Школьная система качества образования презентация

Содержание

Роль образования в современном мире возрастает Общемировые процессы повышения значимости человеческого капитала для экономического развития страны и снижения социальной напряженности Изменения в мировой и российской экономике, трансформирующими спрос на рынке

Слайд 1Школьная система качества образования
Блохина Е.В., к.п.н.
Доцент кафедры УОУ
НИПКиПРО


Слайд 2Роль образования в современном мире возрастает
Общемировые процессы повышения значимости человеческого капитала

для экономического развития страны и снижения социальной напряженности
Изменения в мировой и российской экономике, трансформирующими спрос на рынке труда;
Политические и социальные перемены в России;
Изменения в системе образования как результат реформ и процессов саморазвития системы образования;
Изменения на рынке труда, осознание населением прямой связи между образованием и индивидуальной успешностью в жизни и профессиональной карьере;
Демографические процессы
Глобализация, выход России на международный рынок труда и мировой рынок образовательных услуг.


Слайд 3Развитие региональной оценки качества образования (РСОКО)
Концепция региональной системы оценки качества образования
Постановление

администрации НСО от 31.08.2007 №99-па «О системе оценки качества образования в Новосибирской области»
Приказ руководителя департамента образования НСО от 12.09.2007 №851 «Об утверждении Положения о регламенте системы оценки качества образования в Новосибирской области»
Приказ руководителя ДО НСО от 15.10.2007 № 976 «Об утверждении примерного положения о распределении стимулирующей части ФОТ и проведении семинаров»

Слайд 4Развитие региональной оценки качества образования (РСОКО)
Приказ руководителя ДО НСО от 02.11.2007

№1090 «Об утверждении Положения об общественном экспертном Совете при главной аттестационной комиссии»
Приказ руководителя ДО НСО от 19.11.007 №1185 «Об аттестации педагогических и руководящих работников ОУ НСО»
Приказ руководителя ДО НСО от 30.11.2007 № 1257 «Об итогах конкурса проектов школьных моделей системы оценки качества образования»
Методические рекомендации «Критерии оценки качества работы учителя при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда»


Слайд 5Качество образования
На основании исследований ЮНЕСКО качество образования можно описывать и улучшать

через характеристики:
Учащихся (здоровье, учебная мотивация, результаты обучения и т.д.);
Процессов (в которых компетентные учителя используют технологи активного обучения;
Содержания (адекватные учебные планы и программы);
Систем (хорошее управление и адекватное распределение и использование ресурсов)



Слайд 6Понятие «качество образования»
Качество образования -– интегративная характеристика образовательного процесса и его

результатов, выражающая МЕРУ СООТВЕТСТВИЯ распространенным в обществе ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить

Энциклопедия профессионального образования (под редакцией С.Я. Батышева)



Слайд 7Понятие «качество образования»
Качество образования -социальная категория, определяющая СОСТОЯНИЕ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ процесса

образования в обществе, его СООТВЕТСТВИЕ ПОТРЕБНОСТЯМ И ОЖИДАНИЯМ ОБЩЕСТВА (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности

С.Е. Шишов, В.А. Кальней


Слайд 8Понятие «качество образования»
Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы

образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
При этом, оценка качества образования подразумевает не только оценку качества образовательных достижений обучающихся но и оценку качества образовательного процесса.
В.А. Болотов



Слайд 9Понятие «качество образования»
«…довольно часто встречается противопоставление управления, ориентированного на процесс, управлению,

ориентированного на результат. В чистом виде и та и другая ориентация однобока, т.к. от процесса(от его качества) зависит результат, а ни от чего другого. Поэтому по большому счету следует говорить об управлении, которое оптимально сочетает в себе ориентацию на достижение конкретного (операционально заданного) результата с ориентацией на процесс, ведущий к достижению этого спрогнозированного и операционально заданного результата».

М.М. Поташник «Управление качеством образования»

Слайд 10Качество образования основные подходы:
Качество результата
и качество условий, процесса
Степень соответствия
поставленной

цели

Качество образования – это
1. уровень достижения комплекса образовательных задач, включая:
учебные результаты,
социализацию выпускников, включая овладение навыками
ориентации и функционирования в современном обществе,
развитие гражданского самосознания.
2. соответствие ожиданиям/требованиям потребителей
3. при условии соблюдения нормативных требований условиям
обучения и освоению образовательного стандарта

Для целей управления образованием целесообразно объединить оба подхода:


Слайд 11Качество
образования


Слайд 12Качество образования


Слайд 13Примерная структура ШСКО
Концепция качества образования (актуальность, понятия, методологическая основа, доктрина: миссия,

принципы, цели, задачи, факторы и т.д.).
Гарантированные обязательства (эталоны) перед потребителями образовательных услуг (условия, процесс, результат).
Организационное обеспечение (локальные акты!).
Процедура оценки качества образования. Мониторинг.
4.1. Принципы мониторинга. Цели, задачи.
4.2. Формы оценивания (внешние, внутренние).
4.3. Описание технологии оценки (кто, когда, зачем, как и т.д.).
4.4. Критерии и индикаторы оценки качества образования.
Информационно-техническое обеспечение.
Субъекты потребления информации (внешние и внутренние).
Управление качеством образования.
Приложения


Слайд 14Концепция качества
Доктрина в области качества ОУ определяет:
Политику в области качества ОУ

образовательной деятельности
Стратегические цели внедрения системы качества
Ожидаемые результаты и механизмы их достижения
Гарантии реализации доктрины

Слайд 15Концепция качества
Полтика в области качества – общие намерения и направления деятельности

ОУ в области качества, официально сформулированные руководителем ОУ.
Политика должна:
Соответствовать стратегическим целям ОУ
Включать требования по постоянному улучшению деятельности
Постоянно анализировать на пригодность
Доведена до всех членов педагогического коллектива

Политика в области качества включает в себя широкую постановку намерений и целей ОУ. Она определяется руководителем ОУ, излагается в письменной форме, официально провозглашается (публикуется) и доводится до всего педагогического персонала

Слайд 16Концепция качества

Миссия - краткое заявление (25-30 слов), которое подчеркивает специфику и

уникальность ОУ, определяющее:
Позиционирование ОУ в окружающем мире (кто мы?)
Стержневые цели существования ОУ (для чего мы существуем?)
Основные группы потребителей и заинтересованных сторон (для кого мы работаем?)
Ключевые обязательства и пути обеспечения качества производимых услуг (что мы гарантируем и за счет чего?)

Слайд 17Концепция качества
В число основных ценностей могут относиться:
Потребители образовательных услуг
Персонал ОУ
Имидж ОУ

на региональном уровне
Материально – техническая база
Современные технологии обучения
Открытость ОУ перед обществом и т.д.

Слайд 18Концепция качества
Под видением понимается краткая формулировка желаемого состояния ОУ по всем

его основным параметрам на обозримую перспективу, обычно на 3 или 5,10,15 лет.

При формулировке видения определяются наиболее важные области (направления) развития ОУ, о которых необходимо заботиться для долговременного успеха.
Видение должно вдохновлять персонал и мотивировать их на достижение заявленных перспектив.

Слайд 19Концепция качества
Поставленные цели должны иметь конкретное выражение в виде некоторых измеряемых

показателей и характеристик, что позволяет четко контролировать степень достижения целей.

Цель в области качества – то, чего добивается или к чему стремиться ОУ в области качества.

Стандарт ISO 9001:2000 требует разрабатывать достижимые и измеряемые цели, связанные с политикой качества. Формулировка целей должна быть изложена настолько конкретно, чтобы их можно было понять и воплотить на практике.

Слайд 20Факторы, влияющие на качество школьного образования
Факторы, которые школа может изменять (профессионализм

учителей, степень участия педагогов в принятии решений, методы обучения, содержание образование)
Факторы, которые школа может изменять при определенных условиях (организация учебного труда, организация свободного времени)
Факторы, на которые школа может оказать влияние при определенных условиях (перегруженность программ и учебников, тип, вид, статус ОУ, частота общения родителей с детьми и т.д.)
Факторы, на которые школа может оказать влияние (жизненные планы, личные качества, физическая подготовка, здоровье и т.д.).
Факторы, на которые школа не может оказать влияние (уровень дохода семьи, половой состав и т.д.)



Слайд 21Гарантии качества


Слайд 22Гарантированные обязательства: условия
Требования к безопасности образовательного процесса (Роспотребнадзор, Противопожарные и др.)
Требования

к оснащению учебного процесса.
Требования к материально –техническому обеспечению
Требования к кадровому обеспечению и т.д.

Слайд 23Гарантированные обязательства: процесс
Определение и описание рабочих процессов
В процессе упорядочивания основных рабочих

процессов необходимо разработать так называемые унифицированные документированные процедуры или спецификации процессов, содержащие:
Цели процесса;
Описание входов и выходов процесса;
Четкое распределение ответственности и полномочий персонала в данном процессе;
Показатели и характеристика качества процесса и методы их измерения, их целевые значения, позволяющие судить о степени достижений целей данного процесса;
Мероприятия по достижению целей (улучшению) процесса;
Другую информацию, необходимую для описания и управления процессами.

Слайд 24Спецификация процесса


Слайд 25Гарантированные обязательства: процесс
Определение основных показателей и характеристик рабочих процессов и разработка

систем их измерения, контроля, анализа степени достижения целей и постоянного улучшения осуществляется в рамках мониторинга

Слайд 26Гарантированные обязательства: процесс
При определении и описании процессов в соответствии с требованиями

стандартов ENQA и стандартов ISO 9000:2000 должны быть учтены процессы:
Стратегического планирования и управления ОУ;
Процессы, связанные с менеджментом ресурсов: менеджмент персонала, управление финансами, техническими ресурсами и инфраструктурой;
Процессы, связанные с потребителями;
Процессы проектирования и разработки образовательных программ;
Основной образовательный процесс;
Процесс контроля знаний и навыков, полученных учащимися во время обучения;
Процессы научно-исследовательской и инновационной деятельности и др.

Слайд 27Гарантированные обязательства: результат
Учебные достижения









Социальная успешность


Слайд 28Формирование организационной структуры системы качества
Предполагает:
Четкое распределение всех полномочий и ответственности руководителей

всех рангов за обеспечение качества;
Назначение уполномоченного ОУ по качеству из состава руководства;
Формирование службы качества ОУ;
Формирование совета ОУ по качеству;
Создание в ОУ рабочих групп, в функции которых будет входить непосредственная разработка и совершенствование системы качества и ее документации

Слайд 29Организационное обеспечение системы качества ОУ
Структурное подразделение ОУ, которое отвечает за школьную

систему качества и систему его оценки
Состав этого структурного подразделения, его руководитель

Слайд 30Оценка качества образования
Процедуры, в рамках которых оценивается деятельность образовательного

учреждения:
Лицензирование – процедура установления соответствия условий осуществления образовательного процесса предлагаемых ОУ, государственным и региональным требованиям к строительным, санитарным и гигиеническим нормам, к обеспечению безопасности, оборудованию учебных помещений, оснащенности учебного процесса, квалификации преподавательского состава и его соотношения к количеству обучаемых.
Аккредитация – процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа, вида) ОУ.
Инспектирование – установление степени выполнения образовательным учреждением законодательных и нормативных актов
Аттестация – процедура установления соответствия. Аттестация педагогических работников – это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности.




Слайд 31Мониторинг
Мониторинг (от анг. Monitoring –контроль, проверка)
Постоянное непрерывное наблюдение за действием

какой-либо системы. Социально - экономическим, демографически и иным процессом для выявления их соответствия намеченным тенденциям и результатам раннего предупреждения нежелательных событий.
Отслеживание, оценка, прогноз состояния окружающей среды, в том числе радиационного фона, в связи с хозяйственной деятельностью человека.
Сбор информации с целью изучения общественного мнения по какому либо вопросу.


Слайд 32Мониторинг в ОУ
- ЭТО СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СБОРА, ХРАНЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, АНАЛИЗА И

РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ НЕПРЕРЫВНОЕ СЛЕЖЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ СИСТЕМ ОУ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИХ РАЗВИТИЯ

Слайд 33Цель мониторинга качества образования
- это сбор, обработка, хранение и распространение

достоверной информации о качестве образовательных результатов, условиях и цене их достижения

т.е. получение достоверной информации о качестве образования

Слайд 34Задачи мониторинга качества образования – поиск ответов на вопросы:
О чем мы

будем собирать информацию?
Объекты мониторинг
Какие критерии и показатели будем использовать при сборе информации?
Критерии и показатели
Как будем собирать информацию?
Формы и методы мониторинга. Субъекты мониторинга
Каким образом будем ее обрабатывать?
Методы обработки информации
С помощью каких методов будем анализировать? Какую информацию и каким образом будем ее хранить?
Методы анализа информации, место и способ хранения.
Кого и каким образом будем информировать о результатах мониторинга?
Потребители информации
Как мы будем работать дальше? Какие изменения введем в школьную систему образования?
Управленческие решения на основе данных мониторинга


Слайд 35Объекты мониторинга
Задание
1)Определите среди перечня объектов мониторинга те, которые измеряются
2) Заполните

таблицу

Слайд 36Задание
Определите содержание мониторинга качества образования


Слайд 37Критерии качества образования
Для оценки качества необходимы критерии

Критерий (от греч.

Kriterion – средство для суждения) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки.

Измеряемую строну критерия представляют с помощью показателей (индикаторов)

Слайд 38Индикаторы
ИНДИКАТОРЫ – аналитические расчетные показатели, содержательно характеризующие состояние и развитие

системы образования

Цель формирования СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ – обеспечить пользователя аналитической информацией о состоянии и тенденциях развития системы образования для принятия решений


Слайд 39 Индикаторы



Задачи
2
3

1






описать состояние системы и прогнозировать ее развитие
дать общую оценку системы
выявить

проблемы или возможность их появления

Слайд 40Цели и задачи системы не могут быть сформированы в рамках системы

- они определяются внешними требованиями, поэтому


Ориентация системы индикаторов развития образовательных систем должна отражать внешний запрос, результат для общества, человека, экономики, государства.


Слайд 41Индикатор должен быть предметным и количественно измеримым
Задача – развитие использования IT

в образовании.
Индикатор - «Число Интернет-часов в образовательных учреждениях, приходящихся на 1 учащегося в неделю»

- что этот показатель показывает?
- как его мерить?


Слайд 42Показатели результатов


Слайд 43Показатели результатов


Слайд 44Показатели результатов


Слайд 45Показатели ресурсов и условий


Слайд 46 Виды мониторинга
По масштабу целей образования (стратегические, тактические, оперативные);
По этапам обучения(входной

или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый);
По временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий);
По частоте процедур (разовый, периодический, систематический)
По охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной);
По организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный);
По формам объект - субъектных отношений (внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ);
По используемому инструментарию (стандартизированный, нестандартизированный)
По содержанию (педагогический, психологический, валеологический и т.д.)

Слайд 47Методики сбора информации
Для контроля за учебным процессом:
Методики оценки качества деятельности учителей;
Методики

оценки качества проведения урока;
Методики оценки деятельности МО учителей;
Рейтинговая система оценки ЗУНов учащихся;
2. Для контроля за работой с кадрами:
Процедура аттестации педагогических работников;
Процедуры оценки уровня профессиональной подготовки кадров;
Технологию коллективного, взаимо- и самоконтроля членов педагогического коллектива и учащихся;
Для контроля за работой с контингентом учащихся:
Использование пакетов психологических тестов;
Медицинские методы контроля за состоянием здоровья учащихся;
За контролем за МТБ:
Методы измерения оснащенности школьных помещений;
Методики оценки технического оснащения школы


Слайд 48Задание
Сформулируйте объекты, критерии и индикаторы, методики определения динамики развития ОУ соответствующие

типу и виду ОУ
Приведите примеры числовых значений индикаторов, гарантирующих определенное качество образования в Вашем ОУ

Слайд 49Мониторинг качества образования


Слайд 50Последовательность удовлетворения информационного запроса потребителя


Слайд 51Последовательность удовлетворения информационного запроса потребителя
Группы пользователей
Потребности в информации об образовании


Слайд 52Основные этапы построения системы качества ОУ
Анализ потребностей рынка образовательных услуг, всех

заинтересованных сторон. Формулировка доктрины в области качества.
Обучение персонала, задействованного в процессе разработки СК ОУ.
Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и структурные подразделения ОУ.
Формирование организационной структуры системы качества и обучения персонала.
Самооценка ОУ и анализ соответствующей документации.
Определение и описание образовательных процессов, упорядочивание существующей документации.
Разработка документации системы качества.
Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов.
Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий

Слайд 53Управление качеством
«От системы оценки качества к управлению качеством»

Задача – повышение качества образования в условиях ограниченных ресурсов и открытости системы


Слайд 54Разработка модели управления качеством образования
Анализ состояния внутришкольного управления

Разработка проекта управления качеством

образования
Разработка нормативной базы

Выбор пути перехода к проекту

Реализация модели

Слайд 55Концепция управления качеством образования на основе индикаторов
Сбор данных и расчет индикаторов
Выявление

связей и
зависимостей результатов
от условий и
внесистемных факторов

Сравнительный анализ для:
выявления отклонений –
идентификации сильных и слабых
сторон системы
определения целевых значений
критериев и индикаторов

Выработка
Стратегии – приоритеты развития системы,
Тактики – на какие факторы воздействовать для улучшения характеристик системы

Обоснованные
Прогноз и программа развития образования


Слайд 56Политика в области качества
«Высшее руководство должно обеспечить, чтобы политика в

области качества:
соответствовала целям организации;
включала обязательство постоянно повышать результативность системы менеджмента качества;
создавала основы для постановки целей в области качества;
была доведена до сведения персонала организации и понятна ему;
анализировалась на постоянную пригодность».

Слайд 57Система индикаторов для управления качеством образования
Для управления качеством образования необходимо иметь

количественную характеристику (мониторинг):

1. Качества образования – оценка результатов
2. Ресурсов системы образования – управляющее воздействие
3. Условий функционирования системы образования – прогноз, корректные сравнения, выбор стратегии


Слайд 58Модель деятельности ОУ с позиций менеджмента качества


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика