Слайд 1Система профессионального обучения в учреждениях обеспечивающих получение профессионально-техническое и среднее специальное
образование
Слайд 2Основные понятия
Образование - обучение и воспитание в интересах личности, общества и
государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося;
Профессиональное образование - процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением, установленными знаниями, умениями, навыками и компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. (А. Н. Лейбович)
Образовательный процесс – обучение и воспитание, организованные учреждением образования в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ;
Слайд 3Обучение - целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по
овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей;
Профессиональное обучение - призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение ими профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификаций рабочих и служащих.
Слайд 4Учреждение образования - юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией
которого является осуществление образовательной деятельности;
выпускник – лицо, получившее образование в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования;
обучающийся – лицо, принятое для освоения содержания образовательной программы;
Слайд 5Система образования – совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.
Целями
образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.
Слайд 6Компонентами системы образования являются:
1. участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;
2.
образовательные программы;
3. учреждения образования;
4. организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования;
5. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
6. индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
7. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;
8. учебно-методические объединения в сфере образования;
9. организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися;
10. организации – заказчики кадров;
11. организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;
12. государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь,
Слайд 7Уровни образования
Образование
Основное
Дополнительное
Специальное
Слайд 8 Структура национальной системы образования
Семейное дошкольное образование
Специаль-ные детские
сады
Ясельное воспитание
Дошкольное образование
Возраст
1,5
2
3
5
4
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
17
16
18
19
20
Образование взрослых
22
21
Общее базовое образование
Общее среднее образование
Специальное образование
Среднее специальное и профессионально-техническое образование (1–4 года)
Высшее образование
Общее начальное образование
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Класс
Слайд 9Система образования включает системы
дошкольного образования,
общего среднего образования,
профессионально-технического образования,
среднего специального образования,
высшего образования,
послевузовского образования,
дополнительного образования детей и молодежи,
дополнительного образования взрослых,
специального образования.
Слайд 10Основное образование включает следующие уровни
Дошкольное образование
Общее среднее образование
Профессионально-техническое образование
Среднее специальное образование
Высшее
образование
Послевузовское образование
Слайд 11Формы получения образования
Очная
Заочная
Соискательство
Дневная
Вечерняя
Слайд 12Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности
ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.
Система образования Республики Беларусь
Слайд 13Система образования Республики Беларусь
Общее среднее образование
Общее среднее образование – уровень основного
образования, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.
Общее среднее образование включает три ступени:
I ступень — начальное образование (I – IV классы);
II ступень — базовое образование (V – IX классы);
III ступень — среднее образование (X – XI классы, в вечерних
школах –X – XII классы, вечерние классы – X – XII классы).
Слайд 14Профессионально-техническое образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося,
его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации рабочего с профессионально-техническим образованием, служащего с профессионально-техническим образованием.
Система образования Республики Беларусь
Слайд 15Среднее специальное образование – учреждение образования, которое реализует образовательные программы среднего
специального образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и может реализовывать образовательные программы профессионально-технического образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательные программы дополнительного образования взрослых, за исключением образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование.
Система образования Республики Беларусь
Слайд 16Система образования Республики Беларусь
Высшее образование
Высшее образование – уровень основного образования, обеспечивающий
подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности.
Слайд 17Система образования Республики Беларусь
Послевузовское образование – уровень основного образования, направленный на
развитие личности аспиранта, докторанта, соискателя и реализацию их интеллектуального и творческого потенциала, формирование профессиональных навыков организации и проведения научных исследований.
Слайд 18Уровни образования
дополнительное образование
дополнительное образование детей и молодежи
дополнительное образование взрослых
Слайд 19Система образования Республики Беларусь
Специальное образование
Специальное образование — обучение и воспитание обучающихся,
которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.
Слайд 20Обучение лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов, осуществляется по
29 специальностям, включающим 54 квалификации в 77 учреждениях ПТО, что составляет 34 % от их общего числа.
Среди них:
9 центров профессиональной и социальной реабилитации для лиц с ОПФР
37 учреждений ПТО ведут обучение в специальных группах
31 учреждение ПТО реализует интегрированное обучение и воспитание
Профессионально-техническое образование лиц с особенностями психофизического развития
Слайд 21Структура профессионального образования в Республике Беларусь
Учреждения ПТО:
Всего – 222,
из них
ПЛ – 93
ПТК – 62
ПТУ – 59
Учреждения ССО:
Всего – 207, из них:
государственных – 196, в том числе подчиненных Минобразованию – 107
негосударственных – 11
Учреждения ВО:
Всего – 52, из них:
государственных – 42, в том числе подчиненных Минобразованию – 23
негосударственных – 10 (они имеют 8 филиалов)
Слайд 22Структура профессионально-технического образования Республики Беларусь
Профессионально-
технические
колледжи – 62
Профессиональные
лицеи – 93
Профессионально-
технические
училища – 69
Распределение учреждений ПТО по областям
Качество и престиж профессионально-технического образования обеспечивают 224 учреждения ПТО:
Слайд 23Структура
учреждений профессионального образования
в Республике Беларусь
Учреждения ПТО
В том числе: при ИУ
МВД РБ – 14 УО,
спец ПТУ – 3 УО
подчинение
Минсельхозпрода РБ
1 ПТК
Белкоопсоюз
1 ПТК
Минобразования РБ
221 УО
Слайд 24Образовательные программы профессионально-технического образования
получение квалификации рабочего (служащего);
получение квалификации рабочего (служащего) с
изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне;
получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования;
получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне.
Слайд 25Срок получения профессионально-технического образования
1.1. на основе общего базового образования без получения
общего среднего образования или специального образования – от одного года до двух лет;
1.2. на основе общего базового образования с получением общего среднего образования – от двух лет шести месяцев до трех лет;
1.3. на основе общего среднего образования – от одного года до двух лет.
Слайд 26Учреждения профессионально-технического образования
профессионально-техническое училище;
профессиональный лицей;
профессионально-технический колледж.
Слайд 27Система среднего специального образования
132 государственных (в их числе: 5 гимназий —
колледжей,
14 колледжей в составе учреждений высшего образования, 3 высших колледжа) и
12 частных учреждения среднего специального образования (в том числе 6 колледжей Белкоопсоюза).
Кроме того, подготовку специалистов со средним специальным образованием осуществляют 70 профессионально-технических колледже.
Слайд 28Система среднего специального образования Республики Беларусь
Слайд 29Образовательные программы профессионально-технического образования
получение квалификации специалиста со средним специальным образованием
получение квалификации
рабочего со средним специальным образованием;
получение квалификации специалиста со средним специальным образованием и интегрированную с образовательными программами профессионально-технического образования;
получение квалификации рабочего со средним специальным образованием и интегрированную с образовательными программами профессионально-технического образования.
Слайд 30Учреждения среднего специального образования
колледж.
Слайд 31Срок получения среднего специального образования
1. Срок получения среднего специального образования в
дневной форме получения образования составляет:
1.1. на основе общего базового образования – от трех до четырех лет;
1.2. на основе общего среднего образования – от двух до трех лет;
1.3. на основе профессионально-технического образования с общим средним образованием – от одного года до трех лет.
Слайд 32Основные направления развития профессионального образования
в Республике Беларусь
Совершенствование нормативного правового
регулирования развития ПО в Республике Беларусь
Утверждение и реализация Государственных программ развития ПТО и ССО
Совершенствование профессионально-квалификационной структуры подготавливаемых кадров
Оптимизация сети УО, спроса и предложения на квалифицированные кадры
Внедрение международного стандарта ИСО в систему управления качеством в учреждениях профессионального образования
Управление качеством профессионального образования на основе образовательных стандартов
Создание современных учебно-методических комплексов
Выполнение требований социальных стандартов
Слайд 33Основные направления развития профессионального образования
в Республике Беларусь
Информатизация образования
Инновационный режим
функционирования
Расширение спектра образовательных услуг
Развитие непрерывного образования
Развитие профессиональной ориентации
Внедрение современных педагогических технологий
Материально-техническое и финансовое обеспечение
Единая система итоговой аттестации
Совершенствование идеологической и воспитательной работы
Кадровое обеспечение