Слайд 1
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.
По определению технология -это
« процесс преобразования материалов,
сырья и информации в нужный для
человека продукт».
Ведущим методом обучения младших школьников технологии является метод творческих проектов.
Проектная деятельность учащихся на уроках технологии может быть рассмотрена и , как реализация технологий компетентностного подхода в обучении. Весь объем теоретических знаний ,в рамках программы, полученный учащимися не уроках «технологии» реализуется в практических работах , в готовых изделиях .
Слайд 2Сегодня я представлю вам
. Практико-ориентированный проект уч-ся 3 класса –
«Энергосберегающая конструкция светофора».
Проект по комплексности являются моно-проектом Интеграция осуществляется на этапе подготовки продукта и презентации (иллюстрирование и компьютерная презентация). Проект разработан в рамках классно-урочной деятельности.
Слайд 3Изучая материал по проектной деятельности разных авторов, я убедилась, что алгоритм
работы над проектами у всех авторов практически идентичен. Например : общий процесс работы над проектом по схеме Дж.Питта
(профессора Йоркского университета)
СХЕМА РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Потребности ( краткая формулировка задачи).
2.Исследование (соц. заказ,аналоги,методы, материалы).
3.Дизайн – критерии.
4Первоначальные идеи.
5.Оценка идей.
6.Проработка лучшей идеи.
7.Планирование и изготовление.
8.Испытание продукта.
9.Оценка продукта (по отношению к потребности определенной вначале).
10.Презентация проекта.
Слайд 4П.Н.Андрианов выделяет 4 этапа творческого процесса школьников:
Слайд 5Презентация проекта
«СВЕТОФОР»
энергосберегающая конструкция изделия
Слайд 6ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА.
Паспорт проекта.
План работы над проектом
Промежуточные результаты работы.
Вся собранная информация по
теме проекта.
Эскизы, чертежи, наброски продукта.
Материалы к презентации.
Слайд 7Паспорт проекта.
Название проекта: Модель светофора
( разработка энергосберегающей конструкции).
Руководитель
проекта: Хохлачева Л.Н.
Учебный предмет: Технология
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: математика, окружающий мир, черчение, физика.
состав проектной группы: учащиеся 3 класса.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Слайд 8Цель проекта
практическая- Экономия эл. энергии и материалов .
педагогическая- Повышение
мотивации, развитие технологических умений и конструкторских способностей учащихся.
Вопросы проекта: -что позволит сэкономить потребление энергии?
-какие изменения можно внести в конструкцию светофора без ущерба для его функциональности ?
- какие изменения в конструкции дадут необходимый результат?
Необходимое оборудование: чертежный инструмент для изготовления чертежей каркаса светофора, эл. цепи и разметки заготовок , набор инструментов и материала для сборки электрический цепи , стандартный набор инструментов и материала для работы с бумагой и картоном.
Слайд 9
Аннотация: в связи с истощением энергоресурсов, возросшим потреблением энергии, экологическими проблемами,
актуальность данного проекта не вызывает сомнений, как и его значимость в целях воспитания экологической грамотности и сознательности подрастающего поколения.
Предполагаемый продукт: энергосберегающая конструкция светофора – модель.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
1. технологи (подбор материала, инструмента, разработка технологического паспорта)
2..конструкторы ( разработка конструкции, изготовление чертежей ,дизайн)
3. рабочая группа ( заготовка разверток, сборка макета, монтаж электрической цепи).
Обсуждение задачи проекта, выдвигаемых гипотез по ее решению, выбор оптимального варианта и распределение ролей проходит с участием всех учеников класса.
Слайд 10ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП:
1-й урок:
поиск проблемы.
Выбор и обоснование проекта
Мини-маркетинговое
исследование
Анализ предстоящей деятельности
2-й урок:
Звездочка обдумывания
выбор конструкции и материалов
Разработка конструкторско-технологической документации
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП:
3-й урок:
.Изготовление проектируемого изделия.:
Выполнение необходимых технол.операций
Соблюдение техники безопасности и технолог. дисциплины.
Слайд 11ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Контроль и испытание изделия
Подведение итогов
Защита проекта
Деятельность учителя: Предлагает, ставит проблему
консультирует,наблюдает,советует,помогает,уточняет,проверяет ,дополняет.обобщает,контролирует,участвует в оценке проекта.
Деятельность учащихся:
анализируют, сравнивают, выбирают ,исследуют ,изучают, формулируют, конспектируют рисуют, чертят, разрабатывают, подсчитывают, оформляют , защищают проект.
Слайд 121-й урок- (поиск проблемной области).
Слайд 13Мир , в котором мы живем ,может остаться таким..
Но мы знаем,
что человек очень активно использует все ,что может предложить ему природа, и не всегда делает это бережно и разумно..
Слайд 14Главной проблемой , с которой столкнется человечество при нерачительном использовании природных
ресурсов, будет энергетический голод.
Мы могли бы внести свою лепту в решение этой проблемы.
Предлагаю разбиться на 2 группы:
(использование метода мозговой атаки)
1 группа 2 группа
«Генераторы идей» «Эксперты»
(предлагают варианты (Производят экспертизы
решения идей и отбирают наиболее
поставленной проблемы) интересные из них)
Слайд 15Банк идей для творческих проектов:
(Список составлен после проведения экспертизы идей)
-Поиск и
использование альтернативных источников энергии:
(ветряные, водяные, солнечные …)
-Использование энергосберегающих технологий:
-Возможность вторичного использования отходов.:
(в промышленных условиях и в быту…)
-Критичный подход к объему собственного потребления энергоресурсов:
(Экономия эл.энергии в быту, разумное сокращение потребительских аппетитов,…)
-Экономия энергии при разумном выборе электроприборов.
(в пром.масштабах и в быту)
Слайд 16Следующим этапом работы над выбором темы для проекта было « мини-маркетинговое
исследование».
После рассмотрения практически всех электроприборов ,с которыми мы сталкиваемся дома, в школе, на улице, и т. д.
ребята остановили свое внимание на светофорах, заметив, что их большое количество и много разных модификаций.
Слайд 17
Опираясь на собственные знания и с некоторой информационной поддержкой учителя ,
учащиеся решили выбрать в качестве объекта - «пешеходный светофор»
Совместно с учителем ,ученики осуществляют анализ предстоящей деятельности по работе над проектом.
На доску вывешиваются табличка-
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
и учащимся предлагается обдумать какие этапы может включать в себя работа над проектом.
Дом.задание: доклады по истории светофора и различные конструкции светофора.
Слайд 182урок:
«Звездочка обдумывания» -схематическое изображение составляющих творческого проекта, включающая основные проблемы
его реализации.
Постепенно, в ходе обсуждения ,получилась такая схема:
Дизайн анализ
Экологическое и экономическое обоснование
Организация рабочего места и изготовление изделия
Защита проекта
Оформление проекта
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Разработка технологии изготовления
Выбор материала
Выбор модели и конструкции изделия
Слайд 19Материал подготовленный учащимися в ходе домашней работы.
ИсторияПервый светофор был установлен 10
декабря 1868 года в Лондоне, около строения английского Парламента. Его изобретатель — Дж. П.Найт (— был спецом по Дж семафорам. Его детище управлялось вручную и имело два семафорных крыла..В тёмное время суток употреблялся крутящийся газовый фонарь, с помощью которого подавались соответственно сигналы красноватого и зелёного цветов. Светофор употреблялся для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы предназначались для транспортных средств. К огорчению, 2 января 1869 года газовый фонарь светофора взорвался, ранив управляющего светофором полицейского.1-ая автоматическая система светофоров (способная к переключению без конкретного роли человека) была разработана в 1910 году Эрнстом Сиррином из Чикаго. Его светофор употреблял неподсвеченные надписи «Stop» и «Proceed». Изобретателем первого электрического светофора может, по-видимому, считаться Лестер Вайр .В 1912 году он разработал светофор с 2-мя круглыми электрическими сигналами (красноватого и зелёного цвета).Система светофоров Джеймса Хога (набросок из патента)5 августа 1914 года в Кливленде южноамериканская светофорная компания установила на перекрёстке 105 улицы и авеню Эвклида четыре электрических светофора конструкции Джеймса Хога .Они имели красноватый и зелёный сигнал и, переключаясь, издавали звуковой сигнал. Система управлялась полицейским, сидячим в стеклянной будке на перекрёстке.
Слайд 20Светофоры бывают разные:
Реверсивный. Светофоры для маршрутных транспортных средств, Также существуют светофоры
на трамвайных станциях (конечных) — то есть вне автомобильных дорог, имеющие по 2 секции — красную и зелёную. Они служат для указания порядка отправления трамвайных поездов с разных путей станции.
Слайд 21Иногда железнодорожный светофор ошибочно называют семафором.
Речные светофоры предназначены для регулирования
движения речных судов. В основном используются для регулирования прохода судов через шлюзы. Такие светофоры имеют сигналы двух цветов — красного и зелёного.
Светофоры в автоспорте
В автоспорте светофоры могут устанавливаться на маршальских постах, на выезде с пит-лейн и на стартовой черте.
Конструкция светофора тоже бывает разной:
Лампа
Отражатель
Светофильтр
Линза Френеля
Козырёк
Встречаются светофоры без отражателя. Это снижает и без того низкий КПД, но избавляет от ложной засветки.
Слайд 23ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА РАССМОТРЕНИЕ
ВАРИАНТЫ КОНСТРУКЦИЙ СВЕТОФОРОВ
Слайд 24Подвижная внутренняя часть Развертка внутренней
части.
Наружный кожух Ножка светофора с основой
Слайд 25После рассмотрения и обсуждения различных конструкций был проведен АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ изделия.
Слайд 273 урок.
Технологический этап работы над проектом.
Учащиеся разбились на 3 группы
1
группа – выполняла разметку деталей
2 группа – сборку корпуса светофора
3 группа – монтаж электрической цепи
В процессе выполнения технологических операций, учащиеся вместе с учителем подбирают режим обработки материала, корректируют последовательность операций ,осуществляют контроль качества, соблюдают технологическую и трудовую дисциплину.
Слайд 28Заключительный этап работы над проектом.
На этом этапе ребята провели испытание изделия-
результат проверки был удовлетворительным.
Полученная модель соответствовала по всем параметрам задуманному и ранее утвержденному варианту изделия.
Проводится экспертиза экономического , эргономического и экологического соответствия выполненной модели тем параметрам которые были определены планом проекта. Экспертизу проводит группа учащихся параллельных классов.
Оценка жюри- результат удовлетворительный.
Предлагается использование модели для создания макета перекрестка. Макет может быть использован на уроках ОБЖ и окр. Мира по теме «Безопасность дорожного движения»