Секторальные реформы в области инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями в Финляндии презентация

Содержание

Международное сравнительное исследование PISA, 2009 год – несколько наблюдений Система образования Финляндии успешна благодаря тому, что плохо успевающим учащимся удается достигать высоких результатов Реформы школьного образования 1968–2010 годов: регулирование и

Слайд 1Матти Куорелахти, профессор
Университет Оулу
Финляндия
ЮНИСЕФ – Конференция по инклюзивному образованию для детей с

ограниченными возможностями Москва, 29 сентября 2011 года

Секторальные реформы в области инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями в Финляндии


Слайд 2Международное сравнительное исследование PISA, 2009 год – несколько наблюдений
Система образования Финляндии

успешна благодаря тому, что плохо успевающим учащимся удается достигать высоких результатов
Реформы школьного образования 1968–2010 годов: регулирование и педагогика
Инклюзивное образование в Финляндии: оказание поддержки в индивидуальном порядке

Темы


Слайд 3Средние баллы учащихся по чтению, математике и естествознанию (PISA, 2009 год)


Слайд 4Различия в баллах (мальчики и девочки) по чтению, математике и естествознанию

(PISA, 2009 год)

Слайд 5Процентные доли учащихся, достигших уровней 1–6 по чтению


Слайд 6500
Средние баллы по чтению в разбивке по национальным квартилям
PISA, 2009 год


Слайд 7Высокие результаты у отстающих учащихся!
Средние различия по чтению в сравнении со

средним значением по странам ОЭСР (=0) по национальным квартилям (PISA, 2009 год)

Слайд 8Различия результатов, показанных учащимися по чтению (PISA, 2009 год)


Слайд 9Различие в баллах
Все школы обеспечивают одинаковое качество
Разные школы дают разные результаты
Воздействие

социально-экономических условий, в которых находятся учащиеся и школы, на результаты учащихся по естествознанию (PISA, 2009 год)

Слайд 10Детям с ограниченными возможностями (проблемы в обучении, поведенческие, сенсорные нарушения и

т. д.) в большей степени гарантировано качественное образование, если различия между школами невелики
Индивидуальные потребности должны удовлетворяться в обычных школах
Качественное образование для всех – и "для всех" должно действительно означать "ДЛЯ ВСЕХ"
Сведение к минимуму числа неохваченных детей

Выводы


Слайд 11Реформы школьного образования 1968-2010 годов в Финляндии


Слайд 12Основное голосование и политическая дискуссия в парламенте в 1963 году, касающиеся

перехода от традиционной параллельной системы к комплексной школе
123 против 68 (из 200 членов парламента) -> комплексные, предусматривающие 9-летнее базовое школьное образование для детей в возрасте от 7 до 16 лет

Структурная реформа 1968 года


Слайд 13Существенные изменения в плане педагогики:
9 академических лет образования для всех вместо

подразделения на "способных к академической деятельности" и "ориентированных на практику" после четырех лет обучения (как в настоящее время происходит в большинстве стран Центральной Европы)
Разделение на группы по способностям для занятий математикой и английским языком до 1985 года
Расширение услуг в области специального образования
Главным образом специальное образование в режиме неполной недели (ученик посещает занятия в рамках специального образования 2-4 часа в неделю)
Классные учителя в 1–6 классах, учителя-предметники в 7–9 классах

Структурная реформа 1968 года


Слайд 14Эффект реформы школьного образования: заметное изменение результатов обучения, особенно у отстающих

учащихся

Слайд 15Отстающие учащиеся

Лучшие учащиеся
Понимание прочитанного учащимися 9-х классов в Финляндии в 1965

и в 2005 годах (Moberg & Savolainen 2008)

Слайд 16Реформа услуг в области специального образования: постепенное продвижение в направлении инклюзивного

образования

Слайд 17Развитие услуг в области специального образования путем привлечения на работу учителей

в Финляндии в 1961–2010 годах (Moberg 2011)

Слайд 18Процентная доля учащихся специальных школ снизилась с 2 до 1,2 %
Количество

специальных школ в 1985–2010 годах

Слайд 19Стандартная учебная программа
Категория 2: 23,3 %
Категория 3: 8,5 %
Усиленная поддержка: специальное

образование в режиме неполной недели

Общая поддержка: обычный учитель и учителя в рамках специального образования (в режиме неполной недели)

Категория 1: Все, в случае необходимости

Специальная поддержка: в обычном классе или в классе/группе специального образования

Индивидуальный план обучения (ИПО)

Специальное образование -> Поддержка


Слайд 201978 год – учителя начальных классов также должны иметь квалификацию магистра
1985

год – больше никакого подразделения учеников на группы по способностям (“сильные – средние – слабые”)
1997 год – отдельные лица с ограниченными интеллектуальными способностями поступают в систему образования из системы социального обеспечения

Реформы Закона об образовании


Слайд 212000 год – Индивидуальный план обучения (ИПО) только по одному предмету,

и учащийся может продолжить обучение в обычном классе -> число учащихся, обучающихся по ИПО, увеличилось с 3 до 8 %
школы получили больше государственных субсидий исходя из числа ИПО
2010 год – от "специального образования" к "поддержке"
Переход из категории 1 в категорию 2, ТОЛЬКО если мер по категории 1 оказалось недостаточно; меры должны быть документированы

Реформы Закона об образовании


Слайд 22Инклюзия – как она понимается в финской системе образования


Слайд 23Доступ
Каждый ребенок имеет возможность посещать школу
Транспорт, оборудование и доступная среда
Участие


Каждый ребенок должен иметь опыт пребывания членом сообщества (класса/школы)
Друзья, взаимоотношения, равенство – несмотря на ограниченные возможности
Качественное образование
Результаты обучения, позитивные ожидания
См. также ЮНЕСКО: Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования и Инклюзия на практике

Инклюзия: доступ, участие и качественное образование для всех детей


Слайд 24Коэффициент посещаемости школы высокий, а число учащихся, выбывших на этапе базового

образования, очень небольшое (0,04 %)
Концепция "Школы для всех" четко включена в Закон о базовом образовании
Специальная образовательная поддержка должна оказываться в обычных школах (если это возможно)
Граждане высоко ценят базовые школы (и профессию учителя)

Это школа для всех? На этот вопрос можно ответить утвердительно, потому что


Слайд 25Детей помещают в сегрегированную среду, в специальные школы и классы
Понятие инклюзивного

образования не прописано явным образом в Законе о базовом образовании
К детям с особыми образовательными потребностями не всегда приветливо относятся в обычных классах

Это школа для всех? На этот вопрос можно ответить отрицательно, потому что


Слайд 26Результаты работы системы являются удовлетворительными, и конфликты между домом и школой

случаются редко ->
для общества характерно большое доверие к школе
и
Индивидуальные потребности выявляются на ранних этапах школьного обучения и обеспечиваются поддержкой


Однако


Слайд 27Некоторые замечания относительно проблем, связанных с многообразием в школах – особенно

в Финляндии

Слайд 28Вопрос состоит в том, чтобы не только в школах, но также

и в обществе в целом лица с ограниченными возможностями воспринимались как обладающие теми же правами и обязанностями, что и все другие люди
Дети с ограниченными возможностями должны получать образование вместе со своими сверстниками
С другой стороны: где им наилучшим образом обеспечиваются взаимоотношения со сверстниками?
Глухие дети – использование языка жестов
Лучшим другом слепого ребенка нередко бывает другой слепой ребенок

Ценности и установки


Слайд 29Где наилучшим образом обеспечиваются взаимоотношения со сверстниками, если ребенок агрессивен, замкнут

или его/ее сверстникам трудно с ним/ней общаться?
Ребенок с СДВГ может быть сложным партнером для общения
Ребенок с трудностями в обучении может не понимать социальные ожидания своих сверстников -> чрезмерная/недостаточная реакция
Дети с особыми образовательными потребностями нередко выглядят более несчастными в рамках школьного сообщества
Они надеются приобрести больше друзей, они в большей степени подвергаются насмешкам
Учителя не должны забывать поощрять в детях терпимость и положительное отношение к другим детям

Ценности и установки продолжение


Слайд 30Гибкость школьной системы: не только один вид поддержки (например, специальные школы

или классы), НО целый спектр услуг
Наличие в школе групп, состоящих из разных специалистов
Обычные учителя и учителя специального образования, директор, психолог, школьная медсестра и социальный работник
Анализ и решение проблем в школе
Поиск новых и творческих видов поддержки на уровне школы, класса и на индивидуальном уровне

Виды поддержки


Слайд 31Учителям также нужна поддержка, когда они сталкиваются с огромными проблемами, обусловленными

многообразием детей!
Ни один учитель не может в одиночку работать с классом, в котором индивидуальные потребности учащихся велики и носят ярко выраженный характер
Модели совместного преподавания: обычные учителя и учителя специального образования работают вместе и объединяют свои классы
Лидирующая роль образования в деле поощрения сотрудничества и разделения ответственности за благополучие детей в школе

Сотрудничество и разделение ответственности


Слайд 32Партнерство, обсуждение, выслушивание
Уважение к родителям как к знатокам своего ребенка
Ориентирование родителей

в целях поощрения эмоционального, поведенческого и когнитивного развития своего ребенка
Ориентирование их на то, чтобы в случае необходимости искать иную профессиональную поддержку

Роль родителей


Слайд 33Проблемы учителей все же в значительной мере одинаковы во всех образовательных

системах!
Я надеюсь, что вы нашли какие-либо идеи для своих будущих усилий по содействию образованию детей с ограниченными возможностями.
Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика