Слайд 1Система модульной профессиональной подготовки
Слайд 2Докладчик
Лебедева Маргарита Борисовна – доцент кафедры информационных и коммуникационных технологий Российского
государственного педагогического университета им. А. И. Герцена,
E-mail: margospb@yandex.ru
margorgpu@yandex.ru
Слайд 3Цели
Представить видение возможностей использования модульной технологии в системе профессионального образования
Слайд 4Содержание
Актуальность проблемы
Технология модульного обучения (трактовка)
Система модульной профессиональной подготовки (понимание)
Технологии личностно-ориентированного обучения
Концепция
реализации системы модульной профессиональной подготовки
Слайд 6Требования к выпускникам,
Выпускники должны:
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая
необходимые знания;
самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности, искать пути их рационального решения, используя современные технологии;
грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы);
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях;
самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности; интеллекта, культурного уровня.
Слайд 7Актуальность проблемы
Реализация Болонской декларации
концентрация внимания на студенте, активизация его самостоятельной деятельности
в процессе обучения, изменение при этом роли преподавателя высшей школы, который становится менеджером учебного процесса;
в организации обучения, динамике и интенсивности программ, логике их построения переход на систему, когда в основу построения образовательной программы должен быть положен модульный принцип;
переход от отметочной к более гибкой балльной системе оценивания учебных достижений студентов, при этом должна учитываться активная работа студента на протяжении всего периода обучения, а не только результаты сдачи экзаменов и зачетов.
Слайд 8Актуальность проблемы
Модернизация всех уровней образования на основе внедрения информационных и коммуникационных
технологий
программа создания в России единой информационной образовательной среды (ЕИОС) (2001-2005 гг.),
программа Министерства науки и образования и Национального фонда подготовки кадров Информатизации системы образования (ИСО) (2004-2010 гг.).
Слайд 9Актуальность проблемы
Переход в системе высшего профессионального образования к технологиям личностно-ориентированного обучения,
которые:
ориентированны на развитие личности студентов,
предполагают создание гибкой системы обучения,
обеспечивают реализацию постоянной диагностики и самодиагностики результатов обучения.
Слайд 11Модульная технология
Обучение с использованием модулей.
Модуль - структурная часть программы обучения,
которая включает в себя содержание обучения и организацию познавательной деятельности обучаемых.
Слайд 12Принцип построения модульной программы
Слайд 14Принципы, на которых базируется модульная технология
Ориентация на деятельность
Гибкий характер
Постоянная обратная связь
преподавателя (инструктора) и обучающихся
Активная роль обучающегося
Новая роль преподавателя
Слайд 16Система модульной профессиональной подготовки
Слайд 17Система модульной профессиональной подготовки
Слайд 18Система модульной профессиональной подготовки
Модульные программы
общая программа;
программы по дисциплинам и
спецкурсам;
индивидуальные программы студентов
Слайд 19Система модульной профессиональной подготовки
Материалы для модульного обучения:
модули
учебные элементы
практические задания с критериями выполнения
творческие задания с критериями выполнения)
(на «бумажных» и электронных носителях)
Слайд 21Система модульной профессиональной подготовки
Технологии личностно-ориентированного обучения
проектная технология;
технология развития критического
мышления;
работа в малых группах;
информационные технологии.
Обеспечивают такую работу студентов с модульными материалами, которая ориентирована на разработку конкретных продуктов, создаваемых в реальной педагогической деятельности
Слайд 22Технологии личностно-ориентированного обучения
Слайд 23Система модульной профессиональной подготовки
Средства электронной поддержки деятельности студентов
материалы на CD/DVD
(электронные учебно-методические комплексы, электронный портфолио преподавателя);
материалы, размещенные в Internet (подготовленные с использованием оболочек для дистанционного обучения).
Слайд 25Система модульной профессиональной подготовки
Cредства подготовки студентов к обучению в условиях модульной
технологии
Учебные тренинги
Слайд 26Система модульной профессиональной подготовки
Средства подготовки преподавателя к работе в условиях реализации
модульного подхода к профессиональному обучению
программа и материалы для очной подготовки;
программа и материалы для дистанционной подготовки.
Слайд 27Технологии личностно-ориентированного обучения
Слайд 28Проектная технология (понимание проекта)
Проект – это самостоятельная, оригинальная работа, выполняемая студентами
в соответствии с избранной ими темой-проблемой и включающая в себя отбор, распределение и информатизацию материала. Результатом этой деятельности всегда должен быть какой-то продукт: стенгазета, брошюра, альбом, сценарий, радиопередача и т.д.
Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта.
Слайд 29Проектная технология (понимание)
Проектная технология – это совокупность таких приёмов и способов
обучения, при которых студенты с помощью коллективной или индивидуальной деятельности по отбору, распределению и систематизации материала по определенной теме, составляют проект.
Проектная технология являет собой совокупность самых современных подходов к обучению. Задача преподавателя – с учетом возрастных и индивидуальных особенностей студентов, их интересов, потребностей, планов на будущее – создать такую рабочую атмосферу, которая бы стимулировала их мыслительную, коммуникативную и творческую деятельность.
Слайд 30Проектная технология (цели использования)
Студенты
самостоятельно и с охотой получают знания из
разных источников;
учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;
развивают свои исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов и т.д., наблюдение, эксперимент, анализ, построение гипотез, обобщение);
развивают аналитическое мышление.
Слайд 31Проектная технология (роль преподавателя)
На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы
инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании.
На этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта.
На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так как преподавателю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.
Слайд 32Проектная технология (основные требования к реализации)
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане
проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Слайд 33Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, предусматривающих
определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Проектная технология (основные требования к реализации)
Слайд 34Технология развития критического мышления (критическое мышление)
Критическое мышление – творческое, аналитическое, конструктивное.
Критическое мышление решает в обучении следующие задачи:
помогает обучаемому определить приоритеты;
предполагает принятие индивидуальной ответственности;
повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией.
Слайд 35Технология развития критического мышления (Фазы технологии)
Слайд 36Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению
новой информации.
Учащиеся высказывают свою точку зрения по поводу изучаемой темы, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
Высказывания фиксируются, любое из них будет важным для последующей работы.
Происходит систематизация накопленной информации. Она оформляется с использованием графических схем.
Технология развития критического мышления (Фазы технологии)
Слайд 37Главными задачами второй фазы являются активное получение информации, соотнесение нового с
уже известным, отслеживание собственного понимания.
На этой стадии:
Осуществляется контакт с новой информацией.
Обучаемые сопоставляют эту информацию с имеющимся опытом и знаниями.
Акцентируется внимание на поиске ответов на поставленные вопросы.
Обращается внимание на сложные аспекты проблемы. Ставятся новые вопросы.
Происходит анализ и обсуждение услышанного или прочитанного.
Технология развития критического мышления (Фазы технологии)
Слайд 38Третья фаза призвана суммировать и систематизировать новую информацию, выработать собственное отношение
к изучаемому материалу и сформулировать вопросы для дальнейшего продвижения в информационном поле.
«Рефлексия – особый вид мышления… Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Технология развития критического мышления (Фазы технологии)
Слайд 39"Критическое мышление позволяет увидеть проблему совершенно в новом ракурсе. Это возможность
по-своему увидеть, понять и принять решение по той или иной проблеме."
"Я научилась выражать свои мысли, доверять себе"
"Теперь у меня появился стимул учиться"
Технология развития критического мышления (Изменения в обучении)
Слайд 40"Я обнаруживаю скрытые таланты в своих студентах, они открывают для себя
новые знания, и между ними устанавливаются отношения, основанные на взаимоуважении и доверии"
«Преподаватель поддерживает, но не навязывает, помогает, но не ущемляет.., поощряет к исследованию, но не исследует проблему вместо них."
"…преподаватель, который ценит критическое мышление, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять студентов".
Технология развития критического мышления (Изменения в обучении)
Слайд 41Электронное портфолио преподавателя (назначение)
обобщить и систематизировать дидактические и методические материалы преподавателя;
предоставить
возможности для распространения передового педагогического опыта;
осуществлять рефлексию деятельности преподавателя;
организовать продуктивное взаимодействие преподавателя и обучающихся в процессе обучения.
Слайд 42накопительная (сбор дидактических и методических работ преподавателя);
модельная (является средством формирования модели
индивидуального педагогического опыта, так как позволяет каждому преподавателю вырабатывать свою индивидуальную стратегию обучения, свою педагогическую систему).
Электронное портфолио преподавателя (функции)
Слайд 43программа PowerPoint – создание презентаций для лекций и практических заданий;
программа Word
– разработка опорных конспектов, карточек-заданий и др. материалов, включающих тексты;
программа Excel – разработка тестов и систем рейтинговой оценки знаний;
инструментальные системы создания сайтов (например, FrontPage, Dream Weaver) – разработка материалов, имеющих гипертекстовую структуру;
инструментальные средства для создания компьютерных тестов – разработка тестов;
графические пакеты (например, Photoshop, CorelDraw и др.) – подготовка иллюстративных материалов: обобщающих схем, рисунков.
Электронное портфолио преподавателя (программные средства)
Слайд 44материалы для проведения занятий (презентации, опорные конспекты и др. материалы);
материалы для
организации самостоятельной работы обучающихся (описания практических и лабораторных работ, карточки-задания, раздаточные материалы, темы рефератов и др. видов работ и т. д.);
материалы для мониторинга результатов обучения (тесты, контрольные практические задания, средства рейтинговой оценки знаний);
статьи для журналов, доклады на педагогических совещаниях, материалы выступлений на конференциях;
материалы, представляющие опыт коллег.
Электронное портфолио преподавателя (структура)
Слайд 45Электронное портфолио преподавателя (взаимодействие портфолио)
Слайд 46Концепция реализации системы модульной профессиональной подготовки
Слайд 47Концепция реализации системы модульной профессиональной подготовки в области ИКТ
Предпосылки разработки
разный уровень
подготовки студентов в предметных областях из средней школы;
разнообразные предметные области.
Слайд 48Концепция реализации системы модульной профессиональной подготовки в области ИКТ
Цели реализации
создание гибкой
системы обучения (возможность составления индивидуальных программ, варьирования скорости их прохождения и др.);
ориентация на преимущественно самостоятельную работу студентов;
создание разнообразного методического обеспечения процесса обучения
Слайд 49Концепция реализации системы модульной профессиональной подготовки в области ИКТ
Методологические основания
системный подход;
деятельностный
подход;
компетентностный и личностно-ориентированный подходы;
средоориентированный подход
Слайд 50Концепция реализации системы модульной профессиональной подготовки в области ИКТ
Закономерности системы
конструирование программы
обучения на основе анализа деятельности специалиста;
структурирование содержания обучения в виде модулей и учебных элементов;
специальная организация материалов для обучения;
личностное и деятельностное целеполагание в процессе обучения;
организация материалов для обучения на «бумажных и электронных носителях»;
Слайд 51Концепция реализации системы модульной профессиональной подготовки в области ИКТ
Закономерности системы
преимущественно самостоятельная
деятельность студентов в процессе обучения;
изменение акцента в деятельности преподавателя с информационной (передача информации) на управляющую (организация деятельности студентов, учет результативности обучения);
внедрение рейтингового учета учебных достижений;
широкое использование личностно-ориентированных технологий обучения.
Слайд 52Концепция реализации системы модульной профессиональной подготовки в области ИКТ
Принципы реализации с
позиций:
структурирования содержание обучения;
организации обучения с применением модульного подхода.
Слайд 53Организационно-методические условия реализации системы модульной профессиональной подготовки в области ИКТ
специальное проектирование
материалов для обучения (разработка модулей и учебных элементов на бумажной и электронной основе);
соблюдение технологии создания модульных материалов с целью реализации четкой структуры, ориентированной на самостоятельную работу студентов (ориентировочная, информационная, диагностическая и рефлексивная части);
реализация взаимосвязи технологий личностно-ориентированного обучения в процессе использования модульных материалов;
Слайд 54Организационно-методические условия реализации системы модульной профессиональной подготовки в области ИКТ
разработка системы
мониторинга, включающую создание тестов и разработку системы практических и творческих заданий и критериев их выполнения;
создание рейтинговой системы учета учебных достижений студентов;
разработку электронных ресурсов на модульной основе для поддержки деятельности студентов (электронных учебно-методических комплексов и электронных ресурсов, размещенных в Internet) .