Слайд 1
Рекомендации по разработке рабочей программы.
Требования к структуре, содержанию и оформлению.
Слайд 2Источники:
Методические рекомендации Министерства образования по разработке рабочих программ.
Методические рекомендации по составлению
рабочих программ педагогов ОО, реализующих ОП ДО, СПб, 2014 год
Презентация СПб АППО.
Конструктор рабочей Программы к.п.н. Овечкиной Т.А.,2015 год
О.Н.Крылова, Т.С. Кузнецова«Рабочая программа педагога. Методические рекомендации для разработки», «КАРО»,СПб,2013 г.
Журнал «Дошкольная педагогика» № 4-5-2014 год, статья О.А.Воронкевич,Т.Ю. Седачевой,Е.А.Якимовой «Рабочая программа педагога ДОУ как инструмент реализации основной образовательной программы дошкольного образования».
Слайд 3«Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ от 29.12.2012 года
Глава 1.Общие положения,
статья 2 п.9
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
п.9 образовательная программа-комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты); организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а так же оценочных и методических материалов.
Слайд 4 Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании
в Российской Федерации»
Ст.48 «Педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию (предмета, курса, образовательной области) в соответствии с утвержденной рабочей программой….
Слайд 5Профессиональный стандарт
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 года
№ 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
Приказ зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2013 года.
Слайд 63.1.1. Обобщённая трудовая функция
Трудовые действия
1.Разработка и реализация программ учебных дисциплин в
рамках основной общеобразовательной программы
Необходимые знания
7.Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
Слайд 7Методические рекомендации СПб АППО
Слайд 8Методические рекомендации по составлению рабочих программ
Общие положения
1.1. Рабочая программа педагога образовательной
организации является обязательным педагогическим документом, обеспечивающим систему образовательной работы с детьми по реализации образовательной программы дошкольного образования (адаптированной образовательной программы дошкольного образования)
Слайд 9Рабочая программа – документ!
Содержание образования определенного уровня и направленности в конкретном
образовательном учреждении определяется основной образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой образовательным учреждением самостоятельно.
Рабочая программа – документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
Рабочая программа - документ, разрабатываемый образовательным учреждением в целях определения объема, структуры и содержания образовательного процесса по определенному направлению или в данной конкретной группе (младшая, старшая, логопедическая, оздоровительная и т.д.)
Слайд 10Цель рабочих программ:
создание условий для эффективного планирования, организации, управления
образовательным
процессом в ДОУ в рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.
обеспечить достижения планируемых результатов ООП ДО.
Слайд 12Основные функции рабочей программы
1. нормативную (рабочая программа документ, на основе которого
осуществляется контроль по реализации основной образовательной программы ДО, полнотой усвоения материала, а также определяется график системы мониторинга планируемых результатов)
2. информационную (позволяет получить представление о целях содержания, последовательности изучения материала по направлению, в данной группе).
3. методическую (определяет пути достижения результатов освоения образовательной программы )
4. организационную (определяет основные направления деятельности, формы их взаимодействия, использование средств обучения).
5. планирующую (регламентирует требования на всех этапах обучения и воспитания).
Слайд 13Разработка рабочей программы
1.3. Разработчиками рабочей программы являются педагоги ОО: воспитатель, музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-логопеды, и другие ( в соответствии со штатным расписанием ОУ)
Воспитатели, работающие на одной группе, составляют рабочую программу совместно
ФГОС ДО
Основная образовательная программа
Слайд 141.3.- 1.4. Положение о рабочей программе
Разработать (Приложение № 1)
Обсудить на заседании
коллегиального органа ОО ( в соответствии с Уставом)
Оформить протоколом
Утвердить приказом руководителя
Сроки действия программы устанавливаются ОО.
Программы рассматриваются ежегодно коллегиальным органом
Слайд 15Возможны ли изменения и дополнения?
1.8. Образовательная организация может вносить изменения и
дополнения в Положение о рабочей программе, в содержание рабочих программ, рассмотрев и утвердив внесенные коррективы на заседании органа самоуправления.
По итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления принимает решение «рекомендовать к использованию» или «принять» при последующем издании приказа образовательного учреждения об утверждении рабочих программ.
Слайд 16Корректировка программы
Кто?
Корректировку осуществляют разработчики программы
В результате чего?
Карантин, наложенный на ОО
(дети не посещали длительное время)
Результаты углубленной педагогической диагностики показали завышенный или заниженный уровень предполагаемого материала, другое.
Слайд 17Что можно внести дополнительно?
Составитель рабочей программы (специалист, педагог) может самостоятельно
дополнить перечень
изучаемых тем, понятий в рамках раздела.
раскрыть содержание разделов, с той степенью конкретизации, которая отвечает требованиям образовательного учреждения.
устанавливать последовательность подачи материала (например, с учетом структуры используемого учебно-методического комплекта).
корректировать объем времени, исходя из дидактической значимости, степени сложности усвоение материала воспитанниками.
Слайд 18Техническое оформление Программы
Оформление и набор на компьютере
Текстовый редактор Word for Windows
Шрифт
Times New Roman
Кегль 12-14
Межстрочный интервал – одинарный
Переносы не ставятся
Выравнивание по ширине.
Абзац 1,25
Поля со всех сторон 2 см
Слайд 19Техническое оформление Программы
Центровка заголовков и абзацы в тексте
выполняются при помощи средств
Word.
Лист формата А4.
Таблицы вставляются непосредственно в текст
Рабочую программу:
прошиваем,
нумеруем страницы,
с оборотной стороны на выведенные нити наклеиваем стикер
Ставим печать на уголок стикера
Слайд 20Рабочая программа
Рабочая программа создается и рассматривается ежегодно на коллегиальном органе до
10 сентября текущего года
Находится на рабочем месте в течении учебного года
По истечении срока реализации хранится в документах образовательной организации 5 лет на бумажном носителе.
Слайд 21
Структура рабочей программы. Титульный лист
Рабочая программа
( воспитателя, учителя логопеда…)_____________
Ф.И.О
Группа:
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения ( по Уставу) № ___ вида____района____ Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2016 год
Слайд 23Содержание рабочей программы
1.
Целевой
2.
Содержательный
3.
Организационный
Слайд 24Структура рабочей программы
Титульный лист
Целевой раздел (пояснительная записка, целевые ориентиры освоения воспитанниками
Программы)
- Содержательный раздел (содержание образовательной работы по пяти образовательным областям в форме перспективного комплексно-тематического планирования на учебный год с указанием осваиваемых тем, форм работы, видов деятельности)
Организационный раздел (условия реализации рабочей программы: режимы дня, среда развития, максимально допустимая образовательная нагрузка, система мониторинга, система работы с семьями воспитанников, учебно-методическое обеспечение, др.)
Слайд 251. Целевой раздел программы
Нормативно-правовые документы или программно-методические материалы, на основании которых
разработаны программа
Цели, задачи , решаемые при реализации рабочей программы с учетом образовательной организации и группы;
Принципы и подходы
Краткая психолого- педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей группы;
Сроки реализации рабочей программы
Целевые ориентиры освоения (ООП, возраст, индивидуальные особенности каждого воспитанника)
Слайд 26
Разработка программы осуществлена в соответствии с
Законом РФ от 29.12.2012
№ 273-ФЗ – «Об образовании в РФ»;
Конвенцией о правах ребенка ООН;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Приказом Министерства образования РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Указом президента Российской Федерации № 761 от 01.06.2012 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг»
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13)
Распоряжением Комитета по образованию №1263-р от 05.05.2012 «Об утверждении Концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга».
Закон СПб «Об образовании в Санкт-Петербурге» от 17.07.2013 №461-83
Слайд 27Цель данного документа
решение конкретных задач, определенных основной образовательной программой дошкольного образования
, в основу которой положены примерные программы:
-какие?
Рабочая программа обеспечивает развитие детей в возрасте от __до __лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи:
ООП, результатов мониторинга
Слайд 28Программа опирается на научные принципы построения:
принцип развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
Принцип научной обоснованности и практической применимости
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
Принцип адаптивности(через адаптивность предметно-развивающей среды к потребностям ребенка, адаптивность к пространству ДОУ и окружающему социальному миру)
Системности и деятельного подхода (включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности, сочетания наглядных и эмоционально-образовательных технологий обучения)
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра, в группе раннего возраста - предметная деятельность.
Слайд 29Возрастные и индивидуальные особенности детей группы
Где можно взять?
В Основной образовательной
программе
!!!!
Не забыть указать сензитивные периоды и основные виды деятельности.
Слайд 30Целевой раздел
Конструктор , предложенный к.п.н. Овечкиной Т.А.
Слайд 322. Содержательный раздел программы
Комплексно-тематическое планирование по 5 образовательным областям ( на
учебный год, с учетом деятельности ОО в летний период)
Форма КТП определяется ОО в соответствии с реализуемой образовательной программой
В группах компенсирующей и комбинированной направленности включается содержание коррекционной работы, предусмотренной адаптированной ОП и рекомендациями специалистов психолого-медико-педагогического консилиума.
Слайд 33Содержательный раздел программы
Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
Музыкальный руководитель, инструктор
по физической культуре отражают планирование образовательной работы по приоритетным для них образовательным областям в соответствии с функциональными особенностями.
Слайд 34Содержательный раздел
Конструктор , предложенный к.п.н. Овечкиной Т.А.
Слайд 35 Примерная форма (содержательный раздел рабочей программы), к.п. наук Овечкина Т.А.
Слайд 362.2. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной
адаптированной программы дошкольного образования
Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой основной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи).
Слайд 382.3. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
Слайд 393. Организационный раздел
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность
Совместная образовательная деятельность
Самостоятельная деятельность
Формы образовательной деятельности
Реализуемые
образовательные технологии
Режим дня(зимний, летний, благоприятный, неблагоприятный , щадящий)
Образовательная нагрузка ( СанПин 2.4.1.3049-13)
Слайд 40Организационный раздел
Условия реализации программы:
Методическое обеспечение образовательного процесса (по образовательным областям)
Разработка индивидуального
образовательного маршрута
Создание предметно-пространственной среды
Другие условия (умственная и двигательная нагрузка)
Слайд 41Организационный раздел
Конструктор , предложенный к.п.н. Овечкиной Т.А.
Слайд 42
3.1. Режим пребывания воспитанников в группе (12 часов) (осенне-зимний период, весенне-летний,
щадящий режим и др.)
3.2. Структура реализации образовательной деятельности
Слайд 43
3.3. Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы (занятия)
(в соответствии с требованиями
СанПиН, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26)
Примечание: В середине занятий статического характера проводится физкультминутка.
Слайд 443.4. Создание развивающей предметно- пространственной среды группы
Слайд 453.5. Методическое обеспечение образовательной деятельности (список литературы, ЭОР, др.)
Слайд 52Уточняем!
Рабочая программа пишется в соответствии с методическими рекомендациями , предложенными СПб
АППО
Вариант рабочей программы составляется по аналогии с основной образовательной программой, но при этом следует помнить, что рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей контингента воспитанников педагог создает модель образования на основе ФГОС ДО.
Во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения рекомендуется разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив их Положением о рабочей программе.
Слайд 54Спасибо за внимание.
В итоге: Рабочие программы должны обеспечивать достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы дошкольного учреждения с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта.