Слайд 1Подготовила ученица 6 «Г» класса Шелкова Люба.
Русская живопись XIV века.Феофан Грек.
Слайд 2 С XIV века начинается расцвет русской живописи. Большой
вклад в её развитие внёс Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а затем в Москве. Он приехал из Византии на Русь в 70-ых годах XIV века уже известным живописцем и отдал всё своё мастерство новой родине.
Слайд 3 Немногочисленные сведения о Феофане встречаются в московских и новгородских летописях,
но особую ценность представляет письмо, написанное около 1415 г. московским духовным писателем и художником Епифанием Премудрым архимандриту тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу. Сообщение Епифания интересно тем, что дает уникальную возможность составить представление о принципах работы мастера. В своем послании он сообщает о хранившемся у него Четвероевангелии, иллюстрированном Феофаном и украшенном изображением храма Святой Софии в Константинополе.
Слайд 4Описание рисунка приведено со многими подробностями. "Когда он все это изображал
или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту. Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям "притчам" и его хитростному строению. "
Слайд 5В Новгородской III летописи первая работа Феофана упоминается под 1378 г.
Здесь говорится о росписи им новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине-улице - единственной дошедшей до наших дней работе мастера, имеющей документальное подтверждение и доныне остающейся главным источником для суждения о его искусстве. Фрески церкви сохранились фрагментарно, поэтому восстановить систему ее росписи можно лишь частично
Слайд 7Религиозные сюжеты Фоефана Грека были выполнены в несвойственной византийской живописи манере,
в них чувствовался интерес мастера к характеру, внутреннему миру человека. Он смело экспериментировал с цветовой гаммой, так выписывал фигуры святых, что они смотрелись не застывшими в одной позе, как бы в движении. Таким самобытным творением является икона Донской Богоматери. Тёмно-вишнёвую гамму, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой повязкой. Сами же лики Марии и Младенца были выполнены энергичными мазками синего, зелёного и красного цветов. Никогда ещё Святая Дева не получалась такой одухотворённой и земной.
Слайд 8В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества, Кремлёвский терем великого князя
Василия I, создал фрески для Архангельского собора. Однако главным его творением стало созданием иконостаса для Благовещенского собора. Иконостасы, как самобытное творение появились в русских церквях в конце XIV века (византийская культура не знала таких больших иконостасов).
Слайд 9Русский иконостас представлял собой часть внутреннего убранства храма. Иконы. Поставленные в
несколько рядов, образовывали высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части помещения. Иконы располагались в строгом порядке. В нижнем ряду помещалась икона святого или праздника, в честь которого возведена данная церковь. Далее следовал ряд икон, в центре которой изображался Христос, а по бокам в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча, а также апостолы, архангелы, святители. В благовещенском иконостасе было 25 икон, созданных в мастерской Феофана.
Слайд 10 Детали благовещенского иконостаса
Слайд 11 Феофан Грек относится к крупнейшим мастерам средневековья. Его работы,
исполненные в Византии, не сохранились. Все известные его произведения были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более тридцати лет. Он познакомил русских с высочайшими достижениями византийской духовной культуры, переживавшей в его время один из последних взлётов.