения определяется:
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Образовательной программой дошкольного образования ДОО
Слайд 3Компоненты, составляющие педагогический (образовательный) процесс в современной ДОО:
Целевой компонент ОП. Цель
- формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья дошкольников (ФГОС ДО)
Целевой компонент конкретизируется через задачи образовательных областей (см. памятка)
Слайд 4Содержательный компонент представлен образовательными областями (по ФГОС ДО), которые обеспечивают разносторонне
развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Организационно-деятельностный компонент включает формы, методы и средства, характеризующие особенности организации прямого и косвенного (через предметно-развивающую среду) взаимодействия педагога с воспитанниками (см. памятка – по образовательным областям)
Аналитико-результативный компонент. Итоги освоения содержания каждой образовательной области представлены через достижения ребенка (целевые ориентиры – по ФГОС ДО).
Слайд 5Образовательная деятельность дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО
Образовательная деятельность (ОД)
в детском саду заключается в реализации образовательной программы дошкольного образования ДОО, составленной в соответствии с ФГОС ДО, на основе примерной комплексной образовательной программы дошкольного образования (например, «Детство», «От рождения до школы», «Мир открытий» и др.).
ОД в ДОО обеспечивает комплексное развитие детей в возрасте от 1 года до 7 лет во всех взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию; физическому развитию.
Слайд 6ОД дошкольного учреждения,
включает в себя время, отведенное:
на НОД, осуществляемую в
процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
ОД, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность;
взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования
Слайд 7Осуществление организованной ОД
в детском саду
Организованная ОД осуществляется в процессе организации
различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, чтения
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. В ОП игровая деятельность представлена в разнообразных формах: дидактические, сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и др.
Слайд 8Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения
детей и освоением всех компонентов устной речи, освоением культуры общения и этикета, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте).
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира, безопасного поведения, освоения средств и способов познания, сенсорное и математическое развитие детей.
Слайд 9Изобразительная деятельность представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности и
конструктивной деятельностью; знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия.
Музыкально-художественная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем ДОО в специально оборудованном помещении.
Слайд 10Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой, при организации подвижных
игр, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10.
Чтение организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы. Чтение может быть организовано как непосредственное чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух и как прослушивание аудиозаписи.
Слайд 11ОД в детском саду, осуществляемая в ходе режимных моментов
ОД, осуществляемая
в утренний отрезок времени:
наблюдения: в уголке природы; за деятельностью взрослых;
практические, игровые, проблемные ситуации и ситуации общения;
индивидуальные игры и игры с небольшой подгруппой детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);
трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.);
беседы и разговоры с детьми по их интересам;
рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;
индивидуальная работа с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
двигательную деятельность детей (в т.ч. создание условий для самостоятельной двигательной активности);
работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья
Слайд 12ОД, осуществляемая во время прогулки:
подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию
режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
наблюдения за объектами и явлениями природы;
экспериментирование с объектами неживой природы;
сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, снегом, природным материалом);
элементарная трудовая деятельность детей на участке детского сада;
свободное общение воспитателя с детьми;
индивидуальная работа по развитию способностей детей
ОД, осуществляемая во второй половине дня, включает в себя:
беседа и разговор с детьми по их интересам, тематическая беседа (этикет, ЗОЖ, безопасность, знакомство с искусством, региональный компонент);
совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры);
культурные практики.
Слайд 13Культурные практики
в дошкольном образовании
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные
практики – обычные для ребенка (привычные, повседневные) способы самоопределения, самореализации. В дошкольном возрасте культурные практики организуются, с одной стороны, на основе взаимодействия со взрослыми, а с другой, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий самого ребенка.
Д/З: записать примеры культурных практик из лекции № 3, стр. 4 (см. таблица)
Слайд 14Создание условий для самостоятельной деятельности детей в детском саду
Самостоятельная деятельность детей
опирается на знания и умения, приобретенные в процессе совместной со взрослыми деятельности, обеспечивает практикование в приобретенных умениях, переход к творческому решению задач деятельности.
Её организация требует создания специальных условий:
Во-первых, организацию предметно-пространственной развивающей среды (ППРС), стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов.
Во-вторых, использование педагогом специальных методов и приемов, побуждающих к проявлению детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности
Слайд 15Центры активности для организации самостоятельной деятельности детей:
«Центр познания» обеспечивает решение
задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками, слогами; опыты и эксперименты);
«Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации на простейших музыкальных, шумовых инструментах; художественно-речевая и изобразительная деятельность);
«Игровой центр» обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
«Литературный центр» (книжный уголок) обеспечивает литературное развитие дошкольников;
«Спортивный центр» обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности.
Слайд 16Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной
деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Д/З записать несколько примеров направлений детской инициативы (4-5) и способы их поддержки из лекции № 3, стр. 5 (см. таблица)
Слайд 17Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации
образовательной программы дошкольного образования
Направления взаимодействия педагога
с родителями дошкольников:
Педагогический мониторинг: анкетирование; методика «Родительское сочинение» (темы «Мой ребенок», «Портрет моего ребенка»); подбор материала для самодиагностики (тесты «Какой вы родитель?», «Понимаем ли мы своих детей?»)
Педагогическая поддержка: тематические родительские собрания; беседа; дискуссия; семинары-практикумы; совместные с детьми игры-занятия; мастер-классы (темы мероприятий позволяют родителям узнать больше о проблемах воспитания, развития и образования ребенка)
Слайд 18Педагогическое образование родителей: тренинги; тематические встречи; детско-родительские клубы по интересам; общение;
консультирование (индивидуальное, групповое и подгрупповое); оформление тематических стендов; памятки, брошюры и т.п. (тематика определяется потребностями родителей в педагогическом образовании)
Совместная деятельность педагогов и родителей: праздники и развлечения; спортивные и литературные гостиные; экскурсии и походы; циклы игровых встреч; проектная деятельность; Дни открытых дверей; фестивали; тематические акции; организация совместной трудовой деятельности (труд в природе, в группе) – субботники