Школьная информатика. История развития школьной информатики презентация

Содержание

Информатика как наука Понятие «информатика» возникло в 60-х годах ХХ века во Франции для обозначения области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин (ЭВМ). Informatique (информатика) = Information (информация)

Слайд 1Школьная информатика. История развития школьной информатики.


Слайд 2Информатика как наука
Понятие «информатика» возникло в 60-х годах ХХ века во

Франции для обозначения области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин (ЭВМ).
Informatique (информатика) = Information (информация) + Automatique (автоматика)
Computer Sciеnсе (наука о компьютерной технике) – Западная Европа и США.
В нашей стране информатика  трактовалась как «...комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на ЭВМ систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики».

Слайд 3Определения информатики
Информатика - это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования

информации с использованием компьютера и их взаимодействием со средой применения (Макарова Н.В.).
Информатика - это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования и использования информации (Энциклопедический словарь).

Объект информатики – информация.

Предмет информатики – информационные процессы, (компьютер).


Слайд 4Задачи информатики:
Исследование информационных процессов любой природы;
Разработка информационной техники и создание новейшей

информационной технологии на базе результатов исследования информационных процессов;
Решение научных и технических задач создания, внедрения и эффективного использования ИКТ во всех областях общественной жизни.

Слайд 5Структура информатики:
Теоретическая информатика
Вычислительная техника
Программирование
Информационные системы
Искусственный интеллект
Прикладная
Кибернетика


Слайд 6Функции информатики как науки в сфере образования
Школьная информатика - ветвь информатики,

занимающаяся исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном процессе.
Программное (или математическое) обеспечение школьной информатики поддерживает информационную, управляющую и обучающую системы средней школы, включает в себя программистские средства для проектирования и сопровождения таких систем, а также средства общения с ними, ориентированные на школьников, учителей и работников аппарата управления органами просвещения.
В области технического обеспечения школьная информатика имеет своей целью экономически обосновать выбор технических средств для сопровождения учебно-воспитательного процесса школы; определить параметры оборудования типовых школьных кабинетов вычислительной техники; найти оптимальное соотношение использования серийных средств и оригинальных разработок, ориентированных на среднюю школу.




Слайд 7Функции информатики как науки в сфере образования
Учебно-методическое обеспечение школьной информатики состоит

в разработке учебных программ, методических пособий, учебников по школьному курсу информатики, а также по всем школьным предметам, которые могут испытывать методологическое влияние информатики, и по курсам, при преподавании которых планируется использование средств информатики.
Организационное обеспечение связано с внедрением и поддержанием новой информационной технологии учебного процесса:
организационно-технические мероприятия по обеспечению и последующему сопровождению технической базы школьной информатики;
организация разработки, тиражирования и доставки цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в школу;
подготовка и переподготовка кадров …



Слайд 8Содержание информатики как учебной дисциплины


Слайд 9Информатика как учебный предмет в средней школе
Информатика обладает системой понятий, которые

используются в других учебных дисциплинах но не изучаются отдельно (информация, алгоритм, модель и моделирование).
Содержание предметной дисциплины – дидактическая модель предметной области знаний, которая включает в себя 2 блока:
- основной (содержание обучения),
- блок средств (с помощью чего изучать).


Слайд 10Образовательное значение школьного курса информатики
Формирование основ научного мировоззрения (формирование представлений об

информации как одного из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации).
Развитие мышления школьников (теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений).
Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования (формирование компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования информационных технологий ).

Слайд 11Содержательно-методические особенности школьного курса информатики
Понятийный аппарат (ПА) – разделен на 2

категории – универсальный ПА (информация, алгоритм, модель…, которые используются не только в информатике и узкоспециальный ПА (программа, драйвер..).
Достаточно широкая межпредметность дисциплины: задачи из различных учебных предметов.
Компьютер в информатике выступает в 2-х ролях: является средством обучения и объектом изучения.
Достаточно большая роль самостоятельной работы учащихся.
Индивидуализация обучения.
В информатике несколько объектов изучения (информация, алгоритм и компьютер).

Слайд 12 История развития школьной информатики.


Слайд 13Основные этапы становления информатики как школьной дисциплины
Подготовительный (конец 50-х гг.

20 века - 1985).
Первый этап (1985 - 1990 гг.).
Второй этап (1990 - 1994 гг.).
Третий этап (1994 - 2000 гг.).
Четвертый этап (2001 г. - по настоящее время).

Слайд 14Подготовительный этап (конец 50-х гг. 20 века - 1985).
Экспериментальное обучение школьников

основам программирования и элементам кибернетики (А.П. Ершов и С.И. Шварцбурд, В.С. Леднев и А.А. Кузнецов).
Обосновали необходимость включения в содержание общего среднего образования самостоятельного учебного предмета информатика.

Слайд 15Хронология подготовительного этапа
50-е годы:
Изучение программирования в ряде школ г.Новосибирска

на базе вычислительной техники Академгородка (академик Андрей Петрович Ершов и сотрудники).

В короткое время в аналогичную работу были включены сотни энтузиастов-ученых из университетов и научно-исследовательских институтов страны.


Слайд 16Хронология подготовительного этапа
Семен Исаакович Шварцбурд в 1959 г. в московской

школе №444 создал математический класс, ученики которого обучались программированию и основам численных методов на базе ВЦ одного из московских НИИ. Этот опыт показал, что школьники могут успешно осваивать программирование для ЭВМ (машинные коды).
В июле 1961 г. Министерство просвещения РСФСР утвердило первый вариант документации для школ с математической специализацией: квалификационную характеристику выпускника, учебный план, программы по общему курсу математики, а также

60-е годы - специализация по программированию на базе школ с математическим уклоном (предпрофессиональная подготовка вычислителей-программистов на базе общего среднего образования).

специальным учебным предметам: «Математические машины и программирование», «Вычислительная математика».
Поток публикаций и методических разработок, посвященных вопросам преподавания программирования школьникам.


Слайд 17Хронология подготовительного этапа
Академик Вадим Семенович Леднев дает научное обоснование включению в

школьную программу обязательного курса кибернетики. Для такого нововведения были следующие предпосылки:
возникновение новой перспективной предметной области, связанной с автоматической обработкой информации;
появление нового направления в научном мировоззрении, которое получило название «информационная картина мира»;
распространение нового вида деятельности людей — обработка информации с использованием ЭВМ.
Практической реализацией этого подхода явился курс "Основы кибернетики" (В.С.Леднев, А.А.Кузнецов), рекомендованный в 1975 году Минпросом СССР сначала в качестве факультативного. В программе курса присутствовали такие темы, как: информация и информационные процессы, информационные модели, информационные процессы в системах управления, устройство ЭВМ и программирование для ЭВМ.

В конце 60-х — начале 70-х гг. публикуются первые исследования в отечественной педагогике, направленные на обоснование необходимости введения в систему общего образования нового учебного предмета.


Слайд 18Хронология подготовительного этапа
С введением в среднюю общеобразовательную школу факультативных занятий (правительственное

постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», 1966), началась работа и по организации факультативов по математике и ее приложениям. В их числе 3 специальных факультативных курса, постановка которых в той или иной степени предполагала использование ЭВМ: «Программирование», «Вычислительная математика», «Векторные пространства и линейное программирование» (в отличие от школ с матема­тической специализацией чаще всего строились в условиях «безмашинного» обучения).


Слайд 19Хронология подготовительного этапа
Конец 70-гг – профильное обучение, создание производственных УПК (получение

определенной специальности). Появились курсы, дающие специальность инженер-программист.
Начало массового производства микро-ЭВМ, скачок доступности ЭВМ.
Разработка концепции школьной информатики («Сибирская группа школьной информатики: А.П.Ершов, Г.А.Звенигородский, Ю.А.Первин, Н.А.Юнерман - новосибирский Академгород при Вычислительном центре Сибирского отделения Академии наук).
По поводу целей, помимо формирования компьютерной грамотности, в концепции говорится об ориентации на развитие определенных навыков умственной деятельности, определенного стиля мышления учащихся, названного операционным стилем мышления.

Слайд 201982 год: Решение Министерства просвещения СССР о введении калькуляторов в учебный

процесс школы.


1984 год: Разработка основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы


1985 год: Разработка программы предмета «Основы информатики и вычислительной техники».


Слайд 21I этап развития отечественного школьного курса информатики (1985 - 1990 гг.).
В

1985 г. директивно был введен обязательный общеобразовательный курс "Основы информатики и вычислительной техники". Одним из его идеологов был академик А.П.Ершов.
Под руководством Андрея Петровича Ершова и Вадима Макариевича Монахова была разработана первая программа и подготовлен первый школьный учебник информатики.
Предмет изучался в старших классах (сначала — в IX—X, затем — в X—XI).


Слайд 221 сентября 1985 г.- начало преподавания основ информатики и ВТ в

массовой школе.

Слайд 23I этап (1985 - 1990 гг.).
основы программирования на одном из языков

программирования;
практические навыки обращения с ЭВМ;
принцип действия и устройство ЭВМ и ее основных элементов;
применение и роль компьютеров в производстве и других отраслях деятельности человека.

Основная цель обучения информатике в школе в первой программе курса ОИВТ - компьютерная грамотность учащихся (умение программировать), в содержании которой выделялись следующие компоненты:
понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов, программе как форме представления алгоритма для ЭВМ;


Слайд 24
Обучение информатике проходило под лозунгом, выдвинутым академиком А.П. Ершовым, - «Программирование

– вторая грамотность».

Отечественная техника, выпускаемая в это время, имела программное обеспечение в основном для обучения программированию.


Слайд 25I этап (1985 - 1990 гг.).
На преподавание курса ОИВТ было выделено

1-2 часа в неделю в 9-10 классах.

Поначалу в большинстве школ информатика преподавалась по «безмашинному варианту», поскольку лишь немногие школы могли обеспечить своим ученикам работу с программируемыми микрокалькуляторами и доступ к ЭВМ, в основном, используя материально-техническую базу предприятий, вузов, НИИ.


Слайд 26К концу 80-х в школы начала массово поставляться советская компьютерная техника:

БК, ДВК, УКНЦ, Корвет, Вектор и т.п., а также японские Ямахи.

УКНЦ

ЯМАХА

I этап (1985 - 1990 гг.).

В 1986 г. под руководством А. П. Ершова разрабатывается «машинный вариант» ОИВТ. В список целей изучения курса добавляется умение грамотной постановки задач из различных предметных областей, их формализации, программной реализации и интерпретации результатов вычислений.


Слайд 27Содержательная сторона - абсолютизация линии «алгоритмизация и программирование».
В этот период

были определены «три кита», три основных понятия информатики. Это алгоритм, компьютер, информация. Именно в таком порядке фактически были расставлены приоритеты этих тем в первой программе и в первом учебнике ОИВТ под редакцией А.П. Ершова и В.М. Монахова.
Основным методическим достижением первого этапа развития школьной информатики была адаптация опыта преподавания курса программирования в высшей школе и в отдельных спецшколах к общеобразовательной средней школе.

I этап (1985 - 1990 гг.).


Слайд 281985 г. Начало подготовки учителей информатики в пединститутах по новым учебным

планам.

1986 г. Начало издания журнала «Информатика и образование».

I этап (1985 - 1990 гг.).


Слайд 29В 1987-1990 гг. появились
первые экспериментальные
программы по информатике
для младших

школьников
(Бешенков С.А., Дуванов
А.А., Зайдельман Я.Н.,
Первин Ю.А.).



В них основной задачей являлось знакомство детей с компьютерной техникой, принципами, методами и средствами программирования, понятиями “алгоритм”, “исполнитель”, “типы данных” и др.

I этап (1985 - 1990 гг.).


Слайд 30II этап(1990-1994)
Связан с использованием трех учебников, составленных разными авторскими коллективами. К

концу 80-х годов возрастает потребность школ в учебниках и учебных программах по информатике, ориентированных на использование ЭВМ.

Слайд 31В результате проведенного в 1987 году конкурса, для преподавания информатики в

школе был рекомендован учебник ОИВТ, написанный авторским коллективом под руководством В.А.Каймина.

По мнению авторов, преподавание ОИВТ должно решать триединую задачу: формирование компьютерной грамотности, логического мышления и информационной культуры учащихся (через изучение элементов логического программирования). Под компьютерной грамотностью подразумевается «умение читать и писать, считать и рисовать, а также искать информацию, применяя для этого ЭВМ».

II этап(1990-1994)


Слайд 32Учебник А.Г.Кушниренко и др. – наиболее близкий по идеологии к учебнику

А.П. Ершова. Основной целью обучения информатике в общеобразовательной средней школе провозглашается развитие операционного (алгоритмического) мышления учащихся. Центральное понятие курса –
алгоритмы, а основное содержание
учебной деятельности – составление и
анализ алгоритмов.

II этап(1990-1994)


Слайд 33В курсе А.Г.Гейна делается акцент на математическое моделирование. Курс носит явно

выраженную прикладную направленность. В программе сказано: «Основной целью курса является обучение школьников решению жизненных задач с помощью ЭВМ» (правда, практически исключительно

II этап(1990-1994)

средствами программирования).

Как ни в одном другом курсе широко используются межпредметные связи.


Слайд 34 Программа, утвержденная в 1991 году Госкомитетом СССР по народному образованию, закрепила

официальные позиции этих трех курсов как альтернативных и равноправных.

Учитель имел право выбрать любой из трех учебников по своему усмотрению.

II этап(1990-1994)


Слайд 35Ведущая роль в содержании курса информатики отводилась программированию.
В итоге все

выливалось в «Бейсик-уклон».

II этап(1990-1994)


Слайд 36Принятие Закона об образовании РФ. Отменяются госпрограммы, провозглашается концепция образовательных стандартов.

Начинается работа над предметными стандартами (особенно актуально для информатики). Название предмета изменяется с ОИВТ на «Информатика».
 Основные организационные моменты этого периода: во-первых, перевод информатики из старших классов в базовую школу. В 1993 году был принят базисный учебный план, где информатика прописана в 7 классе за счет вариативного компонента учебного плана.
С распространением персональных компьютеров и развитием прикладного программного обеспечения меняется парадигма компьютерной грамотности: переход от программирования к пользовательскому уровню работы на ПК. Это находит отражение в новых учебниках по информатике.

III этап(1994-2000)


Слайд 37Решением коллегии Минобразования в 1995 г. была рекомендована концепция непрерывного изучения

информатики в школе, в которой выделяются три этапа:
- пропедевтический курс (1-6 классы); - базовый курс (7-9 классы); - профильные курсы (10-11 классы).



Слайд 38Министерством проводится конкурс на проект ГОС по информатике, победителем которого стал

проект, разработанный под руководством А.А. Кузнецова, опубликованный в 1997 г.  
В проекте ГОС по информатике были сформулированы три типа целей: обучающая, развивающая и воспитательная. Причем в обучающих целях на первом месте стояла научно-мировоззренческая компонента.

III этап(1994-2000)


Слайд 39До утверждения стандарта Министерство выпускает документ под названием «Обязательный минимум содержания

образования по информатике», в котором была описана такая структура в виде перечня семи содержательных линий:
Информация и информационные процессы.
Представление информации.
Компьютер.
Алгоритмы и исполнители.
Формализация и моделирование.
Информационные технологии.
Компьютерные телекоммуникации.


III этап(1994-2000)


Слайд 40Существуют две методические модели организации обучения: линейная и циклическая (дидактическая спираль).

Изучение информатики в школе происходит по модели дидактической спирали: на каждой ступени обучения происходит возврат к основным содержательным линиям, но на новом уровне. По этому принципу выстраивается содержание непрерывного обучения информатике в школе.


III этап(1994-2000)


Слайд 41Характерный организационный момент этого периода -процесс регионализации школьной информатики (различные организация,

содержание, формы контроля, постановка преподавания предмета в разных регионах).
В содержательном плане основным положительным моментом этого этапа можно считать ориентацию содержания предмета на научный анализ структуры предметной области.



III этап(1994-2000)


Слайд 42Позиция «фундаменталистов» следующая: информатика должна быть исключительно теоретической наукой, фундаментальной, с

хорошим математическим аппаратом.
Позиция «технологистов»: не нужны в школе никакие фундаментальные основы, преподавать только технологии, готовить «юзеров», что можно делать и без отдельного предмета под названием «Информатика».



«Фундаменталисты» и «технологисты».


Слайд 43Постепенно в триаде «алгоритм - компьютер - информация» центр тяжести все

более явно переносится на информацию.
Формируется другая определяющая содержание предмета триада: «информация - информационные процессы - информационные технологии». Компьютер входит в «информационные технологии». Алгоритм - разновидность информации - управляющая информация.



III этап(1994-2000)


Слайд 44Методические достижения:
формирование методики преподавания информационных технологий, технологического компонента в курсе информатики.
начало

создания учебного программного обеспечения по теоретическим вопросам информатики.



III этап(1994-2000)


Слайд 45Проблемы учительского корпуса - «Microsoft-уклон».



III этап(1994-2000)


Слайд 46четко прослеживается идея «базового курса»
появление Обязательного минимума содержания информатики
«регионализация» преподавания информатики
концепция

стандарта по информатике
учебный план 98 года снова вернул информатику в 10-11 классы, но объявлял самостоятельной областью

III этап(1994-2000). Основные моменты:


Слайд 472002-2003 гг. - эксперимент по обучению информатике в начальной школе, начиная

со 2 класса.
В «Методическом письме по вопросам обучения информатике в НШ» (2002 г.) говорится, что «информатика в НШ представлена как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета «Информатика и информационные технологии» основной школы. Обучение информатике во 2-4 кассах рекомендуется проводить учителям НШ.
Разработка учебно-методических изданий по информатике для НШ и 5-6 классов (М.А. Плаксин, А.В.Горячев, А.К.Звонкин и др., Е.П. Коляда). Осуществляется создание компьютерной поддержки по информатике для НШ.
В 2003 г. - «особенностью обучения информатике в НШ является постепенное наращивание компьютерной составляющей курса» («Информационное письмео МО РФ» от 22.05.2003 г.).


IV этап(2000 - …)


Слайд 48Утверждение федерального компонента стандарта по информатике и ИКТ (05.03.2004 г.) и

нового Базисного учебного плана (09.03.2004 г.).
Предмет получает новое название — «Информатика и ИКТ». Он представлен в федеральном базисном учебном плане, а значит, обязателен к изучению в 3—4 классах в качестве учебного модуля предмета «Технология» и как самостоятельный учебный предмет 8—9 классах по 1 и 2 часам в неделю соответственно.
Утверждаются три варианта ГОС: для основной школы (VIII—IX классы) и для полной средней школы на базовом и профильном уровнях (вариативная компонента).
В 10—11 классах, в зависимости от выбранного профиля, «Информатика и ИКТ» может изучаться на базовом либо профильном уровне, а также в виде элективных курсов.


Слайд 49С 2006 г. начинается разработка школьных образовательных стандартов второго поколения. Исходный

документ в новой структуре ГОС называется фундаментальным ядром общего образования. В первой версии фундаментального ядра (В. В. Фирсов, А. М. Абрамов, В. П. Дронов, В. Д. Шадриков) были названы три базовые образовательные области: филология, математика и информатика. Появилась надежда на реализацию идеи непрерывного, интегрирующего курса информатики.
В окончательной версии фундаментального ядра (2009 г., Н. Д. Никандров, В. В. Козлов, А. М. Кондаков, В. В. Фирсов, А. М. Абрамов, В. П. Дронов) информатики не оказалось вообще.


IV этап(2000 - …)


Слайд 50В появившемся в мае 2010 г. проекте стандарта основной школы информатика

как отдельный предмет отсутствовала и упоминалась лишь в названии образовательной области «Математика и информатика», не разделенной на отдельные дисциплины. После многочисленных замечаний к проекту в окончательной версии документа информатика появилась. В новом БУП информатика помещена в VIII—IX классы по 1 и 2 часам в неделю соответственно.
Содержание школьного курса информатики в соответствии с Федеральным компонентом ГС общего образования включает в себя 2 содержательные линии: информационные процессы и информационные технологии.


IV этап(2000 - …)


Слайд 51Для начальной школы в Стандарте второго поколения информатика включена в предметную

область «Математика и информатика». В этой предметной области получили отражение только две линии - «Алгоритмы и исполнители» и «Моделирование и формализация».
Другие линии информатики остались в предметной области «Технология» (3-4 классы).

IV этап(2000 - …)


Слайд 52Развитие ИКТ происходит благодаря развитию научного содержания информатики. В то же

время действует и обратная связь: потребность прогресса технологий стимулирует развитие науки. Поэтому нельзя отрывать изучение одного от другого. Связь теории и технологий обеспечивает внутреннюю системность курса.



Слайд 53 ИКТ - инструментарий УУД. Формирование ИКТ­компетентности обучающихся.
В условиях интенсификации процессов информатизации

общества и образования при формировании УУД наряду с традиционными методиками целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно­образовательной среды.
Ориентировка младших школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно применять (ИКТ­компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.


Слайд 54Поэтому программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования

содержит раздел, который определяет необходимые для этого элементы ИКТ­компетентности» - «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)».


Слайд 55ИКТ-компетентность
ИКТ-компетентность учащихся – способность выполнять информационные процессы с использованием средств ИКТ.
ИКТ-компетентность

учителя – способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Базовая ИКТ-компетентность учителя - способность учителя использовать общие знания о компьютере и умения в области компьютерных технологий.
Специальная ИКТ-компетентность учителя-предметника - готовность педагога к обеспечению процесса обучения любому учебному предмету (в том числе и преподаваемого в начальной школе) с использованием ИКТ.


Слайд 56Учебная ИКТ­компетентность - способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в

начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника.
«Решение задачи формирования ИКТ­компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ­компетентность), но и в рамках метапредметной программы по формированию универсальных учебных действий».



Слайд 57
В процессе становления и развития информационной образовательной среды выделяют следующие основные

этапы: 
1 этап : экспериментальное введение программирования в специальных школах (середина 50-х ХХ в. – 1980г.)
2 этап: введение элементов программирования в курс алгебры (1980-1985гг.)
3 этап – выделение информатики в отдельную учебную дисциплину (1985-1990гг.)
4 этап – понижение возрастной границы обучающихся информатике (1990-1994гг.)
5 этап – интеграция информатики с другими учебными дисциплинами (1994-2000гг.)
6 этап – использование Интернет-среды и формирование основ информационного мировоззрения учащихся - (после 2000г.)



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика