Системно-деятельностный подход - основа стандарта презентация

Содержание

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться. А. Тоффлер (Футуршок) Ученик как субъект учебной

Слайд 1О.Б. ДАУТОВА, Д.П.Н.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – ОСНОВА СТАНДАРТА


Слайд 2 Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,

а тот,
кто не научился учиться.
А. Тоффлер (Футуршок)

Ученик как субъект учебной деятельности


Слайд 3 «Образованный человек – это тот, у кого есть образ собственного я.
И

школа должна помогать человеку выявлять этот образ себя, лелеять его и развивать»
А. Тубельский

Ученик как субъект жизнедеятельности


Слайд 4АКСИОМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Учение осуществляется как УПД, если школьник овладевает не только знаниями,

но и способами их приобретения; если эти способы не даны ему в готовом виде, самостоятельно строятся самим учеником и вытекают из поставленной им учебной задачи; если ученик усваивает не только способы работы со знаниями, но и способы работы с самим собой, т.е. приемы самоконтроля и самооценки. \А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения. – М., 1990. С.34-35\.

Слайд 5ТЕОРИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ НАУЧНЫМ ПРИОРИТЕТОМ РОССИИ
Разработчики теории поставили «новую проблему

в теории обучения — изменение самого субъекта деятельности в процессе действий, воспроизводящих объективные свойства познаваемого предмета при решении учебных задач обобщенными способами действий» [И.А.Зимняя, с. 191].

Слайд 6ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
положение о общественно-исторической обусловленности психического развития личности школьника

(Выготский Л.С.);
принцип единства психики и деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н.);
учение о структуре психологической структуре деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н.);

Слайд 7ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
теория поэтапного формирования умственной деятельности (Гальперин П.Я.,

Талызина Н.Ф.);
концепция УД в системе развивающего обучения (Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Л.В.Занков и др.);
активизация учебно-познавательной деятельности (Щукина Г.И. и др.).



Слайд 8РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА (ЛЕОНТЬЕВ А.Н.)


Слайд 9В начале 60-ых годов XX века
в московской школе №

91, под руководством Д.Б.Эльконина проводился длительный эксперимент по формированию учебной деятельности, были получены материалы, представляющие общую структуру учебной деятельности.
Д.Б. Эльконин пишет: «Оказалось, что важным компонентом учебной деятельности выступает учебная задача...»

Слайд 10КАК ИДЕТ УСВОЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО Д.Б.ЭЛЬКОНИНУ?
Первый компонент, который усваивает ученик —

это контроль, второй- оценка, т.е. установление того, усвоено или нет учебное действие.
Важной представляется идея Д.Б. Эльконина о том, что учебная деятельность — это деятельность общественно значимая и общественно оцениваемая, эта деятельность, которая позволяет ребенку менять свою позицию.

Слайд 11 КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
рассматривается как средство достижения нового качества образования
КОМПЕТЕНТНОСТЬ


способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях с использованием знаний, умений, жизненного опыта.


Слайд 12КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Проект «Среднее образование для Европы»

Политическая и социальная компетентность
Компетентность, реализующая способность

и желание учиться всю жизнь
Компетентность жизни в поликультурном обществе
Коммуникативная компетентность
Информационная компетентность

Слайд 13КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Стратегия модернизации содержания общего образования
Компетентости –

в социально-правовой сфере
в информационной сфере
в коммуникативной сфере

Слайд 14КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ЮНЕСКО
Учиться знать – конструировать свое собственное знание
Учиться делать –

применять изученное
Учиться жить вместе – действовать, понимая, что все имеют равные права
Учиться быть – знать и развивать свой потенциал

Слайд 15РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА


Слайд 16ОБУЧЕНИЕ (УЧЕНИЕ) ЧЕРЕЗ РЕКОНСТРУКЦИЮ ОПЫТА ДЖОН ДЬЮИ, ДЭВИД КОЛБ
Ощущение затруднения

Осознание

проблемы

Критическое осмысление
проблемы

Проверка гипотезы
(действие)








Выдвижение
гипотезы


Слайд 17Последовательность разворачивания деятельности ученика:
Целеполагание
Мотивация
Осуществление действий
Получение результата
Оценка результата





Слайд 18Преобразование условий учебной задачи
Моделирование задачи в графической или буквенной форме
Решение задачи
Контроль

за выполнением действий



Оценка результата решения учебной задачи





Последовательность разворачивания действий ученика


Слайд 19ИЗМЕНЕНИЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Слайд 20Образец изменений в содержании
начального образования
Было: понятие пространственных фигур (куб многогранник) -

по изображению, модели.

Результат - узнавание и называние.


Будет: нахождение фигур в окружающем пространстве, работа с моделями (раскрашивание граней, получение отпечатков вершин, граней, ребер, выполнение сечений и развертки) и др.

Результат - умение работать с пространственными фигурами, простейшие представления планиметрии, основы для формирования пространственного мышления.

Слайд 21ИЗМЕНЕНИЯ НА УРОВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


Слайд 22АВАНГАРДНЫЕ ПРОЕКТЫ (ФЦПРО 11-15)
Школьная инфраструктура

Интерактивные образовательные среды для семьи

(эксплуаториумы, музей науки и пр.)

Исследовательские проекты с участием детей

Различные формы он-лайнового «незаочного» образования

Иное, Федеральные инновационные площадки


Слайд 23КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ?
.


Слайд 24ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Содействие образованию школьника
Проектирование индивидуального образовательного маршрута
Управление
Рефлексия
Самообразование



Слайд 25СОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАНИЮ (ПО Е.В.ПИСКУНОВОЙ)

опора на самостоятельность в обучении
создание условий для проявления

активности, творчества и ответственности обучении
создание условий для расширения жизненного опыта и опыта обучения из жизни
формирование мотивации к непрерывному обучению

Слайд 26ИЗМЕНЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Отбор учителем содержания образования по предмету - на

основе пересечений информационных потоков учителя и учащихся, опоры на скрытый опыт учащихся, а также межпредметной интеграции знаний в учебных и социальных проектах;


Слайд 27ИЗМЕНЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Выбор учителем образовательных технологий - проектного, исследовательского, рефлексивного

обучения, развития критического мышления , не только решающих задачи освоения содержания предмета, но и способствующих становлению компетентностей учащихся


Слайд 28ИЗМЕНЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Формирование учителем открытой образовательной среды, представляющей собой совокупность

образовательных ресурсов
открытая образовательная среда способствует становлению и проявлению компетентностей школьников, когда предметные знания становятся основой для решения реальных жизненных проблем


Слайд 29ИЗМЕНЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Выбор разнообразных способов оценки достижений - формализованной и

аутентичной (портфолио, дневник достижений, профиль умений и пр.)



Слайд 30ЛИТЕРАТУРА
Акулова О.В. Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях перехода

к информационному обществу. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.- 254 с.
Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова 2Е.В., Тряпицына А.П. Школьное образование в современных социокультурных условиях: Монография / Под ред. проф. А.П.Тряпицыной – СПб.: ПетроПресс, 2005. - 181 с.
Крылова О.Н. Социокультурная динамика содержания школьного образования: Научно-методические материалы. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. – 192с.
Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. – 324 с.
Президентская инициатива: «Наша новая школа», 2008.



Слайд 31Всякое знание превращать в деяние
В.Н. Сорока-Росинский


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика