Слайд 1Реализация комплексного проекта модернизации образования Белгородской области
Результаты и эффекты комплексного проекта
модернизации образования
Белгородской области
Слайд 2Направления проекта
Введение новой системы оплаты труда
Переход на нормативное подушевое финансирование
общеобразовательных учреждений
Развитие региональной системы оценки качества образования
Развитие сети общеобразовательных учреждений региона
Расширение общественного участия в управлении образованием
Организационное обеспечение реализации комплексного проекта модернизации образования
Слайд 3Стимулирующий эффект РКПМО
системные изменения коснулись всех субъектов образовательного процесса – от
учителей и директоров до родителей и общественности
в системе образования Белгородской области начались планомерные и последовательные изменения по основным направлениям модернизации российского образования
Слайд 4
Введение новой системы оплаты труда
Слайд 5Нормативная база направления:
постановление правительства Белгородской области
от 30 ноября 2006 года
№ 236-пп «Об утверждении методики формирования фонда оплаты труда в общеобразовательных учреждениях Белгородской области на основе нормативно-подушевого финансирования»
постановление правительства Белгородской области
от 24 сентября 2007 года № 213-пп «О переводе работников общеобразовательных учреждений Борисовского района Белгородской области на новую систему оплаты труда»
постановление правительства области от 24 декабря 2007 года № 291-пп «О внесении изменений в постановление правительства Белгородской области от 30 ноября 2006 г. № 236-пп»
Слайд 6Результативность направления
новая система оплаты труда была введена во всех 22 муниципалитетах
(при обязательствах 100%)
100% общеобразовательных учреждений области, в том числе и малокомплектные школы, перешли на НСОТ (при обязательстве на 2008 год – 70%)
Слайд 7Рост заработной платы учителей
Слайд 8Среднемесячная заработная плата всех работников общеобразовательных учреждений
Слайд 9Введение новой системы оплаты труда
Показатель «Фактическая доля оплаты труда учителей в
общем фонде оплаты труда работников общеобразовательных учреждений»
ФОТ учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразовательных учреждений по состоянию на 31.10.2008 года составляет 62,01% при обязательствах 2008 г. – 67%.
Слайд 10Системный эффект от реализации направления «Введение новой системы оплаты труда»
Созданы благоприятные
условия для обеспечения привлекательности труда учителей и зависимости размера заработной платы учителей и руководителей от результативности их труда.
Это и стало главным системным изменением, которое в конечном итоге должно привести к достижению главной цели модернизации – росту качества образования
Слайд 11В целях закрепления полученных социально-экономических эффектов
от введения НСОТ планируется:
передать содержание
части инфраструктуры (котельные, бассейны и т.п.) общеобразовательных учреждений на содержание муниципальных бюджетов;
увеличить наполняемость классов за счёт реорганизации 60 средних и основных школ и закрытия 27 общеобразовательных учреждений;
оптимизировать штатную численность работников школ (предусмотрено высвобождение 7% работников, оно коснётся учителей пенсионного возраста, работающих, в первую очередь, в классах старшей ступени);
увеличить заработную плату педагогов на 30% путем расширения объёма стимулирующей части ФОТ, уточнения и конкретизации показателей для начисления стимулирующих выплат.
Слайд 12Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
Слайд 13Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
в сентябре 2007 года установлены
нормативы расходов в расчете на одного школьника по типам классов, ступеням обучения и территориальному расположению образовательного учреждения
10 июня 2008 года принят законопроект «О внесении изменений в закон Белгородской области о нормативах расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в части установления нормативов финансирования на реализацию государственного стандарта в общеобразовательных школах-интернатах области»
Слайд 14Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
Доля муниципальных образований,
общеобразовательные учреждения
которых получают бюджетные средства на основе принципов НПФ, от общего числа муниципальных образований в Белгородской области составляет 100% ГОУ и МОУ (при обязательстве 70%)
Слайд 15Причины сохранения малокомплектных школ:
материальные условия -
88% малокомплектных
школ Белгородской области расположены в современных типовых зданиях, обеспечены кадрами и имеют достаточное материально-техническое оснащение
финансово-экономические возможности -
в 2008 году из областного бюджета выделено около 500 млн. руб. дополнительных средств для поддержания школ – социокультурных комплексов
Слайд 16Нормативы расходов на одного обучающегося в городской и сельской местности
Слайд 17Системный эффект от реализации направления «Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных
учреждений»
Появилась зависимость между объемом финансирования и количеством обучающихся, которая создала условия для развития конкуренции между образовательными учреждениями
Дополнительный эффект
повышение качества кадров директорского корпуса:
директор из старшего наставника и методиста становится менеджером образования
Слайд 18В целях создания условий для успешной реализации данного направления в начале
нового учебного года планируется:
сузить коридор адаптационных надбавок для муниципалитетов, тем самым уменьшив размеры поправочных коэффициентов для общеобразовательных учреждений
увеличить наполняемость классов и оптимизировать штатное расписание
перевести общеобразовательные школы-интернаты на нормативное подушевое финансирование (постановление правительства Белгородской области от 23 мая 2008 года №125-пп «Об утверждении Методики расчёта нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в государственных общеобразовательных школах-интернатах, находящихся в ведении Белгородской области»)
Слайд 19Развитие региональной системы оценки качества образования
Слайд 20Нормативно-правовая база направления
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
05.02.2008г. №36 «Об установлении форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в 2007/2008 учебном году»
- Положение о проведении единого государственного экзамена в 2008 году
- Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённое приказом министерства образования Российской Федерации от 3 декабря 1999г. №1075
Слайд 21Развитие региональной системы
оценки качества образования
99,1% (обязательства – 85%) выпускников XI
(XII) классов сдали русский язык и математику в форме ЕГЭ
0,8% одиннадцатиклассников с ограниченными возможностями здоровья сдавали обязательные предметы в традиционной форме
обязательные предметы (русский язык и математику) в новой форме сдавали 98,7% выпускников основной школы (обязательства – 100%)
1,3% выпускников основной школы с ограниченными возможностями здоровья сдавали русский язык и математику в традиционной форме
Слайд 22Выполнение обязательств
по данному направлению обеспечено
функционированием Белгородского регионального центра оценки качества
образования и муниципальных центров (распоряжение правительства Белгородской области от 13 августа 2007 г. № 132-рп «О создании областного государственного учреждения «Белгородский региональный центр оценки качества образования»)
утверждением регионального Положения о системе качества образования (приказ департамента образования, культуры и молодежной политики от 19 декабря 2007г. № 276-ЛИ) и областной программе «Развитие региональной системы оценки качества образования» на 2008-2010 годы (приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 8.04.2008 года №675 )
Слайд 23Выполнение обязательств
по данному направлению обеспечено
проведением независимых исследований качества подготовки обучающихся по
предметам учебного плана за курс начальной, основной и старшей школы (приказы департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 18 февраля 2008г. №282 «О проведении областных срезовых контрольных работ», от 10 апреля 2008г. №696 «О проведении областных срезовых контрольных работ» и т.д.)
внедрением компьютерных программ аттестации педагогических кадров, аккредитации и лицензирования образовательных учреждений, что позволило обеспечить объективность оценки учительского труда, деятельности общеобразовательного учреждения путем унификации критериев
Слайд 24Системный эффект создаваемой в области системы оценки качества образования – сложившийся
механизм распределения ответственности за качество образования между гражданами и системой образования
повышение уровня ответственности за качество работы в системе образования, а также уровня ответственности граждан
становление системы мониторинга качества образования
Дополнительный эффект - формирование принципиально иного отношения педагога к повышению квалификации: повышение квалификации из формального условия для прохождения процедуры аттестации превращается в механизм постоянного профессионального самосовершенствования учителя
Слайд 25Дальнейшее развитие региональной системы оценки качества требует решения следующих задач:
формирование среди
педагогической, ученической и родительской общественности представлений о качестве образования
создание системы учета внеучебных достижений выпускника при поступлении в ВУЗ
осуществление мониторинга уровня обученности учащихся начальной, основной и старшей школы и внеучебных достижений школьников
создание областной службы по контролю и надзору в сфере образования
подготовка специалистов муниципального и школьного уровней в сфере оценки качества образования
Слайд 26Развитие сети общеобразовательных учреждений региона
Слайд 27Результативность направления
средняя наполняемость классов в городской местности составила
23,1 человек (при контрольном нормативе 23 человека), в сельской местности – 12,76 человек (при контрольном нормативе 13,5 человек)
число обучающихся на старшей ступени в расчёте на одно учреждение, имеющее старшую ступень, на 31 октября 2008 года составило 58,16 человек (при плановом значении 58,8 человек)
Причины невыполнения взятых обязательств:
невозможность при наличии 40% малокомплектных сельских школ в столь короткие сроки оптимизировать сеть;
отсутствие у руководителей и специалистов регионального и муниципального уровней, методических служб практики по проектированию муниципальных образовательных сетей;
отсутствие механизмов кооперации и интеграции ресурсов образовательных учреждений.
Слайд 28В целях исполнения плановых показателей предприняты следующие шаги:
проведена корректировка муниципальных программ
развития сети ОУ области, сверка и коррекция укомплектованности учреждений области педагогическими кадрами
осуществлен мониторинг расчетов нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственных стандартов
проведены выездные семинары-совещания с участием руководителей, экономистов и бухгалтеров всех МОУ области
неоднократно проходили встречи губернатора области с руководителями муниципальных органов управления образованием, главами местного самоуправления по вопросу развития сети общеобразовательных учреждений
Слайд 29В целях выхода на плановые показатели предприняты следующие шаги:
разработана нормативно-правовая база
функционирования вариативных моделей реструктуризации сети общеобразовательных учреждений
организована учеба руководителей муниципальных органов управления образованием, муниципальных методических служб
реализуется программа регионального эксперимента «Отработка сетевых моделей профильного обучения в образовательных учреждениях Белгородской области»
Слайд 30В результате предпринятых действий
определены модели 114 базовых (опорных) школ и школьные
округа
33% образовательных учреждений осуществляют сетевое взаимодействие
увеличилось количество учителей, работающих в режиме сетевого взаимодействия
Слайд 33Системный эффект от реализации направления «Развитие сети общеобразовательных учреждений региона»
Оптимизация сети
должна привести не только к эффективному использованию бюджетных средств в сфере образования, но и к осознанию ценности качественного образования, к увеличению мобильности учащихся и их постепенному переходу в базовые школы, которые смогут предоставить лучшие условия получения образования
Слайд 34Перспективы реализации направления
- включение в сетевой режим 3377 учителей (28% от
их общего числа)
- реорганизация средних школ с контингентом обучающихся до 100 человек в основные, а основных школ с контингентом до 40 человек в начальные
- закрытие 15 школ, 41 средняя школа перейдет в разряд основных, 19 основных станут начальными
- развитие дистанционных форм обучения
- функционирование 87 базовых (опорных)
школ и 13 учреждений НПО – ресурсных
центров по профессиональной подготовке старшеклассников
- организация обучения на основе индивидуальных учебных планов
Слайд 35Расширение общественного участия в управлении образованием
Слайд 36Нормативно-правовая база направления:
письмо управления образования и науки области «Об участии
гражданских институтов в развитии образования» (от 11.04. 2007 № 04-1254 г.)
методические рекомендации по расширению общественного участия в управлении образованием (письмо управления образования и науки области от 14.08.2007 г. № 04-2329)
примерное положение о публичном докладе общеобразовательного учреждения
примерное положение о муниципальном общественном совете
примерное положение о школьном сайте
приказ департамента образования, культуры и молодежной политики области «О выполнении постановления правительства области от 24.12.2007 г. № 291-пп»
постановления глав местного самоуправления по созданию органа управления, что обеспечивает демократический, государственно-общественный характер управления образованием
Слайд 37Приняты меры
по обеспечению открытости информации:
открыт раздел на сайте Белгородского регионального института
«Государственно-общественное управление образованием»
100% общеобразовательных учреждений имеют регулярно обновляемые сайты в сети Интернет
осуществляется привлечение общественных наблюдателей к экспертизе конкурсных материалов претендентов на получение грантов в рамках ПНП «Образование», а также к проведению единого государственного экзамена
продолжен выпуск специальных номеров газет, журналов о развитии системы образования в Белгородской области (журнал «Ваш успех», периодическая печать и т.д.)
проведен конкурс школьных сайтов, в котором только в 2008 году приняли участие свыше 300 учреждений области
Слайд 39Приняты меры
по обеспечению открытости информации:
100% ОУ имеют опубликованные в средствах массовой
информации и в сети Интернет публичные отчеты об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности;
2007-2008 учебном году к проведению лицензирования и аттестации общеобразовательных учреждений привлекалась общественность, в 100% случаев в аккредитации участвовали представители управляющих советов школ, родительских комитетов;
в прошедшем учебном году общественные наблюдатели присутствовали во всех пунктах приема ЕГЭ (100%);
с 2006 года в области действует отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», объединяющее более 100 человек
Слайд 40Реализация запланированных мероприятий позволила обеспечить следующие результаты:
участие общественных институтов в экспертизе
и оценке деятельности ОУ при проведении их аттестации и лицензирования, в распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения
открытость информации о деятельности учреждений образования и органов управления, в том числе касающейся финансирования отрасли и механизмов расходования привлеченных средств
развитие системы социального партнерства в системе образования области
развитие ученического самоуправления
Слайд 41Системный эффект от реализации направления «Расширение общественного участия в управлении образованием»
Главный системный эффект – рост правового и гражданского самосознания общественности, общественных управляющих, родителей и учащихся
Слайд 42Основные направления дальнейшего развития общественного участия в управлении образованием заключаются в:
создании
системы подготовки общественных управляющих по актуальным вопросам содержания, финансово-экономической деятельности, управления образованием
освещении в СМИ, на сайтах образовательных учреждений информации о лучшем опыте учреждений по участию общественности в управлении образованием;
создании при департаменте образования, культуры и молодежной политики области общественного совета из числа председателей родительского комитета школ «Областное родительское собрание»;
дальнейшем развитии детского общественного самоуправления.
Слайд 43Организационное
обеспечение проекта
Слайд 44В течение 2007-2008 гг.
осуществлен ряд действий:
в 2007-2008гг. заключены 22 соглашения о
взаимодействии по реализации комплексного проекта модернизации образования между управлением образования и науки области и администрациями муниципальных городов и районов
приняты постановления правительства области «Об основных направлениях модернизации системы общего образования Белгородской области на 2007-2009 годы» (№ 79-пп от 9 апреля 2007 г.) и «О порядке использования субсидий, выделяемых из федерального бюджета, на реализацию комплексного проекта модернизации Белгородской области» (№ 131-пп от 29 мая 2007 года)
создана региональная рабочая группа по реализации комплексного проекта (приказ управления от 20 апреля 2007 года №885 и от 9 июня 2007 года № 1316)
Слайд 45В течение 2007-2008 гг.
осуществлен ряд действий:
23 августа 2007 года на базе
Борисовской СОШ №1 в форме заседания правительства области проведена августовская конференция педагогических работников «Обеспечение доступности качественного образования при условии эффективного использования ресурсов»
5 марта 2008 года состоялась коллегия департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «О задачах по реализации комплексного проекта модернизации образования в Белгородской области в 2008 году»
27 марта 2008 года прошло заседание областной Думы, посвященное вопросам реализации КПМО и модернизации образования области в целом
23 мая 2008 года состоялось заседание правительства Белгородской области по вопросам реализации КПМО на муниципальном и региональном уровнях
Слайд 46Предприняты шаги по информированию педагогической общественности
пиар-кампания «Перспективы реализации комплексного проекта
модернизации образования в Белгородской области» (приказ управления образования и науки Белгородской области № 1514 от 29.06.2007г. «О проведении информационно-методических семинаров в рамках пиар-кампании «Реализация КПМО в Белгородской области»)
единый информационный день, посвященный реализации направления «Развитие сети общеобразовательных учреждений региона» (приказ управления образования и науки Белгородской области № 1457 от 22.06.2007г.)
Слайд 47За отчетный период проведены:
обучающие практико-ориентированные семинары
(22 муниципалитета, общее
количество участников 794 человека (100%))
курсы повышения квалификации
(1187 специалистов управленческих команд)
профессиональная подготовка 100 человек по специальностям: «Менеджмент в образовании» (25 человек), «Воспитатели ДОУ. Филология (раннее обучение иностранному языку)» (50 человек) и «Учителя начальных классов. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в начальной школе» (25 человек).
В целом указанные мероприятия за 2007-2008 учебный год коснулись более 2000 человек,
на организацию и проведение обучения израсходовано
5 000 000 рублей
Слайд 48Всесторонняя подготовка
управленческих кадров позволила
преодолеть дефицит компетентных кадров для реализации проекта и
неготовность общественности включиться в реализацию образовательной политики, заложенной в проекте;
обеспечить непрерывность образования в рамках КПМО, обусловленную становлением модели сетевой организации повышения квалификации педагогических и управленческих кадров путем открытия информационных ресурсных центров и создания муниципальных сетевых структур по подготовке тьютеров;
создать условия для привлечения широкой общественности к управлению образовательным учреждением;
заложить нормативно-правовую базу, отсутствие которой тормозило принятие управленческих решений по ряду направлений.
Слайд 49Всесторонняя подготовка управленческих кадров и учителей профильной школы позволила
обеспечить работу органов
самоуправления с полномочиями по распределению стимулирующей части заработной платы работников и руководителей;
сформировать общественное представление о качестве образования;
обеспечить общественную составляющую процесса лицензирования, аккредитации и аттестации общеобразовательных учреждений;
оперативно решать проблему трудоустройства высвобождающихся педагогических кадров в ходе оптимизации сети общеобразовательных учреждений.
Слайд 50Дальнейшая реализация комплексного проекта модернизации образования требует решения таких задач, как
продолжение
работы по созданию нормативно-правовой базы реализации КПМО
функционирование переговорных площадок с целью снятия социального напряжения от реализации КПМО
подготовка управленческих кадров:
- проведение общественного обсуждения «Сфера образования: государство и общество. Опыт общественного управления в регионе»
- организация и проведение практико-ориентированных семинаров по основным направлениям КМПО
оповещение о ходе реализации КПМО в федеральных, региональных и муниципальных СМИ
диссеминация опыта школ-победителей и учителей-победителей ПНПО.
Слайд 51Позитивные системные эффекты
реализации комплексного проекта
модернизации образования
запуск институциональных механизмов, которые обеспечили
перманентное включение всех субъектов образовательного пространства в процесс построения новой модели образования
становление экономического механизма формирования сети и обеспечения качества образования
создание условий для социализации учащихся
повышение открытости образования
переоценка смысла деятельности в системе образования
создание системы оценки качества образования, что приводит к принципиально иному отношению педагога к повышению квалификации