Слайд 1РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 4
«ИЗМЕНЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
Е.В. Джанбинова, главный специалист комитета специального и дополнительного образования
Департамента общего образования Томской области
23 АВГУСТА 2012 г.
Слайд 2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Конвенция о правах инвалидов
13.12.2006 - принята Генеральной Ассамблеей
Организации Объединённых Наций
03.05.2012 – ратифицирована в России (46-ФЗ)
Статья 24:
«Государства - участники признают право инвалидов на
образование.
В целях реализации этого права без дискриминации и
на основе равенства возможностей
государства -участники
обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях
и обучение в течение всей жизни».
Слайд 3 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
стремясь при этом:
а) к полному развитию человеческого потенциала, а также
чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;
б) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объёме;
в) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.
Слайд 4СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Согласно целевым индикаторам
Федеральной целевой программы развития образования на
2011-2015 г.г.
доля детей с ОВЗ и детей-инвалидов,
которым созданы условия для получения
качественного общего образования,
в общей численности детей с ОВЗ и детей
инвалидов школьного возраста должна вырасти
с базового значения в 30 % до 71% в 2015 году.
Слайд 5СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В соответствии с государственной
программой РФ «Доступная среда» на 2011
2015
годы к 2016 году доля
общеобразовательных учреждений, в которых
создана универсальная безбаръерная среда,
позволяющая обеспечить совместное обучение
инвалидов и лиц, не имеющих нарушений
развития, в общем количестве
общеобразовательных учреждений должна
составить не менее 20%, сейчас их только 2,5 %.
Томская область: 2011 – 4,5%;
2012 – 5,35%
Слайд 6СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Новые
Федеральные
Государственные
образовательные
стандарты начальной и основной школы учитывают особенности развития обучающихся с ОВЗ через создание индивидуального учебного плана обучения.
Слайд 7Реализация мероприятий Государственной программы РФ «Доступная среда»:
Образовательные учреждения, которые примут участие
в реализации мероприятий Государственной программы РФ «Доступная среда»:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 г. Томска (2 264,2 тыс. руб.);
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 84» города Северска (2 264,2 тыс. руб.);
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа Стрежевой»
(2 264,2 тыс. руб.).
Слайд 8Реализация мероприятий Государственной программы РФ «Доступная среда»:
Средства федерального и местного бюджета
будут направлены на выполнение следующих мероприятий:
а) создание в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов;
б) оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Слайд 9Реализация мероприятий Государственной программы РФ «Доступная среда»:
Планируется,
что к декабрю 2012
года
доля базовых образовательных учреждений в общем количестве образовательных учреждений
в Томской области составит 5, 4 %;
в настоящее время
данный показатель - 4,5%.
Слайд 10
Дистанционное образование
детей-инвалидов»
создано 215 рабочих мест детей-инвалидов для организации
дистанционного образования в 18 муниципальных районах (в 26 образовательных учреждениях);
создан 1 центр дистанционного образования детей-инвалидов – Областное государственное казённое образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения»;
99 рабочих мест педагогических работников, оснащено оборудованием для организации дистанционного образования детей-инвалидов и подключено к сети Интернет;
129 педагогов прошли обучение на курсах повышения квалификации для организации дистанционного образования детей-инвалидов по теме «Техническое и технологическое сопровождение дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому»;
113 родителей прошли обучение по теме ««Необходимые технические навыки при организации обучения по дистанционным образовательным технологиям».
Слайд 11
Дистанционное образование
детей-инвалидов»
Соглашение 2012 года позволит привлечь в
Томскую область средства федерального бюджета в сумме 18 561, 2 тыс. рублей и обеспечить выполнение следующих целевых показателей:
а) Оснащение рабочих мест детей-инвалидов оборудованием и программным обеспечением в количестве 10 мест;
б) Оснащение рабочих мест педагогов оборудованием и программным обеспечением в количестве 104 мест;
в) Обучение педагогических работников (повышение квалификации) к осуществлению деятельности по дистанционному обучению детей-инвалидов – 104 педагога;
г) Обучение родителей детей-инвалидов по использованию оборудования и ПО – 7 человек.
Слайд 12РЕЗУДЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
муниципальные инновационные площадки, региональные экспериментальные площадки
по внедрению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;
участие во всероссийских проектах;
представление опыта инклюзивного образования в рамках работы Всероссийского образовательного форума «Актуальные направления развития образования: педагог, ребенок, семья, общество»;
создание организационных условий инклюзивного образования, заключающихся в поэтапном включении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения;
увеличение численности обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в обычных классах;
Слайд 13РЕЗУДЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
создание пакета документов, регламентирующих выявление, отбор,
устройство в образовательные учреждения детей с ОВЗ и их дальнейшее сопровождение;
использование комплексной двухуровневой диагностики с включением следующих форм деятельности: диагностическое обследование, психологическое, педагогическое, медицинское консультирование, обучение с диагностической целью, контроль эффективности рекомендаций ПМПК;
разработка и реализация программ повышения квалификации для педагогов общеобразовательных школ, а также программ для обучения родителей детей с ОВЗ по проблемам развития, воспитания, обучения данной категории детей;
реализация следующих образовательных форм работы с педагогами в инклюзивной школе: обучающие семинары, разработка методических рекомендаций, индивидуальные и групповые консультации, проблемно-творческие группы, психолого-педагогические мастерские;
Слайд 14РЕЗУДЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
создание универсальной безбарьерной среды в 16
ОУ Томской области в 2011 году;
реализация государственной программы «Доступная среда» в 3 ОУ в 2012 году;
увеличение численности педагогических работников прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации по вопросам использования инклюзивных технологий;
создание и функционирование системы дистанционного образования детей-инвалидов
Слайд 15РЕЗУДЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 16ПРАКТИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Практика инклюзивного образования развивается в проектном и экспериментальном режиме,
не имея нормативного закрепления и финансовой поддержки.
Финансовая поддержка, проявляется в следующем:
1) Введён дополнительный норматив финансирования для детей-инвалидов обучающихся по дистанционной форме обучения (в городской местности норматив на одного обучающегося составляет 120,0 тыс. руб., в сельской местности – 150,0 тыс. руб.).
2) Определен коэффициент удорожания, учитывающий наличие детей-инвалидов в муниципальном общеобразовательном учреждении, для каждого ОУ коэффициент должен составлять не менее 1,2.
Слайд 17ПРАКТИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1) многие дети, имеющие инвалидность, не нуждаются в обучении
по специальным (коррекционным) образовательным программам, а могут успешно получать образование в соответствии с принятыми образовательными стандартами, в общеобразовательных школах вместе со своими здоровыми сверстниками;
2) значительная часть детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в силу тяжелых нарушений зрения и слуха или дефектов интеллектуальной деятельности, может получать образование только с помощью специальных (коррекционных) методов обучения.
СЕГОДНЯ ВСЁ ЧАЩЕ ГОВОРЯТ О
расширении функционала учреждений специального образования, создавая на их базе крупные комплексы, предоставляющие специальные образовательные услуги, которые могут предоставляться не только постоянному детскому контингенту, дошкольного и школьного возраста, но и приходящим клиентам по территориальному принципу.
Слайд 18Система сопровождения и поддержки лиц с особыми потребностями.
Тьютор в инклюзивном
образовании:
помощник-сопровождающий;
педагог сопровождения;
специалист, проводящий дополнительные занятия.
Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761п «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») в реестр профессий
внесена специальность «тьютор»;
определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста;
компетенции и функциональные обязанности.
Слайд 19Система сопровождения и поддержки лиц с особыми потребностями.
Однако:
деятельность тьютора
в инклюзивном пространстве не регламентирована нормативными документами;
Не разработаны
методические рекомендации, определяющие заболевания детей-инвалидов, при которых необходимо тьюторское сопровождение,
норма рабочего времени;
функциональные обязанности тьютора при осуществлении домашнего обучения и при сопровождении ребенка в образовательном процессе массовой школы.
Слайд 20Проблемные моменты
недостаточная нормативно – правовая база по организации интегрированного (инклюзивного)
образования в условиях общеобразовательной школы, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
проблемы обеспечения комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения из – за отсутствия соответствующих кадров: олигофренопедагоги, дефектологи, логопеды, психологи, социальные педагоги, медицинские работники, сопровождающего персонала (тьюторов);
неготовность (неадаптированность) архитектурной и материально-технической среды образовательных учреждений;
недостаточное ресурсное материально-техническое обеспечение инклюзивного образования;
недостаточное количество дошкольных учреждений, предоставляющих образовательные услуги детям с ОВЗ и детям - инвалидам;
Слайд 21Проблемные моменты
6. отсутствие системной организации повышения квалификации, подготовки и переподготовки
педагогических кадров для работы в режиме инклюзивного образования по направлению «дефектология»;
7. недостаточное финансирование материально-технического обеспечения специализированных и общеобразовательных учреждений и реализации практик инклюзивного образования;
8. практика инклюзивного образования развивается в проектном и экспериментальном режиме, не имея нормативного закрепления и финансовой поддержки.
Слайд 22Задачи дальнейшего развития инклюзивного образования в Томской области на 2012-2013 учебный
год:
обеспечить право детей-инвалидов и детей с ОВЗ на выбор образовательного учреждения, через создание соответствующих условий, в общеобразовательных учреждениях;
создавать территориальные комплексы, включающие детский сад, школу, центр для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико – социальной помощи, центр дополнительного образования, которые позволят предоставлять качественные образовательные услуги детям с ОВЗ в непосредственной близости от их места жительства;
создавать сеть образовательных учреждений, реализующих инклюзивные формы образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
создавать инклюзивные классы, которые позволят приблизить образование и специальные услуги для ребенка с ОВЗ к его месту жительства;
Слайд 23Задачи дальнейшего развития инклюзивного образования в Томской области на 2012-2013 учебный
год:
5. обеспечить организацию дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому;
6. расширить спектр услуг дополнительного образования (физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, декоративно-прикладной направленности), предоставляемые образовательными учреждениями, с целью развития и дальнейшего совершенствования социальных навыков и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
7. развивать систему раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей;
8. обеспечить достаточное финансирование материально-технического обеспечения специализированных и общеобразовательных учреждений и реализации практик инклюзивного образования;
9. предусмотреть подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров общеобразовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику.