Слайд 1ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОВЗ
И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПОДГОТОВКИ
А. Зарин, канд.пед.наук, доцент кафедры олигофренопедагогики
РГПУ им.А.И.Герцена
Слайд 22010 г. – утвержден ФГОС ВПО
третьего поколения
по направлению
«Специальное (дефектологическое) образование»
2011
г. – полный переход на многоуровневую систему подготовки
Слайд 31. Во ФГОС реализован компетентностный подход : ожидаемый результат высшего образования
– это формирование у выпускника компетенций «…способностей применять знания, умения и проявлять личностные качества» (ФГОС) для успешного осуществления разных видов деятельности.
Слайд 4Профессиональные компетенции во ФГОС бакалавриата в следующих видах деятельности:
- коррекционно-педагогическая деятельность:
способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);
Слайд 5готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной
работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);
готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);
Слайд 6диагностико-консультативная деятельность:
готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их
родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);
Слайд 7культурно-просветительская деятельность:
готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями
здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с овз и их семьями (ПК-13);
способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).
Слайд 8Профессиональные компетенции во ФГОС магистратуры в следующих видах деятельности:
- коррекционно-педагогическая деятельность:
способность
исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий (ПК-1);
Слайд 9готовность к осуществлению координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной
защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач (ПК - 2);
Слайд 10способностью моделировать и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения
лиц с ограниченными возможностями здоровья, подготавливать их к сознательному выбору профессии (ПК - 5);
способность осуществлять взаимодействие с работниками органов управления образованием, здравоохранением и социальной защиты населения и представителями общественных организаций по проблемам образования лиц с ОВЗ (ПК - 6);
Слайд 11- диагностико-консультативная и профилактическая деятельность:
способностью осуществлять консультирование лиц с проблемами в
развитии, членов их семей, родственников и заинтересованных взрослых, педагогов, в том числе образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение, по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ (ПК- 9);
Слайд 12- организационно-управленческая деятельность:
способность организовывать педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях, а
также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, осуществлять его мониторинг и оценивать результативность (ПК-20);
готовностью к использованию различных способов и средств оценки качества образования, готовностью к комплексному моделированию разнообразных форм промежуточного и итогового контроля (ПК-21);
Слайд 132) Ориентация на создание в рамках ФГОС совокупности взаимосвязанных друг с
другом разнообразных основных образовательных программ (ООП) с учетом:
а) существующего опыта подготовки по данному направлению, а также
б) потребностей работодателей и общества в кадрах соответствующего уровня и квалификации.
Слайд 14Профиль «Олигофренопедагогика»
возможные ООП подготовки:
- учителя и воспитателя начальных классов школы VIII
вида,
- учителя младших и старших классов школы VIII вида,
- учителя начальных классов школы viii вида и воспитателя компенсирующих групп для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью,
- учителя начальных классов школы viii вида и педагога (воспитателя) социально-реабилитационных центров,
- учителя начальных классов школы viii вида и классов для детей со сложным дефектом
и другие.
Слайд 15Варианты построения магистерских программ:
- как продолжение профиля подготовки в бакалавриате,
-
на базе другого профиля ,
- на базе профиля подготовки бакалавра по другим направлениями педагогического образования (педагогическое образование либо психолого-педагогическое);
- на базе высшего образования по одной из педагогических специальностей (олигофренопедагогика, логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика, педагогика, физическая культура, дошкольное образование, математическое образование и др.).
Слайд 16Реализуемые магистерские программы (с 2000 г.):
Образование лиц с нарушением слуха
Психологическое сопровождение
образования лиц с проблемами в развитии
Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ОВЗ
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии
Слайд 17Варианты ООП подготовки магистра для работы с детьми с пробелами интеллектуального
развития
«Дошкольное образование детей с проблемами интеллектуального развития»,
«Образование старших школьников с недоразвитием интеллекта»,
«Начальное образование детей с задержкой психического развития»,
«Образование старших школьников с задержкой психического развития»,
Слайд 18«Психолого-педагогическое сопровождение социализации и реабилитации лиц с выраженными нарушениями интеллектуального развития»
«Образование
детей с выраженным недоразвитием интеллекта»
«Образование детей с интеллектуальной и сенсорной недостаточностью (с нарушением слуха или зрения)»
«Психолого-педагогическое сопровождение семьи и семейного воспитания детей с выраженными и множественными нарушениями развития» и др.
Слайд 19ПРОБЛЕМЫ
1) несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы профессиональной деятельности выпускников вузов:
1.1) Неопределенность
требований к квалификации специалистов, работающих в разных типах и видах учреждений (школы, дошкольные учреждения, социально-реабилитационные центры и др.
Например,
Слайд 20Должность «учитель-дефектолог», «учитель-логопед (логопед)»: требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в
области дефектологии …………….
Нет дифференциации в связи со сферой деятельности педагога по профилю деятельности учреждения
Слайд 21должность «педагог-психолог»
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" …….
Не учтено, что уже более 20 лет существует специальность «Специальная психология», нет обозначенного направления
Слайд 221.2) Отсутствие документов, дифференцированно определяющих статус, и сферу применения специалистов уровня
бакалавра и магистра в области специального образования.
Слайд 232) Недостаточное взаимодействие вузов и работодателей в определении направленности ООП ВПО,
разрабатываемых вузами.
Поэтому при создании ООП в недостаточной мере учитываются реально существующие потребности в конкретных специалистах.