Психолого-эргономические требования к ППСО презентация

Содержание

Качество образования в широком смысле включает множество составляющих, и говорить о его улучшении можно только тогда, когда образование позволяет сберечь и улучшить здоровье, а не растратить его из-за чрезмерных учебных

Слайд 1к.п.н., доцент
М.Г. Колесникова
Психолого-эргономические требования к ППСО


Слайд 2
Качество образования в широком смысле включает множество составляющих, и говорить о

его улучшении можно только тогда, когда образование позволяет сберечь и улучшить здоровье, а не растратить его из-за чрезмерных учебных нагрузок, неудовлетворительных условий обучения, некомфортного психологического климата,
в целом, неблагоприятной образовательной среды

Слайд 3В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования


- провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

Из Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года - Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года №1756-Р(п.2)

реальной разгрузки содержания общего образования;

использования эффективных методов обучения;

повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

организацией мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;


Слайд 4
организм ребенка наиболее чувствителен к внешним (экзогенным) факторам окружающей среды.
отмечается

наиболее интенсивные рост и развитие организма.

этот период совпадает с важнейшим социальным этапом развития - получением ребенком общего среднего образования.

происходит формирование здоровья на всю дальнейшую жизнь

От 6 до 17 лет


Слайд 5
К началу 2004-2005 года учебного года в эксперименте участвуют
73 региона,
1829

общеобразовательных учреждений,
более 100 тысяч учащихся .
В Санкт-Петербурге в эксперименте участвуют
13 школ, более 800 учащихся
начальной школы и старших классов

ШИРОКОМАСШТАБНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Слайд 6Учащиеся с 1-й группой здоровья (2001-2002 уч.г.), в %
Состояние здоровья учащихся


Слайд 7Хронические болезни учащихся СПб (2001-2002 уч.г.), в %


Слайд 8система мер,
включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная

на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.


здоровьесберегающие технологии в образовании


Слайд 9Большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной работы

педагога. Поэтому деятельность педагога должна быть
ЗДОРОВЬЕ
СБЕРЕГАЮЩЕЙ

Слайд 10
это
ПОЛНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
физическое
душевное
социальное
а не только отсутствие болезней или физических дефектов


Слайд 11самоактуализация
(уважение к себе,самоосуществление)



уважение
(одобрение, благодарность, признание)


общение
(привязанность, причастность к группе)


безопасность
(физическая и психологическая)

физиологические
(пища, отдых,

движение, кислород)

Пирамида базовых потребностей человека (А. Маслоу)


Слайд 12
ИКТ увеличивают личностную ориентированность обучения
усиление мотивации обучения
развитие мышления, формирование культуры познавательной

деятельности

организация исследовательской деятельности учащихся

развитие мышления, формирование культуры познавательной деятельности

индивидуализация и дифференциация процесса обучения

обучение самоконтролю и самокоррекции


Слайд 13Возможные риски применения ИКТ в образовании
Соматический риск
умственное утомление;
зрительное утомление;
статическое утомление;
электромагнитные

излучения

Психологический риск
угроза информационной
безопасности личности (ИБЛ)


Слайд 14 с одной стороны – происходит усиление интенсификации и личностной ориентированности

образования

с другой – увеличиваются физиологические и психологические риски образования

Таким образом, компьютерные средства обучения могут способствовать оптимизации учебного процесса при условии соблюдения специальных требований к их применению





ОКАЗЫВАЮТ СЛОЖНОЕ, НЕОДНОЗНАЧНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ

Уроки с использованием ИКТ


Слайд 15Влияние ИКТ на структуру досуга школьников СПб, в %


Слайд 16Физиологические риски применения ИКТ

Увеличение
утомительности
учебного процесса:
эмоциональность;
сложность;
насыщенность


Слайд 17

- такая учебная нагрузка, при которой возникающее утомление полностью исчезает в

течение последующего за работой отдыха.


Необходима

к переутомлению приводит
высокий объем учебной нагрузки,
несоответствие требований и организации учебного процесса возможностям школьника

Болезнь

Степень утомления характеризует напряжение организма школьника в процессе усвоения знаний


Слайд 18+
+
ВЭ+ВТ+ВН приводит к неблагоприятным изменениям в функциональном состоянии ЦНС и работоспособности

школьников

Слайд 19Утомление проявляется в
учащении или замедлении пульса, повышении или понижении АД, частоты

дыхания

покраснении или побледнении кожного покрова, влажности ладоней, усилении слюноотделения или сухости во рту

ОТДЫХ


снижении работоспособности

снижении объема памяти

ослаблении внимания

двигательном беспокойстве

отвлечениях

ОТДЫХ

ОТДЫХ


Слайд 20Физиологические риски применения ИКТ
Нагрузка на зрение:
зрительное утомление;
компьютерный
зрительный синдром


Слайд 21Степень визуальной агрессивности светящегося изображения в несколько раз выше, чем отраженного
Необходимо

соблюдение эргономических требований к компьютерным средствам обучения
в соответствии с возрастными особенностями учащихся

Слайд 22Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50-70

см.
Одновременно за компьютером должен заниматься один учащийся, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Эргономические требования к освещенности рабочего места учащегося

При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк.


Слайд 23


Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение.

Для размещения

компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами:

внешний козырек

занавес

жалюзи

Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.


Слайд 24Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо

соблюдать следующие рекомендации:

Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся II-IV классов должна быть не более 15 минут.

С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз.




Слайд 25Примерный комплекс упражнений для глаз:
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы,

на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.


Слайд 26Физиологические риски применения ИКТ

Нагрузка на опорно-
двигательный аппарат:
стесненная поза;
затрудненное дыхание;
остеохондроз;
заболевания суставов кистей

рук;
гиподинамия

Слайд 27При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно

решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом школьников.

Убедиться в этом можно следующим образом:
ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору,
а линия взора приходится, примерно, на центр монитора или немного выше.

В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног.

Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка.


Слайд 28Рациональная организация урока
1 класс -
35 минут
2 класс -
3-11 классы -
45 минут
=
35

мин

+

10 мин

на 4 уроке после 20 минут урока
физкультминутка

45 минут

Технические средства

TV

Кинофильмы

ИКТ

1 класс

10 класс

15 мин

15-20 мин

одноразовая

20-35 мин

20-25 мин

20-30 мин

10 мин


Слайд 29Физиологические риски применения ИКТ
Электромагнитные излучения:
излучения компьютера и сети;
положительная ионизация воздуха;
увеличение

запыленности помещения;
увеличение температуры


Слайд 30Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на

север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами:



Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение.

Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.

Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами:

Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.


Слайд 31Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе.
Компьютер лучше

расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора.

Чтобы исключить влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами, расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями мониторов не менее 1,2 м


Слайд 32



Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие:
температура - 19-21° С,


относительная влажность - 55-62 %.



Слайд 33Психологические риски применения ИКТ


компьютерная тревожность;
персонификация компьютера,
нарушения общения;
компьютерная зависимость;
усиление агрессии


вследствие применения
компьютерных игр


Слайд 34Продолжительное сидение за компьютером может привести
к перенапряжению нервной системы,
нарушению

сна,
ухудшению самочувствия,
утомлению глаз.
Поэтому для учащихся младшего школьного возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий.
Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия.


Слайд 35«Чрезмерно продолжительные учебные занятия неблагоприятно отражаются на состоянии здоровья учащихся, т.к.

неизбежно приводят к сокращению длительности их сна и активного отдыха на отрытом воздухе».

М.В. Антропова

Слайд 36Нормативы основных режимных моментов в учебные дни
(продолжительность в часах)
Элементы
режима
1 класс
10

класс

Сон
(включая дневной сон)

Прогулки

Школа
(учебные занятия)

Домашние задания
(приготовление уроков)

Занятия по интересам

11,5 - 12,5 ч

2,5 - 4,0 ч

4,0 - 4,5 ч

6-дневная
неделя

5-дневная
неделя

0,5 - 1,0 ч

0,5 - 1,0 ч

8,0 - 9,0 ч

1,5 - 2,5 ч

6,0 - 7,0 ч

6-дневная
неделя

5-дневная
неделя

3,0 - 3,5 ч

1,0 - 1,5 ч


Слайд 37Прибор биологической обратной связи –
«учитель» диафрагмально-релаксационного дыхания



Слайд 38Сюжет «Окно»


Слайд 39М. Колесникова
Здоровья и удачи Вам и вашим ученикам!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика