Системы управления качеством профессионального образования презентация

Содержание

Образование - важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно бесполезно. Р. Киплинг От 85 до 98% проблем с качеством возникает из-за системы

Слайд 1Системы управления качеством профессионального образования
Полежаева Мария Викторовна,
к.п.н., методист Центра качества профессионального


образования Департамента образования г. Москвы
mpole@yandex.ru

Слайд 2 Образование - важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества.
В

противном случае оно бесполезно.
Р. Киплинг


От 85 до 98% проблем с качеством возникает из-за системы менеджмента;
2-15% — ошибки исполнителей.
(Дж. Джуран и Э. Деминг)


Слайд 3

Общие основы управления качеством, основные понятия и определения


Слайд 4
Пример не учит ничему, пока он не излагается с помощью теории.

Без знания теории копировать успешно работающую фирму, значит накликать на себя беду…
Э. Деминг

Слайд 5Что такое качество образования?

Совокупность показателей, характеризующих различные аспекты образовательной деятельности
Соответствие образовательного

процесса определенным нормам
Соотношение цели и результата
Степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса

Слайд 6Заказчики и потребители (субъекты) образовательных услуг


Слайд 7Что такое качество образования?

Потребности, цели,
нормы (стандарты)

Свойства и характеристики
=
Заказчики и потребители


Слайд 8Что такое качество образования?
Сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса,

его результатов и всей системы образования в целом установленным потребностям, целям, требованиям и нормам (стандартам), которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством в целом.
(Круглов В., Кутузов В., Пузанков Д., Степанов С. Управление качеством как процесс: типовая модель системы качества образовательных учреждений//Аккредитация в образовании. – 2006. - №7.)

Слайд 9Образование (процесс и результат)


Слайд 10«…подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда,

компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности…» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года)

Слайд 11Управление качеством профессионального образования
- это управление отношением соответствия процесса профессионального образования

многообразным потребностям, эталонам, нормам

- это воздействие на процессы становления, обеспечения и улучшения качества образования по отношению ко всем объектам и процессам в профессиональном образовании со стороны субъекта управления и организация им обратной связи в соответствии со сформулированными целями, нормами, стандартами

- это управление качеством подготовки специалистов


Слайд 13Система менеджмента качества
Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики и

целей в области качества и достижения этих целей посредством скоординированной деятельности (работ) по выбору ее направления и управлению организацией применительно к качеству.
Главная задача СМК — не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции и услуг). СМК призвана обеспечивать качество продукции и услуг предприятия и «настраивать» это качество на ожидания потребителей (заказчиков).

Слайд 14Менеджмент и управление качеством
Управление качеством — часть менеджмента качества, направленная на

выполнение требований к качеству.
Менеджмент качества это не только выполнение требований к качеству (управление качеством), но и планирование, управление, обеспечение и улучшение качества.
Под менеджментом качества понимается следующее:
— установление целей и планов в области качества (планирование),
— выполнение требований к качеству (управление),
— создание уверенности у потребителя, что требования к качеству будут выполнены (обеспечение),
— увеличение способности организации выполнять требования к качеству (улучшение).

Слайд 15Терминологический словарь
Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений.
Рене

Декарт

Слайд 16Актуальность проблемы создания системы качества образования
Реальное снижение качества подготовки специалистов в

российских образовательных учреждениях (ОУ) в конце ХХ – начале XXI века;
С 2006 года в системе образования осуществлен переход к комплексной оценке деятельности вузов и ссузов на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего, в частности, и показатель 1.2.3 эффективности внутривузовской системы обеспечения качества образования и систем управления и контроля качества для ссузов.
усиление конкуренции между ОУ на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов, включая госзаказ на подготовку специалистов;
вступление России в общее Европейское образовательное пространство, которое требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг;
регулярное проведение с 2001 г. конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» и региональных конкурсов по системам менеджмента качества образования.

Слайд 17Удовлетворенность работодателей уровнем подготовки выпускников 2009 года


Слайд 18Удовлетворенность работодателей уровнем подготовки выпускников 2009 года


Слайд 19Удовлетворенность работодателей уровнем подготовки выпускников 2009 года


Слайд 20Удовлетворенность работодателей уровнем подготовки выпускников 2009 года


Слайд 21Мнения экспертов о причинах необходимости внедрения системы качества образовательной деятельности (в

% от количества опрошенных)

Слайд 22Для элементарного порядка в «работе» подразделений и во взаимодействии структурных подразделений

(в части ведения документации, выполнения обязательных для исполнения требований, организации работ служб и подразделений и др.).
Для устранения барьеров между структурными подразделениями.
Для уверенности в достижении поставленных целей.
Для повышения результативности и эффективности деятельности ОУ.
Для повышения удовлетворенности потребителей.
Для устранения потерь на стыках «функционала».

Для чего нужна СМК в ОУ? (внутренние аспекты) Самые популярные ответы:


Слайд 23Для чего нужна СМК в ОУ?
Требования потребителей;
Законодательные требования;
Конкуренты;
Удовлетворенность персонала;
Результативность процессов;
Конкурентоспособность

продукции.

Слайд 24
Модели менеджмента качества образовательного учреждения


Слайд 25Принципы построения систем качества ОУ могут базироваться на следующих документах и

моделях систем качества в образовании:

Стандарты по менеджменту качества серии ISO 9000:2008 (ГОСТ Р ИСО 9000-2008)
«Стандарты и директивы для гарантии качества высшего образования в европейском регионе», разработанные Европейской сетью (ассоциацией) гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования
Типовая модель системы качества образовательного учреждения
Модель самооценки и совершенствования деятельности ОУ в области менеджмента качества, гармонизированная с моделью Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM)
Модель конкурса Рособрнадзора «Системы обеспечения качества подготовки специалистов»
Акты Российской Федерации, отражающие требования к лицензированию, аттестации и аккредитации ОУ


Слайд 26

ГОСТ Р ИСО 9001-2001
Типовая модель СУ ОУ
Классическая модель системы управления качеством

вуза

Модель, основанная на отдельных механизмах контроля качества образовательной деятельности (РИТМЮ ЦИПС, автоматизированного делопроизводства и др.)

Модель одного из конкурсов в области качества

Другая


Слайд 27International Organization for Standardization, ISO



- ISO – международная организация,
занимающаяся выпуском

стандартов и проблемами сертификации;
- сфера деятельности ISO касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники;

Стандарты серии ISO 9000 - добровольный международный эталон для разработки системы управления производством продукции и предоставления услуг для обеспечения качества в соответствии с требованием заказчика.


Слайд 28СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА СЕРИИ ISO-9000
- ISO 9000 - серия стандартов по созданию

на предприятии системы управления качеством, которая представляет собой набор предписаний по повышению эффективности происходящих на предприятии процессов с целью улучшения выпускаемой продукции и услуг;

- серия стандартов ISO 9000 была разработана комитетом ISO и впервые опубликована в 1987 г., затем - в 1994 г. и в 2000 г., а сегодня действует уже четвертая версия стандартов, принятая к применению в ноябре 2008 г. Международной организацией по стандартизации (ISO);

- на данный момент во многих странах мира ISO 9000 является государственным стандартом;

- более 140 образовательных учреждений в России сертифицировали свою систему качества на соответствие этим стандартам.

Слайд 29Основные принципы менеджмента качества















1. ОРИЕНТАЦИЯ НА


ПОТРЕБИТЕЛЯ




ISO

9000

:


2008




2. ЛИДЕРСТВО


РУКОВОДИТЕЛЯ




3. ВОВЛЕЧЕНИЕ


РАБОТНИКОВ





4. ПРОЦЕССНЫЙ


ПОДХОД





5. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД


К МЕНЕДЖМЕНТУ





6. ПОСТОЯННОЕ


УЛУЧШЕНИЕ





7. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ,

ОСНОВАННЫХ НА ФАКТАХ





8. ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


С ПОСТАВЩИКАМИ




Слайд 30Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе


Слайд 31СТАНДАРТЫ СЕРИИ ISO 9000

- ISO 9000:2005 (ГОСТ Р ИСО 9000:2008)

"Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь" - стандарт, определяющий терминологию системы менеджмента качества (СМК), а также принципы, на которых базируется СМК. В 2005 г. ISO выпустила новую версию этого стандарта ISO 9000:2005. В новой версии расширена терминология системы менеджмента качества.

- ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001:2008) "Система менеджмента качества. Требования" - устанавливает требования, которым должна соответствовать система менеджмента качества организации;

- ISO 9004:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001:2001, следующая версия 2009 года еще не принята) "Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества" - определяют возможности организации по совершенствованию системы менеджмента качества

Слайд 32Основа СМК - Цикл Деминга (PDCA)


Слайд 34Типовая модель системы качества образовательного учреждения
Разработана СПбГЭТУ «ЛЭТИ» совместно с ведущими

вузами РФ в 2007 г. Основа – стандарты и руководства гарантии качества образования Европейских стран (ENQA), ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
Рекомендована Федеральным агентством по образованию и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки решением Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования Рособрнадзора от 02.02.2007 рекомендовали к внедрению в учреждениях ВПО и СПО.

Web-сайт «Качество и образование» www.tqm.spb.ru
Портал поддержки систем качества www.quality.edu.ru/quality/

Слайд 35Учреждения СПО, принимающие участие в проекте
ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления

и коммерции»
ГОУ СПО «Алтайский промышленно-экономический колледж»
ГОУ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж»
ГОУ НПО «Профессиональный лицей №26», г.Тула


Слайд 36В основу документа «Стандарты и директивы ENQA» положены следующие основные принципы

внешней и внутренней гарантии качества высшего образования на территории Европы:

заинтересованность студентов, сотрудников и общества в целом в хорошем качестве высшего образования;
важность организационной автономности, с осознанием, что независимость подразумевает большую ответственность;
поставщики высшего образования несут основную ответственность за гарантию его качества;
интересы общества, касающиеся качества и стандартов высшего образования, должны быть защищены;
качество образовательных программ должно улучшаться и развиваться;
должны существовать действенные и эффективные организационные структуры, предоставляющие и поддерживающие образовательные программы



Слайд 37В основу документа «Стандарты и директивы ENQA» положены следующие основные принципы

внешней и внутренней гарантии качества высшего образования на территории Европы:

очень важна прозрачность в использовании внешней экспертизы процессов гарантии качества;
необходимость соответствия внешней оценки качества своим целям. Для достижения этих целей внешняя оценка качества должна накладывать только соответствующую и необходимую нагрузку (не более того) на образовательные заведения;
должно поощряться развитие культуры качества в вузах;
должны разрабатываться процессы, с помощью которых вузы смогли бы продемонстрировать свою отчетность, включая отчетность за общественные и частные материальные инвестиции;
гарантия качества с целью отчетности полностью равна по значимости гарантии качества с целью совершенствования учебного процесса;
учебные заведения должны демонстрировать свое качество как внутри страны, так и на международной арене;
используемые процессы гарантий качества не должны подавлять многообразие и новаторство.


Слайд 38Реализация требований ENQA полностью зависит от понимания учебными заведениями (на всех

их уровнях) того, что:

их программы имеют ясные и ожидаемые результаты;
их работники готовы и могут осуществлять учебный процесс, что поможет студентам достичь этих результатов;
предусмотрено полное, своевременное моральное и материальное поощрение тех работников, которые демонстрируют мастерство, компетентность и преданность делу. Все учебные заведения должны стремиться к улучшению и совершенствованию уровня образования, предлагаемого студентам.


Слайд 39Типовая модель системы качества ОУ


Слайд 40
Формирование стратегии, политики и целей в области качества
Планирование и постоянное улучшение

деятельности ОУ
Управление ресурсами, включая преподавательский состав и другие ресурсы, требуемые для обучения студентов (финансовые, материальные, информационные и т.д.)
Управление процессами и процедурами
Мониторинг и контроль

Типовая модель СК ОУ включает:


Слайд 41Структура документации СМК
Документирование СМК в ОУ


Слайд 42Процесс. Описание процесса
Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая

входы в выходы.



Слайд 43Основное отличие функционального подхода от процессного заключается в следующем:
1) Деятельность

в рамках процесса производит продукт, требования к которому определены внутренним или внешним потребителем, и эти требования измеряются.
2) Функциональное управление подразделением предполагает, что подразделение в своей деятельности реализует сформулированную для него функцию, не ориентируясь при этом на потребителя, и отчитывается только перед своим руководством.

Процессный подход в управлении ОУ


Слайд 44Внедрение процессного подхода к управлению

Функциональный

Процессный
подход подход

Слайд 45Проблема выбора модели СМК

Сертификация
и международное
признание


Слайд 46Этапы разработки и внедрения системы качества
1. Формирование организационной структуры системы качества.
2.

Обучение высшего руководства и части персонала, задействованного в процессе разработки СК ОУ.
3. Анализ потребностей рынка образовательных услуг, рынка рабочей силы и других заинтересованных сторон. Формулировка стратегии, политики, целей и задач ОУ в области качества.
4. Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и структурные подразделения ОУ.
5. Обучение персонала.
6. Самооценка ОУ (обследование рабочих процессов) и анализ существующей документации.

Слайд 47Этапы разработки и внедрения системы качества
7. Определение и описание рабочих процессов,

упорядочивание существующей документации.
8. Разработка документации системы качества (рабочие инструкции, документированные процедуры, Руководство по качеству).
9. Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов.
10. Организация оценки удовлетворенности всех заинтересованных сторон (необходимо проводить на регулярной основе).
11. Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий.


Слайд 48Модель совершенствования деятельности образовательного учреждения в области менеджмента качества http://www.tqm.spb.ru/smkpage.shtml
Под Моделью

совершенствования деятельности ОУ понимается определенная совокупность критериев и составляющих, характеризующих основные компоненты деятельности ОУ с позиций менеджмента качества, а также описание «уровней совершенства» (квалиметрических шкал в виде матриц) всех составляющих, которые в совокупности определяют все процессы ОУ, направленные на достижение требуемых результатов по качеству.
Модель содержит 9 критериев и 60 подкритериев

Слайд 49Самооценка СМК по Модели совершенства деятельности


Слайд 51Модель конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» Рособрнадзора

( http://www.usr.misis.ru/ )


Слайд 52Преимущества внедрения системы качества на основе ИСО 9001:2008
Внедрение на основе

стандартов ИСО 9000 систем менеджмента качества образовательных учреждений позволяет перевести образовательный процесс на новый уровень управления с полной ориентацией на потребителей
вырабатываемые цели и задачи учебного заведения напрямую связаны с потребностями и ожиданиями потребителей;
при отсутствии формального подхода во внедрении СК учебное заведение получает четкую внутреннюю систему, гарантирующую оказание потребителю качественных образовательных услуг.

Слайд 53Преимущества внедрения системы качества на основе ИСО 9001:2000
повышение конкурентоспособности учебного

заведения за счет создания механизмов быстрой реакции на меняющиеся потребности рынка труда и адаптации к ним, что приводит к повышению удовлетворенности потребителя и как следствие к увеличению прибыли;
повышение репутации учебного заведения в глазах потребителей и заинтересованных сторон, таких как государство, предприятия-работодатели, обучающиеся и их родители;
образовательное учреждение получает более высокую степень доверия со стороны представителей надзорных органов, лучшее соответствие законодательных нормам и правилам;


Слайд 54Преимущества внедрения системы качества на основе ИСО 9001:2000
улучшение взаимосвязи между

персоналом и руководством учреждения;

упорядочение и оптимизация документации;

выявление поставщиков, максимально удовлетворяющих требованиям образовательного учреждения и влияющих на качество оказания образовательных услуг.


Слайд 55Полезные ссылки

http://www.quality.edu.ru/ Портал поддержки систем управления качеством
http://www.tqm.spb.ru/ Портал Качество и образование
http://www.quality21.ru/

Качество. Инновации. Образование
http://www.quality-journal.ru/ Журналы по качеству
http://www.rusregister.ru/index.shtml Ассоциация по сертификации «Русский Регистр»
http://www.standard.ru/index.html Портал по проблемам стандартизации и управления качеством
http://quality.eup.ru/index.php Ресурс, посвященный менеджменту качества
http://ktk.zaural.ru/smk/ Курганский технологический колледж, межрегиональный информационный центр поддержки инновационных технологий в образовании
http://www.gsspo.ru/ Челябинский монтажный колледж - лауреат конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»

Слайд 56Вопросы для размышления
Какие факторы являются ключевыми для качества образования?
Какую из моделей

вы выбрали бы (или уже выбрали) в качестве основы построения системы качества в вашем образовательном учреждении?
Есть ли в ОУ представление о требованиях заказчиков и потребителей?
Проводит ли образовательное учреждение самооценку совершенства деятельности в области менеджмента качества?

Слайд 57Спасибо за внимание

Полежаева Мария Викторовна,
к.п.н., методист Центра качества профессионального
образования Департамента

образования г. Москвы
mpole@yandex.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика