Слайд 1Реализация требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по
предметной области «Русский язык и речевая практика» на основе УМК «Букварь. 1 класс» авторов А.К. Аксеновой, С.В. Комаровой, М.И. Шишковой.
Предметная область «Язык и речевая практика». Учебный предмет: Русский язык. Раздел: Обучение грамоте.
Соответствие учебника требованиям ФГОС, АООП.
Формирование личностных и предметных результатов.
Формирование базовых учебных действий:
- личностных;
- коммуникативных;
- регулятивных;
- познавательных.
Слайд 6Направления работы
Формирование слухового восприятия и развитие грубых звуковых дифференцировок.
Работа по совершенствованию
фонематического слуха и простейшего звукового анализа.
Работа по развитию артикуляционного аппарата.
Работа по развитию зрительно-пространственного восприятия.
Работа по координации движений мелких мышц кисти рук.
Развитие представлений об окружающем мире и первоначальных навыков речевого общения.
Слайд 7Первоначальные умения в области звукового анализа
Схемы слов и предложений
Слайд 12Упражнения по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки
Различение наиболее распространённых
цветов (чёрный, коричневый, красный, жёлтый, синий, зелёный, белый)
Воспроизведение из цветных полосок различных сочетаний, напоминающих буквы п, н,ш, т.
Различение сочетаний полосок по цвету, размеру и расположению.
Разложение целого на составные элементы и восстановление целого из отдельных частей.
Классификация геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Воспроизведение геометрических фигур в определённой последовательности.
Разложение предмета на составные части и восстановление целого из отдельных частей (геометрические фигуры)
Слайд 13 Подготовка к обучению письму
Обводка по шаблону или трафарету геометрических
фигур;
обводка по контуру геометрических фигур;
соединение по точкам ;
раскрашивание и штриховка в разных направлениях с соблюдением предела геометрических фигур.
Слайд 14
Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных
линий;
вычерчивание кривых линий;
зарисовка предметов, напоминающих по форме печатные буквы: т, ш, н, и;
рисование знакомых предметов;
рисование бордюров из прямых , кривых и ломаных линий;
рисование узоров из геометрических фигур;
Рисование бордюров из волнистых линий
Слайд 16Письмо элементов букв
Прямая линия;
прямая линия с закруглением внизу;
прямая линия
с закруглением вверху;
прямая линия с закруглением вверху и внизу;
линия с петлёй внизу, линия с петлёй вверху;
полуовалы;
элементы заглавных букв
Слайд 17Методика упражнений в написании элемента букв
Рассматривание образца на таблице, анализ,
обведение указкой.
Подробное объяснение написания элемента и написание его на доске учителем.
Письмо элемента учащимися в воздухе.
Написание элемента учащимися на доске по готовому образцу и самостоятельно.
Рассматривание образца, подготовленного в тетради учителем
Письмо элемента в тетради по контуру.
Самостоятельное письмо.
Слайд 19Букварный период.
Этапы прохождения звуков и букв
На I этапе изучаются звуки
и буквы: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии;
на II этапе – Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й,Жж, Бб, Дд, Гг, ь;
на III изучаются последние десять букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Слайд 20
Знакомство с новой буквой и звуком:
-выделение звука
из живой речи
- выделение звука из начала или конца слова (опора на схему)
- запоминание образа буквы
Развитие фонематического слуха и звукового анализа
Многократность упражнений в чтении
Работа над предложением
Развитие речевого общения
Закрепление материала
Слайд 22 Чтение прямого слога
Чтение «по следам анализа»;
чтение
по подобию или по аналогии:
а о м с
ма мо ма са
ха хо мо со
са со му су
на но мы сы
Слайд 23протяжное произнесение первого согласного звука с
постепенным переходом на последующий гласный
с……………а
с……….а
с.……..а
с…….а
с….а
са
Слайд 24чтение с предшествующей подготовкой органов артикуляционного аппарата (а-ма, а-ба,
а-да);
запоминание слоговых структур
Слайд 25Чтение трехбуквенного закрытого слога
Приём наращивания слога
со
м сом
ма л мал
хо р хор
Слайд 28Чтение слов со стечением согласных
Чтение «по следам анализа»;
наращивание слогов и
слов: ра-бра, ра-гра, вол-волк, кот-крот;
изменение формы слова: мосты-мост, кусты-куст;
преобразование слов: кот-кто;
упражнения в параллельном чтении:
ра-бра-брат вол-волк
ра-вра-врач пол-полк
ра-гра-грач
Упражнения в чтении по подобию:
стол врач волк клюв
стул грач полк ключ
Слайд 29Обучение письму
Обучение правильному начертанию букв
Обучение соединению букв в слоги
и слова
Обучение списыванию с рукописного и печатного текста
Помощь в виде узкой строки, наклонной линии, дополнительных линий, точек в местах начала написания букв и в местах их соединения, показ направления письма стрелочкой.
Одновременное изучение прописных и строчных букв.
Упрощение написания букв А, У, Н, В, Ш, И, К, Б, Ю, Чч, Ц, Щ.
Слайд 32
Знакомство с рукописным начертанием буквы;
письмо слогов, слов;
списывание с рукописного текста;
списывание с
печатного текста;
списывание слов с дополнением пропущенного слога или буквы;
письмо под диктовку
Слайд 33 Графические ошибки на письме у первоклассников
Смешение
буквенных знаков;
неправильное начертание буквы;
зеркальное написание букв;
не соответствие звука с буквой, его обозначающей;
неправильное соединение букв в слоге.