Слайд 1Развитие представлений о профессионализме в современном образовании
В.В. Сухостат, к.п.н., к.т.н., доцент,
доцент
кафедры ПБКС
sukhostat@mail.ru
Слайд 2Пропедевтика
Чем вызван интерес к вопросам:
- Что такое профессионализм?
- Как наметить и
реализовать сценарии своей профессиональной жизни?
Наступает время профессионалов, когда все, что по-настоящему профессионально, дорого ценится (и в моральном и материальном плане).
Слайд 3Как человеку определиться в мире профессий?
Самоопределение (проф.)
это поиск своего места в
мире типовых рабочих мест
Самоидентификация (проф.)
это поиск уникального места в мире профессий
Слайд 4В каких границах происходит поиск?
Самоопределение (проф.)
Поиск происходит в границах среднестатической человеческой
нормы и на бытовом уровне связан с наймом на конкретное рабочее место
Самоидентификация (проф.)
Поиск происходит в границах человеческой меры и связан с созданием своего уникального рабочего места
Слайд 5Что является идеалом?
Самоопределение (проф.)
Идеал – соответствие выбора рабочего места склонностям и
способностям данного человека
Самоидентификация (проф.)
Идеал – соответствие рабочего места уникальным потребностям и способностям данного индивида
Слайд 6Для какой цивилизации характерен поиск?
Самоопределение (проф.)
Для цивилизации, где индивиды ищут рабочие
места среди типовых, приспосабливая себя к типовым требованиям
Не исчерпала себя
Самоидентификация (проф.)
Для культуры, где индивид создает свое уникальное рабочее место, приспосабливая среду к своим потребностям и способностям
«Духовность организа-ций и рабочих мест»
Слайд 7О профессионале
Профессионал
- мастер своего дела;
- человек,
избравший в какой-либо области
постоянным, основным своим занятием, обративший это занятие в профессию и обладающий необходимыми для этого занятия знаниями, пониманием дела и умениями.
В ряде стран профессионал:
лицо свободной профессии;
дипломированный специалист;
высшее должностное лицо в промышленности или коммерции (Л.В. Мардахаев)
Слайд 8О профессионализме
Профессионализм
- приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к
компетентному выполнению трудовых функций;
- уровень мастерства и искусности в определенном виде занятий, соответствующий уровню сложности выполняемых задач
(Л.В. Мардахаев)
Слайд 9Смыслы профессионализма
Нормативный профессионализм
Реальный профессионализм
Компетентность
Квалификация
Слайд 101. Нормативный профессионализм
совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения
труда
«Эта работа требует профессионализма» = требования профессии к личности человека.
??? Нужен ли профотбор в педагогические учебные заведения?
Слайд 112. Реальный профессионализм
конкретного человека:
человек обладает необходимым нормативным набором психических качеств,
профессионализм
является внутренней характеристикой личности.
«Этому человеку присущ профессионализм»
Слайд 123. Компетентность
близко к реальному профессионализму
индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии.
Характеризуется
1) как
обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо; высказывать веское авторитетное мнение;
2) сочетание психических качеств, психических состояний, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно;
3)обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.
Слайд 13О компетентности
Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им
работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности.
Компетентность противостоит некомпетентности и сверх компетентности.
«Человека выдвигают наверх, пока он не достигает своего уровня некомпетентности;
вся полезная работа в обществе совершается теми, кто еще не достиг своего уровня некомпетентности» (Л. Питер).
Слайд 14Соотношение понятий «компетентность» и компетенция»
Компетентность:
способность
представляют ее
ЗУН, способы деятельности
проявляется
в деятельности
уровни
проявления –
уровни компетентности
Компетенция:
круг полномочий
представляют ее
нормативно-правовые документы
проявляется
в занимаемой должности
уровень проявления –
категория
Слайд 15Уровни профессиональной компетентности
С.А. Дружилов
Бессознательная некомпетентность
Сознательная некомпетентность
Сознательная компетентность
Бессознательная компетентность
Слайд 16Виды профессиональной компетентности (А.К. Маркова)
Специальная или деятельностная (владение специальными знаниями, умением
применять их для практического решения профессиональныХ задач).
Социальная (владение способами совместной проф. деятельности и сотрудничества, принятыми в сообществе приемами профессионального общения).
Личностная (владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации личности).
Индивидуальная (владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту)
Слайд 17Профессиональная компетентность преподавателя (И.Л. Пересторонина)
Профессионально-педагогические компетенции – совокупность качеств личности, профессиональные
ЗУНы):
Социально-психологическая компетенция (готовность решать профессиональные задачи)
Коммуникативная и профессионально-коммуникативная компетенция
Общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая)
Предметная компетенция
Профессиональная самореализация
Слайд 184. Квалификация
Используется
в нормативном (работа требует высокой (педагогической, летной и др.)
квалификации) - требование к профессиональной деятельности (что должен знать, уметь работник 1, 2 и т.д. категории);
в смысле характеристики конкретного человека («этот человек имеет высокую квалификацию»).
Слайд 19Сегодня профессионализм человека - это
не только достижение им высоких профессиональных результатов,
не только производительность труда,
но непременно наличие психологических компонентов – внутреннего отношения человека к труду, состояние его психических качеств.
??? В погоне за новыми технологиями мы сталкиваемся с тем, что «техника» есть, а духовности («Святости») в труде нет.
Слайд 20Работа в группах
Составить профессиограмму научно-педагогического работника университета с позиций интеграции фундаментализации
знаний и компетентностного подхода.
Слайд 21Н.В. Коноплина о педагогическом профессионализме
Профессионализм -
степень действительной готовности человека к
успешному выполнению деятельности; а
готовность к педагогической деятельности
- сформированность положительного отношения к педагогической деятельности;
- сформированность адекватных требованиям такой деятельности
профессиональных ЗУНов, пед. технологии, пед. способностей, осознание индивидуального стиля деятельности.
Слайд 22Через какую призму надо рассматривать педагогический профессионализм?
Понимание сути человека, его предназначение
Отражение ценностных ориентаций педагога
Образование призвано опережать другие сферы общественной жизни человека и быть фактором развития общества.
Слайд 23Человек – сложная живая саморазвивающаяся система
(В.С. Шубинский)
Это био-психо-социо-культуро-этно-природно-космический феномен
Грани системы
«ЧЕЛОВЕК»:
Типичный представитель рода человек - ?
Типичный участник совместной деятельности-?
Типичный представитель общественных отношений и одновременно смыслообразующее духовно-ценностное ядро человека - ?
Неповторимая уникальность человека - ?
Обитатель, продукт Вселенной - ?
Слайд 24Философские основания педагогической деятельности
(В.И. Андреев)
На протяжении многих веков педагоги выходили
на философское осмысление целей, ценностей в сфере образования.
Метопринципы:
Аксиологический
Культурологический
Антропологический
Гуманистический
Синергетический
Герменевтический
Слайд 25Задание для самостоятельной работы
Философские истоки Вашего профессионализма:
Вопросы
1) Представьте философскую концепцию своей
научно-педагогической деятельности.
2) Почему вопрос научно-педагогического профессионализма возникает в современной действительности? Это проблема, которая волнует только ученых и педагогов или она одинаково важна для каждого человека.
3) Какая из систем философских концепций ближе Вам? Почему?
Почему так важно для научно-педагогического работника жизненное самоопределение?
Слайд 26Труд научно-педагогического работника ( по А.К. Марковой)
Стороны труда:
1) Педагогическая деятельность –
это «технология» труда НПР
2) Педагогическое общение – климат и атмосфера этого труда
3) Личность НПР – ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя
Обученность (обучаемость) студентов
Воспитанность (воспитуемость) студентов
1),2), 3) – процесс труда НПР; 3), 4) – результат труда НПР.
Слайд 27Труд НПР (по И.Митиной)
Сложнейшая психическая реальность - в виде многомерного пространства,
состоящего из трех взаимосвязанных пространств: личности НПР, научно-педагогической деятельности и педагогического общения при превалирующей роли личности
Три интегральные характеристики труда НПР:
научно-педагогическая направленность,
педагогическая компетентность
эмоциональная гибкость
Слайд 28Научно-педагогическая направленность
Система эмоционально-ценностных отношений, которая обеспечивает иерархическую структуру доминирующих мотивов личности
НПР, побуждающих его к утверждению в научно-педагогической деятельности и общении
Слайд 29Структура педагогической направленности НПР
1) направленность на студента (и других людей), связанная
с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации индивидуальности;
2) направленность на себя, обусловленная потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере научно-педагогического труда;
3) направленность на предметную сторону профессии (содержание учебной дисциплины).
Слайд 30Условие и динамика педагогической направленности
Осознание преподавателем ведущего мотива собственного поведения, деятельности,
общения и необходимости его изменения.
Развитие научно-педагогической направленности определяется перестройкой мотивационной структуры личности преподавателя с предметной (технократической) направленности на гуманистическую.
Слайд 31Научно-педагогическая компетентность
Гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также
умений и навыков (культуры) педагогического общения
Структура состоит из двух подструктур:
деятельностной (знания, умения, навыки и способы осуществления научно-педагогической деятельности)
коммуникативной (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогического общения).
Слайд 32Условие и динамика развития профессиональной компетентности
Осознание преподавателем необходимости повышения своей
общечеловеческой и специальной культуры и тщательной организации научного общения как основы развития и обучения в университете.
Динамика определяется
переходом с репродуктивного уровня выполнения действий и операций на творческий;
гармонизацией и усложнением деятельностных и коммуникативных компонентов научно-педагогической компетентности
Слайд 33Выводы
Становление и развитие профессиональной компетентности НПР должно строиться на идеологии развития
(саморазвития), а не воспроизводства функционирующей, устоявшейся системы образования
Профессиограмма НПР должна соответствовать требованиям времени и качественно изменяться как содержательно, так и технологически
Слайд 34Выводы
Технология — категория процессуальная, поэтому ее изменение означает изменение не только
лежащих в ее основе процессов и деятельности, но и всей сопутствующей системы механизмов и средств такой деятельности. Происходит смена целевых установок, ценностных ориентации, системы конкретных знаний.
Слайд 35Выводы
Отношения времени жизни технологии и времени жизни специалиста, определяют соответствующую модель
подготовки кадров.
Слайд 36Выводы
Первый вариант - Время жизни технологии больше или соизмеримо с временем
жизни специалиста.
Модель подготовки - формирование вариативной системы научных знаний.
Ведущая форма учебной деятельности - лекция, которая подкрепляется практическими занятиями, а основным — знание и умение его использовать.
Адаптация к меняющимся условиям профессиональной деятельности осуществляется путем постоянного пополнения знаний через систему повышения квалификации специалистов.
Слайд 37Выводы
Второй вариант - время жизни технологии меньше времени жизни специалиста.
Условием
успешной профессиональной деятельности становится умение ее перестраивать с учетом резкого изменения общественно-экономических отношений, ценностных ориентации, жизненной философии.