Слайд 1Роль и место дополнительного образования в образовательном учреждении
Цель: определить роль и
место дополнительного образования в образовательном учреждении.
Задачи:
Выявить актуальность проблемы
Определить целесообразность сотрудничества общего и дополнительного образования;
Определить условия эффективной организации педагогической деятельности в системе дополнительного образования;
Выявить особенности управления блоком ДО;
Показать перспективы развития системы дополнительного образования
Слайд 2
Актуальность проблемы
Гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,
свободное развитие личности
государственной политика в области образования
Образовательный стандарт
Слайд 3Гуманистическая педагогика -
педагогика успеха
выявление, поддержка и развитие индивидуальных интересов
и склонностей ребёнка
включение его в целесообразные виды деятельности
создание условий для развития и саморазвития личности.
ценности психологической поддержки ребёнка,
принятие его личности и индивидуальности,
защита его права на самоопределение и выбор собственного пути, в том числе, в учении.
Именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Потребность иметь блок дополнительного образования, таким образом, вызван его значительным социально-педагогическим потенциалом.
Слайд 4 Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации
«Под «дополнительным» понимается мотивированное
образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно».
«Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка».
Слайд 5 Методические рекомендация по развитию дополнительного образованию детей в общеобразовательных учреждениях
Дополнительное образование рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной политики.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ в интересах человека, государства.
«особо ценный тип образования»,
Дополнительное образование в системе школы позволяет:
Создавать широкий общекультурный и эмоционально окрашенный фон для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;
Осуществлять «ненавязчивое» воспитание – благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит «незаметное» формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения;
Ориентировать школьников на реализацию своих способностей;
Компенсировать отсутствие в основном образовании тех или иных учебных курсов, которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств;
Обеспечивать ребёнку «ситуацию успеха», необходимую для его полноценного развития и психического здоровья.
Слайд 6 Вовлекая детей в ДО, мы расширяем воспитательное поле школы, включая
личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
И именно в этой сфере учащиеся получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. И потому ДО помогает ребёнку изменить статус: он может оказаться в числе лидеров, хотя в основном образовании им никогда не был.
Слайд 7Данные опроса среди учащихся
Кружки, секции нужны
(«Да, конечно!», «Естественно», «Нужны!!!»)
помогают
развиваться и взрослеть,
позволяют найти себя,
способствуют творческому, духовному развитию,
помогают найти друзей,
позволяют приобретать опыт,
способствуют исполнению заветных мечтаний,
помогают приобрести новые знания,
Слайд 8Родители считают, что кружки, секции
расширяют кругозор и сферу интересов,
способствуют формированию нравственных
качеств, творческой и социальной активности детей,
способствуют гармоничному развитию,
дисциплинируют детей,
дают возможность общения в коллективе,
приобщают к здоровому образу жизни;
познаёт себя
приобретает опыт деятельности
Слайд 9Направленности дополнительного образования
2009-2010 учебного года
Художественно-эстетическая
Культурологическая
Физкультурно-спортивная
Научно-техническая
Эколого-биологическая
Всего направленностей: 5
Количество кружков
и секций: 16
Учебный план включал в себя 63 часа.
Слайд 10
Направленности дополнительного образования
2010-2011 учебного года
1. Художественно-эстетическая
2. Культурологическая
3.Социально - педагогическая
4.
Эколого-биологическая
5. Физкультурно-спортивная
6. Научно-техническая
7. Естественно – научная
8. Социально-экономическая
Всего направленностей: 8
Количество кружков и секций 45
Учебный план включает в себя 160 часов.
Слайд 112) Целесообразность сотрудничества общего и дополнительного образования.
Благодаря наличию блока дополнительного образования
удаётся осуществить 3 исключительно важные функции:
создавать культурную эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха»,
способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности,
выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя ограниченные возможности индивидуального развития в условиях общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях дополнительного образования.
Слайд 12 Объединение возможностей и потенциалов
общего и дополнительного образования помогает решить
5 основных стратегических задач современного образования:
обеспечить непрерывность образования;
развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования;
осуществлять воспитательные программы и программы социально-психологической адаптации ребёнка;
проводить профориентацию;
развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности ребёнка и учителя.
Слайд 13Проблемы, решаемые благодаря включению блока дополнительного образования в систему деятельности учебно-воспитательного
комплекса
Проблема занятости детей в пространстве свободного времени.
Организация целесообразной деятельности ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию.
Овладение навыками учебной деятельности.
Углубление знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, построение целостной картины мира в его мировоззрении.
Формирование навыков общения со сверстниками, со старшим и младшим.
Формирование ответственности.
Развитие познавательной активности.
Компенсация дефицита игровой деятельности.
Психокоррекционная работа и личностный рост.
Слайд 143) Условия эффективной организации педагогической деятельности в системе дополнительного образования
«Повсюду ценность
школы равняется ценности её учителя»
Дистервег
Как вы считаете, применима ли эта фраза
к системе дополнительного образования ?
Какими реальными человеческими ценностями должен оперировать педагог
дополнительного образования?
Слайд 153) Условия эффективной организации педагогической деятельности в системе дополнительного образования
1. В
системе дополнительного образования должны работать профессионалы.
1.1.Педагог-эксперт, мастер, маэстро. (Педагогическое мастерство)
1.2.Личностные качества педагога: аттракция(социальная установка на уважение к человеку, отношение к человеку как к самоценности), эмпатия ( способность сопереживать)
2. Взаимосвязь, взаимодействие педагогов общеобразовательного учреждения в обеспечении развития дополнительного образования детей.
3. Наличие и развитие методической базы дополнительного образования.
4. Занятия должны проводиться в специально организованном пространстве: соответствующее помещение, оборудование.
5. Поощрять детей и педагогов морально (через прессу) и материально: дети должны осознавать и ощущать значимость своего труда, что их труд, их победы, достижения нужны окружающим людям и обществу в целом.
Слайд 16
«Каким вы видите взаимодействие педагогов общеобразовательного учреждения в обеспечении развития дополнительного
образования детей?» Выберите из предложенного списка специалистов, обеспечивающих развитие дополнительного образования детей.
100 % - педагогов ДО
75 % - заместителя директора по ДО
50 % - классных руководителей
44% - библиотекаря
44% - учителя-предметника
31% - старшего вожатого
25 – педагога-психолога
25% -социального педагога
Слайд 17Методические рекомендации по развитию дополнительного образованию детей
в общеобразовательных учреждениях
полный список
педагогов общеобразовательного учреждения, обеспечивающих развитие дополнительного образования детей.
Заместитель директора по дополнительному образованию. (Эта должность появилась недавно, есть пока не во всех школах, но с развитием системы дополнительного образования детей нужда в таком специалисте будет ощущаться всё острее)
Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в разные виды деятельности.
Классный руководитель призван внести большой вклад в создание условий для развития интересов и талантов ребят. Он имеет возможность хорошо изучить их интересы, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые мешают ребёнку в становлении личности.
Старший вожатый находит помощников в организации социально значимых дел, праздников, соревнований и других общешкольных мероприятий, активными участниками которых являются прежде всего члены кружков, объединений. С помощью педагога ДО легче обнаружить ребят, обладающих инициативой, самостоятельностью, лидерскими качествами.
Психолог может сыграть особую роль в развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения.
Социальный педагог решает задачи по социальной защите детей, внимательно изучает условия их жизни, которые зачастую препятствуют развитию их творческих способностей.
Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие системы дополнительного образования детей, сотрудничая с руководителями творческих объединений по интересам в целях интеграции основного и дополнительного образования детей.
Школьный библиотекарь призван оказать значительную помощь педагогам ДО и их воспитанникам, подбирая наиболее интересную методическую, научно-популярную, художественную литературу.
Слайд 184) Особенности управления блоком ДО
3 фактора развития в системе управления блоком
ДО:
Руководители – творческие личности, реализованные в художественном творчестве
Гуманистический подход руководителей к педагогам ДО: безусловное положительное принятие личности и поддержка
Сопереживание достижениям – победа конкретного коллектива всегда воспринимается и представляется как победа всей школы.
Слайд 195) Перспективы развития системы дополнительного образования
1. Развитие содержания ДО
Стремление к созданию
целостной системы, в которой работа кружков, секций, факультативов подчинялись бы определённой идее, ориентировались на конкретную цель.
2. Развитие методов и средств ДО.
Успех ДО в школе во многом зависит от умения руководства использовать имеющиеся резервы.
3. Развитие форм организации ДО.
Наиболее перспективной и интересной формой в настоящее время является клуб.
Слайд 20
РАЗВИТИЕ - ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО
ВОСПИТАНИЕ - ЧЕРЕЗ УВАЖЕНИЕ
УЧЕНИЕ - ЧЕРЕЗ
УДИВЛЕНИЕ
Слайд 21РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА ШКОЛЫ № 887
от 17.11.2010
1.Считать систему работы дополнительного образования
ГОУ СОШ №887 удовлетворительной.
2. Способствовать дальнейшему эффективному развитию системы дополнительного образования в школе.
3. Работать над созданием единой системы общего и дополнительного образования с целью всестороннего развития личности ребёнка.
4. Содействовать росту качества дополнительного образования в школе путём повышения профессионализма работников дополнительного образования