Слайд 1ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Слайд 2понятие «технология»
Понятие «технология» является одним из самых популярных в современной науке
об образовании. Несмотря на это, существуют различные точки зрения на саму возможность применения термина «технология» по отношению к учебному процессу, так как «технология предполагает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы материала ..., осуществляемую в процессе производства продукции» (СЭС с. 1321), что противоречит принципу индивидуализации учебного процесса.
Другой проблемой является отсутствие единого подхода к определению сущности понятия «педагогическая технология», «технология обучения».
Слайд 3педагогическая технология
Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь)
Системная совокупность
и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)
Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего комфортность условий для учителя и учащихся (В.М.Монахов)
Система, включающая некоторое представление ПРО (планируемые результаты обучения), средств диагностики состояния обучаемых и прогнозирования их ближайшего развития, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели для конкретных условий (В.В. Гузеев)
Слайд 4
Процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию
и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. (Т.М. Давыденко)
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
Слайд 5
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования
всех личностных,
инструментальных, и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Слайд 6Преимущества педагогической технологии
Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной
педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
Слайд 7Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней
Как и любая технология,
педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения
Слайд 8«педагогическая технология» и «технология обучения»
Словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом
английского an educational technology – «образовательная технология». Но в последнее время под названием «педагогическая технология» в России все чаще появляются работы, посвященные проблемам воспитания. В связи с этим многие исследователи указывают на необходимость разделения терминов
Следует также разобраться во взаимодействии терминов «методика» и «технология обучения».
В. Гузеев считает, что понятие «методика» шире понятия «технология», так как методика включает в себя вопросы образовательной политики, в том числе и выбор технологии. В частности, одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии.
В.М. Монахов выделяет два основных момента, отличающих технологию от методики – это гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса.
Слайд 9Технология обучения-
это система совместной деятельности субъектов образовательного процесса по его планированию,
организации, ориентированию и корректированию с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам и учёте ограничений.
Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой стороны, технология обучения – это наука о способах воздействия преподавателя на студента в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
Слайд 10Эволюция понятия «педагогическая технология
Слово «технология» пришло в педагогику из промышленного производства,
где оно обозначало процесс изготовления продукции наиболее эффективным и экономичным образом («технология изготовления втулки», «технология плавки чугуна» и т.д.).
Эволюция понятия «педагогическая технология»:
1 период (40-е - сер. 50-х г.) - термин “технология в образовании” означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе.
2 период (сер. 50-х - 60-е г.) - под “технологией образования” стали подразумевать программированное обучение.
3 период (70-е г.) - появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей.
4 период (с начала 80-х г.) - создание компьютерных и информационных технологий обучения.
Слайд 11
Первой попыткой создать такой технологический процесс обучения с гарантированными результатами было
программированное обучение, которое возникло в 60-х г. в связи с проникновением идей кибернетики в педагогику.
Целью программированного обучения была оптимизация управления процессом учения.
Программированное обучение предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учащийся с помощью особым образом подготовленных дидактических средств (программы) может самостоятельно приобретать новые знания и умения.
Необходимыми составляющими программированного обучения является наличие:
управляемого объекта (ученика);
последовательной, поэлементной программы;
систематической обратной связи;
управления.
Цель управления состоит в изменении наличного состояния управляемого объекта, в доведении его до заранее намеченного уровня.
Для этого разрабатывается программа, которая обеспечивает последовательное прохождение каждым учащимся всех этапов усвоения. Без этого обучающий не может гарантировать усвоение учащимся знаний и умений с теми качествами, которые предусмотрены целями обучения.
Эффективность управления процессом усвоения обеспечивается наличием следящей обратной связи. Информация о ходе процесса усвоения поступает не только к учителю, но и к ученику. Информация, полученная на основе обратной связи, перерабатывается. И на ее основе вырабатываются корректирующие воздействия.
Слайд 12Критерии технологичности:
1. Концептуальность (опора на определенную научную концепцию),
2. Системность
(логика процесса, взаимосвязь всех частей).
3. Управляемость (диагностическое целеполагание, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, коррекция учебного процесса).
4. Эффективность (эффективность по результатам; оптимальность по затратам; гарантированность достижения определенного стандарта обучения).
5. Воспроизводимость (возможность применения другими).
Задание слушателям: выберите любую образовательную модель и оцените ее с учетом предложенных Вам критериев.
Слайд 13Критерии технологичности педагогической технологии
Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии
должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
логикой процесса,
взаимосвязью его частей, целостностью.
Слайд 14
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики,
варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Слайд 15Структура педагогической технологии
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает
в себя три части:
концептуальная основа;
содержательный компонент обучения;
процессуальная часть - технологический процесс.
Слайд 16
Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические
идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала.
Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:
организация учебного процесса;
методы и формы учебной деятельности учащихся;
методы и формы работы преподавателя;
деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
диагностика учебного процесса.
Слайд 17Педагогические и образовательные технологии
Вообще словосочетание "педагагогическая технология" является неточным переводом с
английского educational technology – "образовательная технология".
Часто в педагогической практике понятия "педагогическая технология" и образовательная технология" являются синонимами.
Но некоторые ученые разделяют эти понятия. Как отмечает В.В.Гузеев, под названием "педагогическая технология" в отечественной науке фигурируют работы по проблемам воспитания.
Вместе с тем обзор материалов, в которых фигурирует понятие "образовательная технология", показывает, что оно употребляется чаще всего в контексте "технология обучения".
Классификации образовательных и педагогических технологий, представленные разными авторами, показывают, что границы данных понятий весьма размыты и в основе прежде всего лежат технологии обучения.
Слайд 18три уровня описания педтехнологий
Понятие “педагогическая технология” в образовательной практике в процессе
организации личностно ориентированного обучения употребляется на :
Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая общедидактическая, общевоспитательная технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе и школе, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
Частно-методический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении “частная методика”, т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей педагогического процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
Слайд 19Признаки технологически организованного учебного процесса:
1. Постановка диагностичных целей.
2. Планирование
обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде наблюдаемых действий учащихся.
3. Предварительное тестирование учащихся и конкретизация учебных целей с учетом реальных возможностей школьников.
4. Последовательная ориентация всего хода обучения на цели, которая обеспечивается наличием оперативной обратной связи и сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения
5. Разбивка обучения на отдельные воспроизводимые обучающие циклы.
6. Полная управляемость процессом обучения.
7. Гарантированность конечного результата.
Слайд 20классификации педагогических технологий (К. Селевко)
параметры:
уровень применения;
философская основа;
методологический
подход;
ведущий фактор развития личности;
научная концепция (механизм) передачи и освоения опыта;
ориентация на личностные сферы и структуры индивида;
характер содержания и структуры;
основной вид социально-педагогической деятельности;
тип управления учебно-воспитательным процессом;
преобладающие методы и способы;
организационные формы;
средства обучения;
подход к ребенку и ориентация педагогического взаимодействия;
направления модернизации;
категория педагогических объектов.
Слайд 21Классификация педагогических систем (технологий) по типу организации и управления познавательной деятельностью
учащегося (В.П. Беспалько)
классическое лекционное обучение;
обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;
система «консультант»;
обучение с помощью учебной книги,
система «малых групп», групповые, дифференцированные способы обучения;
компьютерное обучение;
система «репетитор» – индивидуальное обучение;
«программное обучение», для которого есть заранее составленная программа.
Ф.Я. Савельев предлагает следующую классификацию технологий обучения:
по направленности действия - технологии обучения учеников, студентов, учителей, преподавателей, работников отрасли, государственных деятелей;
по целям обучения;
по предметной среде, для которой разрабатывается данная технология – для гуманитарных, естественных, технических и других дисциплин;
по применяемым техническим средствам (по технической среде) – аудиовизуальные, видеотехнические, компьютерные и другие технологии;
по организации учебного процесса – индивидуальные, коллективные, смешанные;
по методической задаче – технология одного предмета, технология одного средства, технология одного метода.
Слайд 22
Описание и анализ образовательной технологии автором представлены в следующей структуре:
1.
Название технологии, отражающее главную решаемую ею проблему, основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса или характерную региональную (местную) ситуацию. Название технологии часто дается по одному, самому яркому её признаку.
Слайд 23
2. Идентификация данной технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной схемой):
вид
педагогической технологии (метатехнология, отраслевая, модульно-локальная, микротехнология);
основные используемые философские позиции;
отношение к факторам развития;
изложение особенностей применения научной концепции освоения опыта в данной технологии;
ориентация технологии на определенную сферу развития индивида (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП, СТВ, СФР);
принадлежность технологии к определенной содержательной области;
указание преобладающих видов социально-педагогической деятельности;
характеристика типа управления педагогическим процессом;
применяемые организационные формы педагогического процесса;
описание воспитательной ориентации и подхода к человеку (ребенку, подростку, молодежи);
методы и средства, применяемые в технологии, выделение преобладающих;
отнесение педагогической технологии к какой-либо группе модернизации традиционных технологий;
характеристика категории (адреса) контингента, на который направлена технология.
Слайд 24
3. Целевые ориентации технологии
Характеризуются цели и задачи, достижение и решение которых
планируется в технологии, строится дерево целей и задач.
4. Концептуальная основа педагогической технологии
Краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке её построения и функционирования, в том числе философские позиции, используемые факторы и закономерности развития, научная концепция освоения опыта, ориентация на определенную сферу развития человека, методы воспитания.
5. Содержание УВП
Содержание и структура УВП (педагогической деятельности учителей и учащихся) в рамках технологии рассматривается с позиций современных идей и теорий воспитания, принципов системности, соответствия целям и социальному заказу. Указывается объем и характер содержания обучающих и воспитывающих воздействий, структура учебно-воспитательных планов, материалов, программ.
Слайд 25
6 . Процессуальная характеристика (методические особенности)
В процессуальной характеристике технологии прежде всего
определяются структура и алгоритмы деятельности субъектов и объектов, целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексное применение и взаимодействие всех методических средств, управление, адекватное целям и задачам, контингенту обучаемых. Описываются мотивационная характеристика , особенности методики, применения методов и средств обучения, управление и организационные формы педагогического процесса (диагностика, планирование, регламент, коррекция).
7. Программно-методическое обеспечение
Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления: учебные планы и программы, учебные и методические пособия, дидактические материалы, наглядные и технические средства обучения, диагностический инструментарий.
8. Выполнение критериев технологичности: научности; концептуальности; системности (иерархичности, преемственности, комплексности, целостности); структурированности (логичности, процессуальности, алгоритмичности); развивающего характера; управляемости (вариативности, диагностируемости, прогнозируемости), эффективности, воспроизводимости.
Слайд 26Литература по теме
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе, М., 1989;
Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова- Сибирская. - М. : Академия, 2005. - 285 с.
Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования.- М., 2001.
Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995
Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - Петербург, 2006.
Селевко Г.В. Слагаемые педагогических технологий
Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающегося образования. //Модель гимназии как инновационного образовательного учреждения. - Петрозаводск, 1996.