Слайд 1РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
НАПРАВЛЕНИЕ 4 
«ИЗМЕНЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
                                                            
                                    НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
Е.В. Джанбинова, главный специалист комитета специального и дополнительного образования 
Департамента общего образования Томской области
23 АВГУСТА 2012 г.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конвенция о правах инвалидов 
13.12.2006 - принята Генеральной Ассамблеей 
                                                            
                                          Организации Объединённых Наций
03.05.2012 – ратифицирована в России (46-ФЗ)
  
Статья 24:
«Государства - участники признают право инвалидов на 
образование. 
В целях реализации этого права без дискриминации и 
на основе равенства возможностей 
государства -участники 
обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях 
и обучение в течение всей жизни».
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
стремясь при этом:
а) к полному развитию человеческого потенциала, а также
                                                            
                                    чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;
б) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объёме;
в) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Согласно целевым индикаторам 
Федеральной целевой программы развития образования на
                                                            
                                    2011-2015 г.г. 
доля детей с ОВЗ и детей-инвалидов, 
которым созданы условия для получения
качественного общего образования, 
в общей численности детей с ОВЗ и детей
инвалидов школьного возраста должна вырасти
с базового значения в 30 % до 71% в 2015 году.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В соответствии с государственной
программой РФ «Доступная среда» на 2011
2015
                                                            
                                    годы к 2016 году доля
общеобразовательных учреждений, в которых
создана универсальная безбаръерная среда,
позволяющая обеспечить совместное обучение
инвалидов и лиц, не имеющих нарушений
развития, в общем количестве
общеобразовательных учреждений должна
составить не менее 20%, сейчас их только 2,5 %.
Томская область: 2011 – 4,5%;
                2012 – 5,35%
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Новые 
      Федеральные 
                                                            
                                                    Государственные 
образовательные 
                 стандарты начальной и основной школы учитывают особенности развития обучающихся с ОВЗ через создание индивидуального учебного плана обучения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Реализация мероприятий Государственной программы РФ «Доступная среда»:
Образовательные учреждения, которые примут участие
                                                            
                                    в реализации мероприятий Государственной программы РФ «Доступная среда»:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 г. Томска (2 264,2 тыс. руб.);
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 84» города Северска (2 264,2 тыс. руб.);
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа Стрежевой» 
  (2 264,2 тыс. руб.).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Реализация мероприятий Государственной программы РФ «Доступная среда»:
Средства федерального и местного бюджета
                                                            
                                    будут направлены на выполнение следующих мероприятий:
а) создание в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов;
б) оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Реализация мероприятий Государственной программы РФ «Доступная среда»:
Планируется, 
что к декабрю 2012
                                                            
                                    года 
доля базовых образовательных учреждений в общем количестве образовательных учреждений 
в Томской области составит 5, 4 %; 
в настоящее время 
данный показатель - 4,5%.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10
 Дистанционное образование 
детей-инвалидов» 
создано 215 рабочих мест детей-инвалидов для организации
                                                            
                                    дистанционного образования в 18 муниципальных районах (в 26 образовательных учреждениях);
создан 1 центр дистанционного образования детей-инвалидов – Областное государственное казённое образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения»;
99 рабочих мест педагогических работников, оснащено оборудованием для организации дистанционного образования детей-инвалидов и подключено к сети Интернет;
129 педагогов прошли обучение на курсах повышения квалификации для организации дистанционного образования детей-инвалидов по теме «Техническое и технологическое сопровождение дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому»;
113 родителей прошли обучение по теме ««Необходимые технические навыки при организации обучения по дистанционным образовательным технологиям».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11
 Дистанционное образование 
детей-инвалидов» 
 Соглашение 2012 года позволит привлечь в
                                                            
                                    Томскую область средства федерального бюджета в сумме 18 561, 2 тыс. рублей и обеспечить выполнение следующих целевых показателей:
а) Оснащение рабочих мест детей-инвалидов оборудованием и программным обеспечением в количестве 10 мест;
б) Оснащение рабочих мест педагогов оборудованием и программным обеспечением в количестве 104 мест;
в) Обучение педагогических работников (повышение квалификации) к осуществлению деятельности по дистанционному обучению детей-инвалидов – 104 педагога;
г) Обучение родителей детей-инвалидов по использованию оборудования и ПО – 7 человек.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12РЕЗУДЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
муниципальные инновационные площадки, региональные экспериментальные площадки
                                                            
                                    по внедрению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;
участие во всероссийских проектах;
представление опыта инклюзивного образования в рамках работы Всероссийского образовательного форума «Актуальные направления развития образования: педагог, ребенок, семья, общество»;
создание организационных условий инклюзивного образования, заключающихся в поэтапном включении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения; 
увеличение численности обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в обычных классах;
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13РЕЗУДЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
создание пакета документов, регламентирующих выявление, отбор,
                                                            
                                    устройство в образовательные учреждения детей с ОВЗ и их дальнейшее сопровождение;
использование комплексной двухуровневой диагностики с включением следующих форм деятельности: диагностическое обследование, психологическое, педагогическое, медицинское консультирование, обучение с диагностической целью, контроль эффективности рекомендаций ПМПК; 
разработка и реализация программ повышения квалификации для педагогов общеобразовательных школ, а также программ для обучения родителей детей с ОВЗ по проблемам развития, воспитания, обучения данной категории детей;
реализация следующих образовательных форм работы с педагогами в инклюзивной школе: обучающие семинары, разработка методических рекомендаций, индивидуальные и групповые консультации, проблемно-творческие группы, психолого-педагогические мастерские; 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14РЕЗУДЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
создание универсальной безбарьерной среды в 16
                                                            
                                    ОУ Томской области в 2011 году;
реализация государственной программы «Доступная среда» в 3 ОУ в 2012 году;
увеличение численности педагогических работников прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации по вопросам использования инклюзивных технологий;
создание и функционирование системы дистанционного образования детей-инвалидов 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15РЕЗУДЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16ПРАКТИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Практика инклюзивного образования развивается в проектном и экспериментальном режиме,
                                                            
                                    не имея нормативного закрепления и финансовой поддержки.
Финансовая поддержка, проявляется в следующем:
1) Введён дополнительный норматив финансирования для детей-инвалидов обучающихся по дистанционной форме обучения (в городской местности норматив на одного обучающегося составляет 120,0 тыс. руб., в сельской местности – 150,0 тыс. руб.).
2) Определен коэффициент удорожания, учитывающий наличие детей-инвалидов в муниципальном общеобразовательном учреждении, для каждого ОУ коэффициент должен составлять не менее 1,2.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17ПРАКТИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1) многие дети, имеющие инвалидность, не нуждаются в обучении
                                                            
                                    по специальным (коррекционным) образовательным программам, а могут успешно получать образование в соответствии с принятыми образовательными стандартами, в общеобразовательных школах вместе со своими здоровыми сверстниками;
2) значительная часть детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в силу тяжелых нарушений зрения и слуха или дефектов интеллектуальной деятельности, может получать образование только с помощью специальных (коррекционных) методов обучения.
СЕГОДНЯ ВСЁ ЧАЩЕ ГОВОРЯТ О 
расширении функционала учреждений специального образования, создавая на их базе крупные комплексы, предоставляющие специальные образовательные услуги, которые могут предоставляться не только постоянному детскому контингенту, дошкольного и школьного возраста, но и приходящим клиентам по территориальному принципу.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Система сопровождения и поддержки лиц с особыми потребностями. 
Тьютор в инклюзивном
                                                            
                                    образовании:
помощник-сопровождающий;
педагог сопровождения;
специалист, проводящий дополнительные занятия.
Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761п «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») в реестр профессий 
внесена специальность «тьютор»;
определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста;
компетенции и функциональные обязанности. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Система сопровождения и поддержки лиц с особыми потребностями. 
Однако:
 деятельность тьютора
                                                            
                                    в инклюзивном пространстве не регламентирована нормативными документами;
Не разработаны 
методические рекомендации, определяющие заболевания детей-инвалидов, при которых необходимо тьюторское сопровождение, 
норма рабочего времени;
функциональные обязанности тьютора при осуществлении домашнего обучения и при сопровождении ребенка в образовательном процессе массовой школы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Проблемные моменты 
недостаточная нормативно – правовая база по организации интегрированного (инклюзивного)
                                                            
                                    образования в условиях общеобразовательной школы, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
проблемы обеспечения комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения из – за отсутствия соответствующих кадров: олигофренопедагоги, дефектологи, логопеды, психологи, социальные педагоги, медицинские работники, сопровождающего персонала (тьюторов);
неготовность (неадаптированность) архитектурной и материально-технической среды образовательных учреждений;
недостаточное ресурсное материально-техническое обеспечение инклюзивного образования;
недостаточное количество дошкольных учреждений, предоставляющих образовательные услуги детям с ОВЗ и детям - инвалидам;
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Проблемные моменты 
6. отсутствие системной организации повышения квалификации, подготовки и переподготовки
                                                            
                                    педагогических кадров для работы в режиме инклюзивного образования по направлению «дефектология»;
7. недостаточное финансирование материально-технического обеспечения специализированных и общеобразовательных учреждений и реализации практик инклюзивного образования;
8. практика инклюзивного образования развивается в проектном и экспериментальном режиме, не имея нормативного закрепления и финансовой поддержки.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Задачи дальнейшего развития инклюзивного образования в Томской области на 2012-2013 учебный
                                                            
                                    год:
обеспечить право детей-инвалидов и детей с ОВЗ на выбор образовательного учреждения, через создание соответствующих условий, в общеобразовательных учреждениях;
создавать территориальные комплексы, включающие детский сад, школу, центр для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико – социальной помощи, центр дополнительного образования, которые позволят предоставлять качественные образовательные услуги детям с ОВЗ в непосредственной близости от их места жительства;
создавать сеть образовательных учреждений, реализующих инклюзивные формы образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
создавать инклюзивные классы, которые позволят приблизить образование и специальные услуги для ребенка с ОВЗ к его месту жительства;
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Задачи дальнейшего развития инклюзивного образования в Томской области на 2012-2013 учебный
                                                            
                                    год:
5. обеспечить организацию дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому;
6. расширить спектр услуг дополнительного образования (физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, декоративно-прикладной направленности), предоставляемые образовательными учреждениями, с целью развития и дальнейшего совершенствования социальных навыков и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ; 
7. развивать систему раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей;
8. обеспечить достаточное финансирование материально-технического обеспечения специализированных и общеобразовательных учреждений и реализации практик инклюзивного образования;
9. предусмотреть подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров общеобразовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику.