Слайд 1Развитие системы оценки качества образования: международный опыт и ближайшие перспективы в
Российской Федерации
И.А. Вальдман
зав. лабораторией мониторинга в образовании
Института управления образованием РАО,
директор Российского тренингового центра ИУО РАО,
кандидат пед. наук
Коллегия
«Департамента образования ЯНАО в 2011-2014 годах»
22 мая 2012 года
Слайд 2КУЛЬТУРНАЯ РАМКА
СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
WWW.RTC-EDU.RU
rtc.imerae@gmail.com
Слайд 3ЭФФЕКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
Эффективные системы оценки качества образования - это системы, которые
предоставляют информацию надлежащего качества и в необходимом количестве для того, чтобы удовлетворить информационные потребности всех заинтересованных групп и тех, кто принимает решения с целью повышения качества обучения учащихся.
Слайд 4ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ОКО
1) Определение прогресса в обучении конкретного школьника.
2) Сертификация/селекция
(подтверждение завершения обучения, отбор для продолжения обучения или получения рабочего места).
3) «Оценка» учителя.
4) Оценка результатов деятельности образовательных учреждений и образовательных систем.
5) Оценка деятельности национальной образовательной системы.
Слайд 5КАРТА ПРОЦЕДУР ОКО
Оценка качества обучения
Слайд 6ВИДЫ ПРОГРАММ ОЦЕНКИ
Государственные
экзамены
Оценка на уровне класса
Крупномасштабные
исследования
Национальная
оценка
Вступительные
Выпускные
вопросы
тесты
наблюдения
Международные
сравнительные
исследования
Слайд 7ПИРАМИДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Как обеспечить максимальное влияние…
Слайд 8ФАКТОРЫ/ПАРАМЕТРЫ КАЧЕСТВА
Три основных фактора, которые обуславливают качество системы оценивания:
благоприятная
внешняя среда;
координация и согласованность с элементами образовательной системы;
технология.
(AERA, APA, & NCME, 1999; Darling-Hammond & Wentworth, 2010)
Слайд 9БЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА
Благоприятная внешняя среда связана с более широким контекстом, в котором
происходит оценивание, и с тем, насколько такой контекст способствует и помогает проведению оценивания.
Слайд 10КООРДИНАЦИЯ И СОГЛАСОВАННОСТЬ С СИСТЕМОЙ
Координация и согласованность с образовательной системой показывает,
насколько система оценивания взаимоувязана с остальными компонентами системы образования.
цели обучения,
стандарты и учебный план,
учебники и методические материалы,
профессиональное развитие учителя
Слайд 11ТЕХНОЛОГИЯ
Технология важна, т.к. если оценивание ненадежное в части дизайна, проведения, анализа,
использования, то его результаты повлекут некорректные решения в отношении обучения учащихся и системы образования.
Технология относится к психометрическому качеству инструментария, процессов и процедур, применяемых при оценочной работе.
Слайд 12РАМКА ДЛЯ СИСТЕМЫ ОКО
Политика
Финансовые ресурсы
Организационные структуры
Человеческие ресурсы
Дизайн
Администрирование
Анализ
Применение
Учебный план
Учебники и методические материалы
Подготовка
и повышение квалификации учителей
Слайд 13МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
ВАЖНЫЕ УРОКИ
WWW.RTC-EDU.RU
rtc.imerae@gmail.com
Слайд 14МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Эффективная система оценки строится на сочетании разнообразных методов оценки.
Стандартизированное тестирование – всего лишь один из используемых подходов для определения качества обучения.
Процедуры оценки ориентированы на более широкие образовательные результаты, нежели знания в рамках учебных дисциплин.
Слайд 15ОБРАЗОВТАЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
компетентности,
способность к критическому мышлению,
здоровье ученика,
безопасность,
мотивация к обучению,
гражданская позиция,
умение
позитивно взаимодействовать с другими
самоуважение,
уважение к семье и обществу,
забота о других и забота об окружающей среде…
Слайд 16МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
В основе оценивания результатов образования лежит не только определённая
норма, но и положительная динамика изменений достижений (индивидуальный прогресс, добавленная стоимость).
Анализ результатов оценки учебных достижений проводится с учётом факторов, оказывающих влияние на эти результаты.
Комбинация внутренней и внешней оценки– базовый подход для оценки деятельности школы.
Слайд 17Учёт внешних факторов: Шотландия
Слайд 18ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВАЖНЫЕ СЮЖЕТЫ
WWW.RTC-EDU.RU
rtc.imerae@gmail.com
Слайд 19Модель использования данных: линейный рейтинг
Линейный рейтинг
«Простые» решения
Поощрения
Санкции
Ш 1________
Ш 2________
Ш 3________
………
Ш М
_______
……..
Ш N _______
……..
Ш N+1 ________
Ш N+2 ________
……..
Ш N+k ________
«Сильные»
школы
Ш 1________
Ш 2________
Ш 3________
………
Ш М _______
«Слабые»
школы
Ш N+1 _______
Ш N+2 _______
……..
Ш N+k _______
Слайд 20Модель использования данных: кластерный анализ
Кластерный анализ
Анализ факторов
Самооценка школы
Опросы потребителей услуг
Внешний аудит
Данные
исследований
Статистика
…
Ш1.1________
Ш1.2________
Ш1.3________
……..
Ш1.14_______
Ш1.15_______
К1
Ш2.1________
Ш2.2________
Ш2.3________
……..
Ш2.21_______
К2
К3
«Слабые»
школы
Ш1.14,
Ш1.15,
Ш2.21,
Ш3.11,
Ш3.12
………..
Ш3.1________
Ш3.2________
Ш3.3________
……..
Ш3.11_______
Ш3.12_______
Слайд 21МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННЫХ
От линейного рейтинга к кластерному сравнению и анализу факторов
Слайд 22УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Учёт дополнительных данных при принятии
управленческих решений по итогам оценки.
Крайне
важно, чтобы при принятии решений «с высокими ставками», такими как государственные экзамены, аккредитация школ, аттестация педагогов и др., выводы о качестве образования делались не только на основе результатов процедур оценки качества образования.
Слайд 23УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Учёт дополнительных данных при принятии
управленческих решений по итогам оценки.
Невозможно
принимать «сложные» решения на основании данных одного вида
«Простые» решения
Итоговая государственная аттестация по предмету
Как учителю и школе организовать работу «над ошибками»
Более «сложные» решения
Выбор профиля обучения в старшей школе
«Сложные» решения
Оценка качества работы учителя
Оценка эффективности работы школы
Слайд 24УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Ориентация на информационные потребности основных
групп пользователей результатов оценки.
Соответствующая информация
должна достигать представителей всех заинтересованных сторон (разнообразные информационные продукты).
Информацию следует представлять в форме, понятной потенциальным пользователям (интерпретация результатов).
Слайд 25ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОСОКО
WWW.RTC-EDU.RU
rtc.imerae@gmail.com
На основании проекта государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020
годы.
Подпрограмма 3. Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования.
Слайд 26ЗАДАЧИ ГОСПРОГРАММЫ
формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий
потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;
развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;
модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;
создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия.
Слайд 28МЕРОПРИЯТИЕ 3.2. СОДЕРЖАНИЕ
«Формирование и развитие общероссийской системы оценки качества образования, в
том числе поддержка и развитие инструментов оценки результатов обучения в системе общего образования…».
Совершенствование ЕГЭ и ГИА-9 (процедуры, банки КИМ, междун. аудит).
Введение форм оценки образовательных достижений учащихся на уровне ОУ (оценка инд. прогресса учащихся, внеучебных достижений, портфолио).
Внедрение комплексной динамической оценки деятельности образовательных организаций (включая процедуру самооценки школы).
Подготовка специалистов в области педагогических измерений.
Федеральная система мониторинга инд. обр. достижений (эл. портфолио).
Поддержка развития РСОКО (кадры, КИМы).
Создание региональных центров сертификации проф. квалификаций.
Слайд 29МЕРОПРИЯТИЕ 3.2. РЕЗУЛЬТАТЫ
На 6 уровнях образования будут действовать механизмы внешней оценки
качества образования;
будет создано 50 центров сертификации профессиональных квалификаций с участием работодателей;
будет проведена подготовка специалистов по педагогическим измерениям в объеме 300-500 специалистов в год;
в 50 регионах Российской Федерации будет обеспечена разработка контрольно-измерительных материалов в соответствии с требованиями ФГОС не менее чем по 4 учебным предметам.
Слайд 30МЕРОПРИЯТИЕ 3.3. СОДЕРЖАНИЕ
«Развитие механизмов обратной связи и поддержки потребителя в образовании
как части национальной системы оценки качества образования».
Изучение мнений потребителей образовательных услуг, организация дискуссионных площадок.
Единые стандарты прозрачности для всех образовательных организаций, для муниципальных, региональных и федеральных органов управления образованием (методическое и нормативное обеспечение).
В каждом субъекте Российской Федерации будет сформирована система навигаторов образовательных услуг и обеспечен свободный доступ населения к получению интересующей потребителей образовательных услуг информации.
Слайд 31МЕРОПРИЯТИЕ 3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ
Всеми образовательными организациями будет обеспечиваться доступность информации о своей
деятельности на официальных сайтах.
Система социальных навигаторов в области образовательных услуг будет внедрена в каждом из 8 федеральных округов на 5 уровнях образования.
Слайд 32МЕРОПРИЯТИЕ 3.4. СОДЕРЖАНИЕ
«Участие Российской Федерации в международных исследованиях качества образования (в
том числе PISA, PIAAC, AHELO, TIMSS, PIRLS, ICILS, ICCS)».
Проведение международных исследований качества образования.
Будет оказана поддержка проведению международных исследований на представительных региональных выборках за счет использования механизмов конкурсного софинансирования регионов.
Проведение углубленного анализа результатов международных сопоставительных исследований для принятия управленческих решений и совершенствования преподавания.
Слайд 33МЕРОПРИЯТИЕ 3.4. РЕЗУЛЬТАТЫ
Российская Федерация будет на регулярной основе участвовать не менее
чем в 7 международных сопоставительных исследованиях качества образования;
улучшатся результаты российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA);
будет сформирована научно-методическая инфраструктура для анализа и оценки результатов международных сопоставительных исследований качества образования и разработки предложений по повышению качества образования.
Слайд 34МЕРОПРИЯТИЕ 3.5. СОДЕРЖАНИЕ
«Создание системы мониторингов в области образования и социализации, развитие
единой унифицированной системы статистики образования».
Развитие системы образовательной статистики.
Будет создана система мониторингов в области образования и социализации, которые начнут проводиться на систематической основе.
МИ учебных достижений учащихся (включая М готовности к освоению программ конкретного уровня образования общего и профссионального);
М готовности учащихся основной школы (8 класс) к выбору образовательной и профессиональной траектории;
М информационной открытости образовательных организаций.
М трудоустройства, карьеры и доходов выпускников организаций проф. образования.
Использование результатов МИ для повышения качества обучения и эффективного управления ОС (кластерный анализ, контекстная информация, соц. методы).
Слайд 35МЕРОПРИЯТИЕ 3.5. РЕЗУЛЬТАТЫ
Будет сформирована единая унифицированная система статистического наблюдения за деятельностью
образовательных организаций.
Не менее 3-х уровней профессионального образования будут охвачены централизованными мониторингами трудоустройства и доходов выпускников образовательных организаций профессионального образования.
Будет организовано проведение не менее 5 регулярных мониторинговых исследований качества образования и социализации.
Слайд 36МЕРОПРИЯТИЕ 3.6. СОДЕРЖАНИЕ
«Развитие институтов общественного участия в управлении образованием и повышении
качества образования».
Развитие институтов ГОУ на уровне школы (управляющие советы и др.), организаций проф. образования (попечительские советы с полномочиями по участию в разработке образовательных программ).
Введение в практику механизмов общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего проф. образования
Обеспечение информационной открытости деятельности учреждений образования на всех уровнях (сайты, публичные доклады).
Разработка и распространение новых моделей привлечения общественных институтов и объединений педагогов к оценке качества общего образования.
Подготовка общественных управляющих и общественных экспертов в сфере образования.
Слайд 37МЕРОПРИЯТИЕ 3.6. РЕЗУЛЬТАТЫ
Во всех образовательных организациях будут действовать коллегиальные органы управления
с участием общественности (родители, работодатели);
во всех субъектах Российской Федерации на регулярной основе будет организована подготовка общественных управляющих и экспертов.
Слайд 38РАЗВИТИЕ РСОКО
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАДАЧИ
WWW.RTC-EDU.RU
rtc.imerae@gmail.com
Слайд 39КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РСОКО
Слайд 40ИНСТРУМЕНТЫ
Составление карты оценочных процедур с учётом федеральных действующих и перспективных процедур,
а также потребностей региона.
Введение мониторинговых исследований. Участие в апробации инструментария федеральных мониторинговых исследований (например, оценка качества начального образования).
Самооценка школы – инструмент поддержки и саморазвития школы.
Особое внимание к методикам внутриклассного и внутришкольного оценивания.
Измерители – сами или аутсорсинг.
Слайд 41КАДРЫ
Специалисты по пед. измерениям (небольшая региональная группа).
Региональные консультанты по ОКО (в
ИРО, муниципалитетах и крупных школах).
Обучение под задачу (для реализации конкретных проектов – региональных, муниципальных, школьных).
Формирование оценочной компетентности педагогов и администраторов школ в рамках системы повышения квалификации.
Подготовка специалистов по интерпретации результатов и аналитике.
Слайд 42АНАЛИТИКА
Введение корректных методик анализа и интерпретации результатов (динамическая оценка, инд. Прогресс,
кластерный анализ результатов, учёт разных данных, работа с контекстной информацией).
Разработка аналитических материалов и информационных продуктов по итогам проведения ОКО. Разные продукты для разных целевых групп.
Разработка управленческих решений (рекомендации, учёт рисков).
Рейтинги – какие и для чего.
Слайд 43ЧТО ЕЩЁ?
Нормативное и методическое обеспечение ОКО.
Организации, координирующие ОКО (РЦОКО, ИРО, метод.
службы и центры, негос. структуры?) и их взаимодействие.
Привлечение институтов гражданского общества.
Слайд 44ЧТО МОЖЕТ ПРЕДЛОЖИТЬ РАО?
Экспериментальная площадка РАО «Формирование модели РСОКО».
Экспертиза и консультации
по РСОКО (включая подготовку управленческих решений).
Проведение некоторых мониторинговых исследований.
Подготовка аналитики по итогам оценочных процедур.
Создание различных информационных продуктов для разных целевых групп на основе результатов ОКО.
Разработка и внедрение процедуры самооценки школы.
Обучение специалистов в краткосрочных формах.
Зарубежный опыт (стажировки, приглашение заруб. экспертов).
Слайд 45СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
WWW.RTC-EDU.RU
rtc.imerae@gmail.com
iavaldman@gmail.com