5.1. Особенности принятия эвристических решений в системе государственного управления.
5.2. Примеры технологий принятия эвристических решений в системе государственного управления (Десять правил принятия решений М. Рубинштейна, технология принятия верных решений «да» или «нет» С.Джонсона).
5.3. Научные концепции выбора критериев принятия решений. Концепция фон Неймана о критериях принятия решений “человеком экономическим”.
5.4. Научные концепции выбора критериев принятия решений. Концепция Г. Саймона о критериях принятия решений “человеком административным”.
Вопросы для головы:
1. Удовлетворяю ли я подлинную потребность?
2. Узнал ли я варианты выбора?
3. Все ли я продумал до конца?
Вопросы для сердца:
4. Честен ли я сам с собой?
5. Доверяю ли я своей интуиции?
6. Достоин ли я лучшего?
Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М., 1979.
Кини Р.Л., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. М., 1981.
Проблемы модели
Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении // Теория фирмы. М., 2000. С. 54-72.
1. «Множество рассматриваемых альтернатив неизмеримо меньше, чем их объективно существующий набор».
2. «Информационные, вычислительные и иные возможности организаций и находящихся в их составе индивидуумов не позволяют точно распределять и измерять оценки последствий любой из возможных альтернатив».
3. «Цели в процессе принятия решений являются многосложными (разнородными) и свести их к однозначно измеримому показателю практически невозможно».
1. Люди стремятся к приобретению чего-либо, а затем, достигнув желаемого, теряют к нему интерес («выбрасывают в корзину»).
2. Возможность или потребность в принятии решения может рассматриваться как мусорная корзина, в которую «различные виды задач и решений сбрасываются по мере их производства».
3. Большинство проблем решается путем “улетучивания”, но не разрешения проблемы.
М.Коэн (Michael Gohen), Дж. Марч (James March) и Дж.Олсен (Johan Olsen)
“Организация представляет собой скопление выборов, ищущих проблемы; идей и чувств, ищущих ситуации, где они могут быть выражены; решений, ищущих вопросы, на которые они могут быть ответом; и людей, которые принимают решения, ищущих работу”.
Независимые потоки событий при принятии управленческого решения
Администратор часто чувствует себя более удобно,
когда он «летает на задней части штанов»,
чем когда следует советам теоретиков.
Синоптический подход – прогнозирование результатов решений с привлечением к анализу больших информационных массивов.
«Стратегия локальных приращений» - непрерывно проводятся небольшие изменения направленные на достижения стратегических целей.
A1. Руководитель принимает решение самостоятельно, использует всю информацию, которая имеется у него в данный момент времени.
A2. Руководитель получает информацию от подчиненных, а затем решает проблему самостоятельно. При этом вы можете сообщить подчиненным, в чем заключается проблема. Роль подчиненных в принятии решения сводится к предоставлению необходимой информации, но не к поиску или оценке возможных решений.
С1. Руководитель излагает проблему подчиненным которых это непосредственно касается в индивидуальной беседе,, выслушивает их идеи и предложения.. Затем самостоятельно принимает решение, которое может отражать или не отражать мнение подчиненных.
С2. Руководитель излагает проблему группе подчиненных, собирает коллективные идеи и предложения. Затем самостоятельно принимает решение, которое может отражать или не отражать мнение подчиненных.
G2. Руководитель излагаете проблему группе подчиненных. В процессе совместного обсуждения они осуществляют поиск и оценку альтернатив и пытаются достичь согласия при решении проблемы. Роль руководителя – председатель, он не пытается повлиять на группу, чтобы она приняла «его» решение, готов принять любое решение, которое получило поддержку группы.
Связь зрелости исполнителей и стиля лидерства:
∙ Давать указания (низкий уровень зрелости. Не способность или не желание выполнять работу. Четкая постановка задач. контроль).
∙ “Продавать” (средний уровень зрелости. Хотят, но могут выполнить работу. Инструктаж, обучение).
∙ Участвовать (Участие в принятии решений).
∙ Делегировать (высокий уровень зрелости. Подчиненные хотят и могут нести ответственность).
3.7. Ситуационная концепция руководства Фидлера
1. Организация представляет совокупность постоянно взаимодействующих «силовых» игр или так называемый ансамбль игр.
2. Игра - определенный тип отношений, которые возникают в любых организациях.
3. Все игроки хотят достичь своих целей, но в этом им препятствуют другие участники игры.
4. Игры выдуться не на «жизнь или смерть», а игры с целью достижения наиболее выгодного положения внутри организации.
5. Группы пытаются установить контроль за одним из дефицитных ресурсов организации в зонах или ситуациях неопределенности.
3. Организация - это не столько результат разумного проектирования, сколько продукт жизнедеятельности игр.
5. Ансамбль силовых игр М. Круазье назвал стратегической моделью организации.
Познавательные.
Политические .
Организационные.
1. ЛПР может продолжить поиск альтернатив, которые соответствуют его устремлениям.
2. Одновременно с этим уровни устремлений могут начать снижаться, чтобы стать практически достижимыми.
3. Если первые два механизма не приводят к выбору приемлемой альтернативы, то «рациональное адаптивное поведение» человека заменяется на «эмоциональное поведение» (например, апатию или агрессию), которое блокирует возможность принятия удовлетворительного решения.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть