Слайд 1
Российское образование – 2020:
модель для инновационной
экономики
Кузнецова
Т.М.,
зам. директора по НМР
31 марта 2010 г., заседание методического совета
Слайд 2Стратегическая цель государственной политики в области образования –
повышение доступности качественного образования,
соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина
Слайд 3Приоритетные задачи
Модернизация институтов образования как инструментов социального развития.
Формирование механизмов оценки качества
и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.
*
Слайд 4Приоритетные задачи
Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики.
Создание
современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
*
Слайд 5*
Базовые принципы новой модели
Образование как стержень карьеры в течение всей жизни.
Культура
усвоения замещается культурой поиска и обновления.
Открытость системы образования.
Новый уровень социального стандарта образования: не школа, а вуз.
Пространство поддержки и свободы для таланта, инициативы и мотивации.
Новые роли преподавателя.
Слайд 6*
Базовые принципы Образование как стержень
карьеры в течение всей жизни
Индивидуализация гибких (настраиваемых) образовательных траекторий: 75% их объема формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому ученику, а самостоятельный человек для себя самого.
Резкое увеличение доли выбора, формирование открытого рынка образовательных программ и модулей.
Прозрачная и понятная для всех система
признания результатов образования в каждом модуле и система накопления кредитов.
Слайд 7*
Базовые принципы Культура усвоения замещается культурой поиска
и обновления
Информационный взрыв: объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков.
Изменение содержания образования. Информационная составляющая содержания в значительной степени замещается формированием ключевых компетентностей (коммуникативность, решение проблем, работа в группах) и умением применять знания.
Реабилитация свободного поиска: преподаватель теряет монополию на оценку результатов учащегося.
Слайд 8*
Базовые принципы
Открытость системы образования
Жесткие рамки
формальной системы образования размываются; новые «несистемные» образовательные институты: научные лаборатории, электронные и интернет-СМИ; справочные и «рефератные» сайты; учебные центры; частные консультанты, коучеры и репетиторы.
Новое регулирование образовательного рынка: государство уже не способно контролировать качество. Главные субъекты регулирования – профессиональное сообщество и потребители.
Международная открытость: сравнительные исследования, поддержка импорта и экспорта образовательных технологий и услуг.
Слайд 9*
Базовые принципы
Новый социальный стандарт образования
Городская культура и
городская экономика резко ограничивает возможности людей без высшего образования.
В России это усугубляется сложившейся низкой социальной оценкой начального и даже среднего профессионального образования.
90% российских родителей считают важным дать ребенку высшее образование.
Слайд 10*
Базовые принципы
Новый социальный стандарт образования
Первая ступень высшего
образования фактически превращается в продолжение школьного, главная роль – это продвинутая социализация, а не профессиональные компетенции.
В России приращение объема общего образования, которое во многих странах происходило за счет удлинения старшей школы, целесообразно осуществлять в вузовском секторе и включить в систему высшего образования прикладной бакалавриат (часть техникумов). В результате до 70% выпускников школ будут продолжать образование на академическом и прикладном бакалавриате.
Слайд 11*
Базовые принципы Свобода и поддержка
для инициативы, таланта, мотивации
Образовательная система ранее была нацелена на успешное освоение стандарта основной группой учащихся. Теперь добавляется новая (равнозначная) задача: раннее выявление и поддержка высоко мотивированных учащихся, создание для них особых условий, позволяющих полностью реализовать свой творческий потенциал.
Слайд 12Базовые принципы Свобода и поддержка
для инициативы,
таланта и мотивации
Опережающее развитие системы дополнительного образования школьников и молодежи, включающей реальную проектную деятельность.
Импорт мозгов: приглашение ведущих зарубежных ученых в российские университеты.
Грантовые программы на поддержку индивидуальных и групповых
инициатив.
*
Слайд 13*
Базовые принципы Новая роль преподавателя:
исследователь, наставник, консультант,
руководитель проектов
Снижение доли «герметичных» учебных заведений, преподаватели которых больше нигде не работают
Новая модель рынка труда преподавателей: он теряет свою прежнюю замкнутость, накладывается на рынки интеллектуальных работников других профессий.
Резко растет эффективная зарплата преподавателя; несоответствие реального вознаграждения ведет к оттоку квалифицированных кадров.
Адресная поддержка эффективных и перспективных педагогов.
Перевод подготовки основной массы учителей в
специализированных магистратурах.
Слайд 14Этапы реализации модели образования
I этап – до 2012 г.
II этап -
до 2016 г.
III этап - до 2020 г.
Слайд 15Дошкольное образование
Самостоятельный элемент современной модели образования - система раннего развития
детей (от 0 до 3 лет).
К 2010 г. будут созданы специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевые программы сопровождения детей из семей группы риска.
Поддержка государством многообразных программ раннего развития детей, предлагаемые организациями различной формы собственности. В рамках данных программ особое внимание будет уделено выявлению одаренности и возможных трудностей в развитии.
Слайд 16
Дошкольное образование
К 2014 г. как минимум два года дошкольного образования в
разных формах будут непременным этапом взросления каждого российского ребенка. В результате предстоит обеспечить не только высокую готовность детей к школьному обучению, но и их раннюю позитивную социализацию, снижение случаев асоциального поведения
Слайд 17Общее образование
Актуальной становится модель школьного образования, предполагающая разделение по возрастам -
создание специальных школ для младших школьников и для юношей.
В качестве обособленной ступени также рассматривается образовательная ступень подростковой школы.
Выделение специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях.
Слайд 18Общее образование
Важнейший компонент новой модели школьного образования - компетентностный подход.
К
2010 г. будет завершен организационный переход на принципы профильного обучения.
К 2012 г. в практику войдет оценка качества работы системы, построенная на выборочном статистическом анализе, а к 2015 г. будет создана единая добровольная цифровая система учета образовательных достижений школьников.
Слайд 19Профессиональное образование
Основные структурные элементы системы высшего образования -университеты, академии и
институты, среди которых будут выделяться:
10 – 12 научно-образовательных комплексов мирового уровня;
20 – 40 исследовательских вузов;
100 – 150 крупных университетов регионального значения;
университеты, академии и институты, реализующие главным образом программы бакалавриата.
Слайд 20Профессиональное образование
Ключевое изменение - переход к нормативному подушевому финансированию, обусловливающему прозрачную
конкуренцию вузов за способных выпускников школ в условиях Единого государственного экзамена как формы внешней независимой объективной аттестации
Слайд 21Изменения в системе НПО и СПО
на базе училищ, колледжей, техникумов
будут реализовываться не только образовательные программы для получающих профессиональное образование впервые, но и программы повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов рынка труда;
часть общеобразовательных и социальных функций учреждений НПО может быть передана системе общего образования.
Слайд 22Изменения в системе высшего образования
высшее образование станет социальным стандартом поколения,
вступающего в активную жизнь в первой четверти 21 века;
завершится переход к уровневому высшему образованию при существенном сокращении перечня специальностей (направлений подготовки) высшего образования на уровне бакалавриата и при введении более высоких нормативов финансирования программ магистратуры
Слайд 23Пошаговое движение к современной модели образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий
капитал страны, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России