Слайд 1Составитель: Загривная Тамара Александровна, к.п.н., доцент
тел.: 8 911
197 26 18;
ЛОИРО, кафедра управления
«Приоритетные направления модернизации российского образования»
Слайд 2Словарь темы
Модернизация системы образования – процесс формирования модели образования, отвечающей вызовам
XXI века. Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, решение которой должно обеспечить достижение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Слайд 3Новые приоритеты
модернизации российского образования
в ХХI веке
Слайд 4Стратегическая цель модернизации образования
Повышение доступности качественного образования,
соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Слайд 5Приоритетные задачи реализации стратегической цели
Первая – модернизация институтов образования как инструментов
социального развития, включая:
создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию;
создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся.
Слайд 6Приоритетные задачи реализации стратегической цели
Вторая – формирование механизмов оценки качества и
востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях, включая:
создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;
создание условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения;
создание прозрачной объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;
создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.
Слайд 7Приоритетные задачи реализации стратегической цели
Третья – обеспечение инновационного характера базового образования
в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая:
обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода;
развитие вариативности образовательных программ;
обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;
обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития.
Слайд 8Приоритетные задачи реализации стратегической цели
Четвертая – создание современной системы непрерывного образования,
подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая:
создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;
создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования;
создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования.
Слайд 9Ценностные ориентиры образования
как ведущего института социализации личности в российском обществе
Патриотизм (принятие ценностей гражданского общества, осознание своей сопричастности с судьбой Родины;
уважение ценностей иных культур, религий и мировоззрений, осознание проблем современности, возможности принять участие в их решении;
креативность, мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
уважение других людей, готовность к сотрудничеству для достижения совместного позитивного результата;
личностное осознание, способность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
ориентированность на знания и использование новых технологий, непрерывное образование;
установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего;
активное финансовое поведение;
здоровый и безопасный образ жизни.
Слайд 10Факторы, обусловливающие необходимость содержательной модернизации системы образования:
Глобальные изменения социально-экономической ситуации в
стране;
диверсификация системы образования (разнообразие, разносторонность и вариативность развития образовательных учреждений и органов управления ими);
изменения задач образования (ориентация на социализацию);
возрастание рисков образовательной среды
и ухудшение здоровья детей;
информатизация общества, вследствие чего педагог перестает быть единственным источником информации для ребенка , а неуправляемые информационные потоки оказывают негативное влияние на психику
и сознание детей;
проблемы социализации детей (внутри и вне ДОУ).
Слайд 12
Какие факторы развития современного общества лежат в основе изменения наших
представлений о современном образовании?
Слайд 13Факторы
1. Мировое сообщество находится на этапе перехода в стадию информационного
(постиндустриального) общества, в котором основную роль играет наращивание человеческого капитала, что с неизбежностью ставит образование в ряд приоритетных направлений социального развития.
Слайд 14Информационные революции
Первая информационная революция --изобретение письменности. Письменность создала возможность для
накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям.
Вторая информационная революция (середина XVI в.) изобретение книгопечатания. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.
Слайд 15Информационные революции
Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена прогрессом средств связи.
Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния
Четвёртая революция (70-е гг. XX в.) появление микропроцессорной техники и, в частности, ПК. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации.
Слайд 16Информационные революции
Фазы продвижения к информационному обществу по совокупным пропускным
способностям каналов связи.
Согласно мнению ряда специалистов,
США завершат в целом переход к информационному обществу к 2020 году,
Япония и большинство стран Западной Европы – к 2030-2040 годам.
Движение России к информационному обществу стратегическая, приоритетная цель России.
Слайд 17Информационные революции
Рост информационной культуры (умение и потребность человека работать
с информацией средствами новых ИТ).
Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми – важный признак человека информационного общества.
Создание системы непрерывного образования (дошкольное, школьное , профессиональное образование, система проф. переподготовки и повышения квалификации, доп. образования и т.д.
Слайд 18Опасности информационного общества:
Разрушение частной жизни людей и организаций;
влияние на общество средств
массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;
проблема отбора качественной и достоверной информации при большом её объёме;
проблема адаптации многих людей к среде информационного общества;
Слайд 19Опасности информационного общества:
необходимость постоянно повышать свой профессиональный уровень;
столкновение с виртуальной
реальностью, в которой трудноразличимы иллюзия и действительность - психологические проблемы;
сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран - социальный недуг – массовая безработица.
Слайд 22В России растет количество детей. На первое января 2014 года численность
детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в России, составила 27 374 000 человек. В том числе 8 999 000 человек в возрасте от 0 до 5 лет, 3 259 000 человек - 5-6 лет, 12 559 000 человек - 7-15 лет, 2 657 000 человек - 16-17 лет.
Слайд 23Численность населения Санкт-Петербурга на 1 января 2015 года составляет 5 197 114 человек согласно данным
о численности постоянного населения России по регионам на 01.01.2015.
Численность постоянного населения Санкт-Петербурга на 1 января 2014 года составляла 5 131 942 человек. За год -увеличилась на 65 172 человек (в прошлом году на 103 942 человек).
Самый населенный район Санкт-Петербурга (по данным [Росстат] - Приморский район с численностью постоянного населения 544 032 человек.
Слайд 24«В 2014 году в Санкт-Петербурге родилось 67 233 ребенка.
Уже несколько лет
сохраняется тенденция по повышению рождаемости.
Из общего числа детского населения 12 675 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Их постепенно становится меньше, но это те дети, которые требуют особого внимания.
(Из отчета Уполномоченного по правам ребенка Санкт-Петербурга .
Светланы Агапитовой)
Слайд 25Увеличилось общее количество семей, воспитывающих детей (514 681). Но вместе с
тем появилось больше семей,
(13 339) воспитывающих детей-инвалидов.
В минувшем году почти на 10 тысяч увеличилось число малоимущих семей (48 336), которым здесь и сейчас нужна поддержка государства.
В то же время на 3,5 тысячи выросло количество многодетных семей(23 724), перед которыми у города немало социальных обязательств, чуть меньше стало неполных семей (64 448), в которых воспитывается около 75 тысяч детей.
Слайд 26В 2014 году в Санкт-Петербурге умерло 445 детей, из них 133
- приехали на лечение из других регионов России.
Младенческая смертность в минувшем году составила 4,22 промилле.
Это самый низкий показатель в стране.
В среднем по России он составляет 7,4 на 1000 родившихся живыми детей.
Слайд 27Сейчас в учреждениях СПб находится 2246 детей, оставшихся без попечения родителей.
За последние пять лет количество детей, проживающих в учреждениях, сократилось практически вдвое, что не может не радовать.
Однако на полном государственном обеспечении остается почти 4500 детей. Половина - это дети, проживающие по заявлению родителей в 10 домах ребенка, 16 Центрах для детей-сирот, в 10 школах-интернатах, а также в 16 социально-реабилитационных центрах и приютах.
Слайд 28Россия в цифрах
В России в 2013г. забрали из детдомов более 8
тысяч сирот.
Сегодня в России около 950 тысяч детей-сирот,
750 тысяч из которых живут в приемных семьях, остальные в детских домах.
Ежегодно в России выявляется около 100-130 тысяч детей-сирот.
Всего в стране до 1500 и более детских домов, в которые помимо государства большую помощь вносят фонды и НКО.
Сколько на самом детей-сирот не знает никто, так как ежедневно сиротами в России становятся около 300 детей, которых выявляют и направляют в приюты и дома ребенка. Около десяти тысяч детей-сирот ежегодно возвращаются обратно в детские дома из семей.
Слайд 29Сейчас в учреждениях СПб находится 2246 детей, оставшихся без попечения родителей.
За последние пять лет количество детей, проживающих в учреждении, сократилось практически вдвое, что не может не радовать.
Однако на полном государственном обеспечении остается почти 4500 детей. Половина - это дети, проживающие по заявлению родителей в 10 домах ребенка, 16 Центрах для детей-сирот, в 10 школах-интернатах, а также в 16 социально-реабилитационных центрах и приютах.
Слайд 30Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2502550
В России повально закрываются детские дома. В Краснодарском крае перестали существовать 20,
в Нижегородской области за последнее время исчезли 16, в Калужской области было 20, сейчас осталось два, в Саратове теперь вообще только один. Детские дома ликвидируются повсюду от Москвы до Сахалина: с 2011 года закрылись уже около 120 учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Причем 60 только за один год!
Означает ли это, что страна "решила проблему" с сиротами?
Слайд 31ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/action/interview/546018/#ixzz3mLi9tVw4
По данным Росстата, число детских домов в нашей стране постепенно уменьшается
(к примеру, в 2008 их насчитывалось 1147, а в 2012 году – 976). Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов неоднократно говорил о том, что к 2018 году количество детских домов сократится в два раза за счет приема детей в семью.
Как Вы думаете, насколько реальны такие прогнозы?
Слайд 32Россия в цифрах
Первое место в мире по количеству людей с высшим
образованием;
В Россию вернулось 150 тыс. соотечественников;
На начало 2015 г. в России на каждую тысячу жителей приходится 284 автомобиля, сообщает «Автостат». Это на 10 машин больше, чем в 2014-м.
Всего в стране насчитывается около 40,9 млн легковых автомобилей, что на 3,8% больше показателей прошлого года.
Слайд 33Россия в цифрах
И все же…
Россия заняла 78 место в рейтинге стран
по индексу счастливой старости (между Лаосом и Непалом).
13 индикаторов для 4-х ключевых областей: материальное обеспечение, состояние здоровья, занятость и образование, хорошие условия проживания (безопасность, гражданские свободы)…
Слайд 34Россия в цифрах
Первое место по количеству свадеб в Европе ;
Первое место в
мире по числу разводов;
Первое место в мире по числу врачей на душу населения;
27-e место в мире по количеству полицейских на душу населения;
Слайд 35Россия в цифрах
Первое место в Европе по числу пользователей интернета (50млн.
россиян ежедневно выходит в И-нет);
Однако…
41 место (между Венесуэлой и Зимбабве) в рейтинге свободы Интернета в 2013 году. («Частичная свобода»: блокировка политического, социального и религиозного контента - усиление цензуры).
Слайд 36Россия в цифрах
Доля владельцев загородной недвижимости среди городских жителей России за
последний год увеличилась с 39% до 48% . В частности;
10% горожан имеют загородное жилье, пригодное для круглогодичного проживания; 27% - дачный дом для сезонного проживания;
11% - земельный участок.
Слайд 37Факторы
2. Осуществляется переход от парадигмы поддерживающего образования к парадигме инновационного
образования.
Это - объективная социальная закономерность, грозящая отставанием в области подготовки конкурентоспособных кадров, как максимум - непреодолимое отставание от передовых государств мира.
Слайд 38Парадигма инновационного образования
Основным двигателем системы образования в современных условиях является
инновационное обучение, где главной функцией становится не подготовка к жизни, а прямое включение каждого конкретного индивида в жизнедеятельность, его саморазвитие и непрерывное
самообразование.
Слайд 39Парадигма инновационного образования
Новая формирующаяся парадигма образования основана не на
воспроизводстве готового знания, а на готовности индивида к действию в разнообразных ситуациях.
Особое внимание уделяется формированию таких навыков, как умение действовать в условиях интенсивного информационного обмена, использовать информацию для обоснования решений и планирования деятельности.
Знание при этом теряет свою стабилизирующую роль основания интеллектуальной жизни, и, тем самым, общества в целом. От прежней системы образования сохраняется стремление научить алгоритму, но теперь уже не «алгоритму знания» - применению готовых знаний, а «алгоритму действия» - поступку в различных ситуациях.
Слайд 40"Каждый гениален. Но если вы будете судить рыбу по ее способности
лазать по деревьям, она всю жизнь проживет с верой в свою глупость".
Альберт Эйнштейн
Слайд 43Болонское соглашение
3. Болонское соглашение, подписанное 19 июня 1999 года
в г. Болонья министрами образования 29 европейских государств.
-вхождение в общеевропейское образовательное пространство (46 стран) для «создания единого европейского пространства высшего образования» (изменение всей системы образования).
Слайд 44Основная цель Болонского соглашения
сопоставимость степеней высшего образования,
внедрение
приложения к диплому, обеспечивающего возможность трудоустройства европейских граждан,
введение двухциклового обучения: бакалавриат и магистратура,
развитие мобильности учащихся и преподавательского персонала,
введение внутривузовских систем контроля качества образования,
расширение межинституционального сотрудничества.
Слайд 45Болонское соглашение
Приказ Минобрнауки «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего
образования» от 12 сентября 2013 г. N 1061:
- необходимость подготовки нового перечня направлений подготовки с указанием квалификации выпускника
бакалавриат (академический и прикладной): химия, хореография, мен-т, экономика); специалитет: инженеры, врачи, артисты;
магистратура: магистр.
Слайд 46
Ключевые компетенции
(Совет Европы):
В 1996 году на симпозиуме «Ключевые компетенции для
Европы», проходившем в Берне, был представлен их примерный список. В него вошли:
1) политические и социальные компетенции;
2) межкультурные компетенции, позволяющие гармонично сосуществовать с людьми другой культуры, религии;
3) компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией;
4) информационная компетентность;
5) компетентности, определяющие способность учиться на протяжении всей жизни (самообразование).
Слайд 47 Сопоставляя содержание российского профессионального образования с «ключевыми
компетенциями», которым придается особое значение в профессиональном образовании Европейского сообщества, можно отметить немало общего:
• социальная компетенция (способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества);
• когнитивная (персональная) компетенция (готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию); компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
• коммуникативная компетенция (владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в т.ч. и компьютерного программирования);
• социально-информационная компетенция (владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ);
• межкультурные компетенции;
• специальная компетенция (подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда).
Слайд 48 а также… (к факторам)
4.Становление открытого общества (обеспечивает существенное расширение среды
существования человека и многочисленные пересечения индивидуальных сред);
5.Становление гражданского об-ва (повышение меры свободы и ответственности за свою жизнедеятельность);
6.Становление нового культурного типа личности (активность, самост-ть, ответст-ть);
7.Профессионализация в теч. всей жизни (образование через всю жизнь).
Слайд 52Отвечает ли современное
образование запросам
общества на обучение детей?
Исследования 2009 года
да
39,3
нет 32,8
затрудняюсь ответить 27,9
Слайд 53Чему меня научила школа?
Конференция «Практики развития: современные вызовы», Красноярск, 2013
Слайд 54
Отвечает ли современное
образование запросам
общества на обучение детей?
Исследования 2013
года
81% российских родителей, чьи дети учатся в каком-либо учебном заведении, довольны качеством их образования.
За последние пять лет количество таких родителей увеличилось как по стране в целом (с 74 до 81%), так и в столице (с 73 до 82%).
Такие данные получены в ходе опроса российских семей, проведенного осенью 2013 года в рамках мониторинга экономики образования Высшей школой экономики совместно с Фондом «Общественное мнение».
64% не уверены….
42% против ЭГЭ (тестовая часть)
Слайд 55В каждом человеке солнце,
только дайте ему светить.
Сократ
Человеческий ресурс в образовании
Слайд 56
Если ты смотришь на год вперед – выращивай
рис.
Если ты смотришь на двадцать лет вперед – выращивай деревья.
Если ты смотришь вперед на столетия – выращивай людей!
(Китайская народная мудрость)
Слайд 57Человеческий капитал…
Человеческий капитал - система показателей, отражающей процессы воспроизводства населения, их возможности
(способности) в удовлетворении потребностей при сложившихся условиях жизне-деятельности, с учетом состояния здоровья, безопасности и состояния окружающей среды.
Слайд 58Человеческий капитал…
Человек — основная ценность общества и важнейший ресурс организации.
Человеческий
фактор (ЧФ) "кроется" в высокопрофессиональном кадровом потенциале организации.
Природа происхождения ЧФ определяется наличием у человека психофизиологических резервов, заложенных в него в процессе исторического развития.
Человек, смотивированный на деятельность, поставленный в условия, стимулирующие его интеллектуальный или физический труд, способен увеличить свой потенциал во много раз.
Слайд 59российский рынок труда
В настоящее время сложилась ситуация, которая характеризуется:
стремительным сокращением численности
трудовых ресурсов;
снижением качества трудовых ресурсов;
ростом дифференциации доходов между различными категориями работников;
отсутствием мотивации к качественному выполнению работы;
качеством образования;
отсутствием связи между вузами и производством;
отсутствием уверенности у людей в будущем.
Слайд 60Население Российской Федерации — России
С учетом миграционного прироста (в
среднем +18 тыс. человек ежемесячно), численность постоянного населения России за июль 2015г. выросла приблизительно на 44 тыс. человек, а с начала года примерно на 91 тыс. человек и в настоящий момент составляет около 146,35 млн. жителей... (включая Крым).
Плотность населения — 8,55 чел./км2 (2015). Население распределено крайне неравномерно: 68,2 % россиян проживают в европейской части России, составляющей 20,85 % территории. Городское население —74,03 % (2015).
Источник: www.rusfact.ru
Слайд 61В России за 2014 год родилось почти два миллиона детей. В
России побит рекорд рождаемости. Положительная динамика в нашей стране наблюдалась последние 3 года, но такого количества новорожденных, как в 2014 году, еще не было, сообщают в Министерстве труда и социального развития.
А кроме того, второй год подряд фиксируется естественный прирост населения. В 2014 году он составил 33 тысячи человек.
Причин этому несколько. Это и различные программы, направленные на улучшение демографической ситуации, и помощь, которую получают многодетные семьи (например, выплаты за второго и последующих детей), а также повышение качества медицинского обслуживания.
Слайд 62Наши надежды на сохранение положительной демографической тенденции последних лет снова оправдались.
По
итогам июля РОССТАТ зафиксировал РЕКОРДНЫЙ за последние 24 года месячный естественный прирост населения. За июль 2015 г. количество родившихся россиян (181986 младенцев) превысило число умерших (155942) на 26044 человека. Предыдущий рекорд был установлен в июле прошлого года. Тогда естественный прирост за месяц составил +23658 человек...
Естественный прирост за последние два месяца составил +30541 человек...
Слайд 63Несмотря на то что в последние годы население России прекратило свое
сокращение, всё же современную демографическую ситуацию в стране можно охарактеризовать как критическую. По прогнозам некоторых экспертов, к 2030 году численность населения России может сократиться до 133 миллионов человек.
Чтобы избежать этого, необходимо проводить целый комплекс неотложных мероприятий в рамках комплексной программы демографической политики.
Читайте подробнее на SYL.ru: http://www.syl.ru/article/179838/new_chislennost-naseleniya-rossii-chislennost-naseleniya-rossii-po-godam
Слайд 64Продолжительность жизни
В 2013 году среди всех стран, входящих в ООН, по
средней продолжительности жизни своих граждан Россия заняла 129 место из 192 – 66,8 года. Эта цифра в большей мере обусловлена средней продолжительностью жизни женщин – 73 года, поскольку средняя продолжительность жизни российских мужчин составляет 59,1 года.
Слайд 65Россия по этому показателю отстает не только от развитых стран мира,
но и от ближайших соседей – стран бывшего СНГ. В Украине мужчины живут 62,2 года, Беларуси – 64,3 года, Азербайджане и Казахстане – 61,9 года, Киргизии – 64,8 года, Туркмении – 65,2 года, Грузии – 73 года.
Из государств мира соседями России по величине этого показателя являются такие страны, как Мьянма, Мадагаскар, Непал, Йемен, Гана, Науру, Кирибати, с продолжительностью жизни мужского населения от 58 до 61 года.
Слайд 66
Основные причины смерти мужчин России
Средняя продолжительность жизни — показатель, который характеризует
уровень жизни населения, и зависит от образа жизни, здоровья и благосостояния людей. Образ жизни включает наличие вредных привычек (злоупотребление алкоголем, курение, тяжелый физический труд), рацион питания, режим сна и отдыха, занятие физической культурой и т.п. и является основным фактором, который влияет на продолжительность жизни каждого человека.
Смертность среди мужчин увеличивают опасные мужские профессии, увлечения экстремальными видами спорта.
Высока смертность российских мужчин в результате участия в постоянных военных конфликтах.
Мужчины менее осторожны, чем женщины, и склонны к необдуманному риску, поэтому чаще становятся жертвами несчастных случаев и убийств, среди них больше случаев суицида, причем мужчины выбирают эффективные способы ухода из жизни.
Слайд 67Средний возраст педагога 43 года, в Приморье – 52.
Педагогов моложе
25 лет - 5%, в возрасте 25 – 29 лет – 13%, 50 – 59 лет – 29 % и старше 60 лет – 11%.
Наблюдаются гендерные и возрастные особенности кадров системы образования.
Фактически ныне в школах и ДОУ работают люди пенсионного или предпенсионного возраста (женщины (85%).
За этими цифрами статистики – горькая правда и наглядное отношение к профессии педагога.
Слайд 68ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2014 года N 453
О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие
образования в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы
(с изменениями на 24 марта 2015 года)
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24 марта 2015 года N 296
(Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 06.04.2015).
Слайд 69Цели подпрограммы
Обеспечение доступности дошкольного образования Санкт-Петербурга, удовлетворение потребности граждан в получении
качественного дошкольного образования
Задачи подпрограммы
1. Реализация мероприятий, направленных
на обеспечение доступности дошкольного образования Санкт-Петербурга.
2. Развитие сети дошкольных образовательных организаций с учетом прогноза демографического развития Санкт-Петербурга.
3. Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования Санкт-Петербурга.
4. Повышение эффективности деятельности руководящих и педагогических работников в системе дошкольного образования.
Слайд 70Индикаторы подпрограммы
1. Обеспеченность местами в дошкольных образовательных учреждениях (исходя из норматива
на 1000 жителей)
2. Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений к среднемесячной заработной плате в сфере общего образования Санкт-Петербурга
Слайд 71Санкт-Петербург, являясь вторым по величине городом России, обладает развитой сетью образовательных
организаций:
- 1064 дошкольных образовательных организаций (число воспитанников - 214,7 тыс.чел.),
- 693 общеобразовательных организаций (число учащихся - 380,4 тыс.чел.),
- 78 организаций среднего профессионального образования (число учащихся - 61 тыс.чел.),
- 180 организаций дополнительного образования детей (число обучающихся - 206,5 тыс.чел.).
Слайд 72сеть включает более 2000 образовательных организаций, в которых обучается более 1,2
млн. человек.
Среди сильных сторон системы образования Санкт-Петербурга можно выделить:
- доступность и вариативность образовательных услуг, возможность непрерывного образования;
- значительный кадровый потенциал и накопленные педагогические традиции;
- высокое качество общего образования (показатели превышают средние российские);
- лидирующие позиции в России в области дополнительного образования.
Слайд 73Фундаментом отрасли "Образование" является кадровый потенциал, обеспечивающий передачу знаний, установок, воспитательные
и социализирующие функции для жителей Санкт-Петербурга.
Средний возраст педагогических работников общеобразовательных организаций составляет 45 лет; доля педагогов в возрасте до 30 лет составляет около 15%. С принятием мер по сокращению разрыва между оплатой труда педагогических работников и средней заработной платы по региону привлекательность работы в образовательных организациях, в том числе для молодых специалистов, повышается.
Для решения вопросов привлечения в отрасль "Образование" высококвалифицированных и молодых кадров внедряется система "эффективных контрактов" с работниками образовательных организаций.
Слайд 74Современный руководитель образовательного учреждения…
Каким он должен быть?
Слайд 75
В условиях масштабных социокультурных реформ и коренной модернизации на первый план
выдвигаются требования к личности управленца нового типа.
Смысл управления состоит в том, что руководитель играет огромную роль в работоспособности коллектива, его способности отвечать на «внешние вызовы».
Слайд 76Дальновидным - уметь выявлять потенциал развития образовательного учреждения, принимать меры по
самообразованию.
Объективным - уметь выделять в потоке информации достоверные факты, отличать действительное от кажущегося, истинное и надуманного.
Последовательным - уметь переносить накопленный опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей.
Предприимчивым - использовать креативный подход к профессиональной деятельности, подкрепленный накопленным опытом и знаниями, учитывая современные требования рынка образовательных услуг.
Мобильным – уметь переносить накопленный опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей.
Быть лидером - уметь выделять основное, отсекая детали, вскрывать причины недостатков, уметь рационально решать профессиональные задачи, вести за собой.
Ценить время…
Уметь продуктивно общаться
Быть конкурентоспособным, работать над имиджем (своим и организации)
Слайд 77Современный директор…
«Директор должен быть дипломатом, когда что-то выпрашивает в
вышестоящих инстанциях для своей школы; жестким, когда требует выполнения своих распоряжений и приказов от подчиненных или выполнения договоров от поставщиков; изворотливым, когда беседует с представителями прессы; многообещающим при встрече с молодыми специалистами; важным государственным деятелем, когда принимает заграничные делегации; святым отцом, когда принимает жалобы от посетителей".
(Д.Пассент)
Слайд 78Каким должен быть современный педагог?
Слайд 79Владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в.
Приоритет
антропоцентрического подхода
к процессу обучения и воспитания детей, ориентированного на развитие креативной личности.
Способность «видеть» многообразие детей,
учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии
и др.) и реагировать на их потребности.
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ПЕДАГОГУ
Слайд 80НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ПЕДАГОГУ
Способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную
образовательную среду.
Умение применять здоровьесберегающие технологии.
Коммуникативная компетентность.
Слайд 82Отличительные черты современного педагога
постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.
Профессиональный рост педагога невозможен без самообразовательной потребности. Для современного педагога очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд педагога – это великолепный источник для современного безграничного творчества.
Слайд 83Мэри Кей Эш
Девизом многих моих дел, в том числе и в профессиональной сфере могут быть слова:
«Не ограничивайте
себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете!».
Слайд 84Таким образом,
образовательная сфера для многих стран была, есть и остается стратегической
точкой роста, поскольку создает самый эффективный, самый мощный инвестиционный ресурс - человеческий потенциал.
Слайд 85Кадровый потенциал
Важный фактор влияющий на:
качество образования;
методы преподавания;
развитие и
использование современных технологий и т.д.
Слайд 86Кадровый потенциал
В российских детских садах - массовое старение педагогов.
Кто придет работать
в детсады через несколько лет, когда многие воспитатели одновременно выйдут на пенсию?
Укомплектованность -92-93%
Чему нужно учить молодых педагогов для успешной работы в современных условиях?
Слайд 88российский рынок труда
В настоящее время в России сложилась ситуация, которая характеризуется:
стремительным
сокращением численности трудовых ресурсов;
снижением качества трудовых ресурсов;
ростом дифференциации доходов между различными категориями работников;
отсутствием мотивации к качественному выполнению работы;
качеством образования;
отсутствием связи между ОУ, социумом и производственной сферой;
отсутствием уверенности у людей в будущем.
Слайд 90 Проблема оценки эффективности использования трудовых ресурсов образовательных учреждений, является
одной из существенных в современной теории и практике управления.
Вопросы оценки эффективности трудовых ресурсов, в частности педагогических работников, приобрели актуальность в связи со вступлением российского образования на путь экономических преобразований.
В связи с этим повышается актуальность оценки и управления эффективностью трудовых ресурсов учреждений образования.
Слайд 91Согласно демографическому прогнозу Росстата, общая численность населения с 2014 по 2016
годы будет увеличиваться ежегодно на 0,2 млн. человек. При этом численность населения трудоспособного возраста будет снижаться, а численность населения старше и моложе трудоспособного возраста будет расти и увеличится на 2,8 млн. человек или на 8,5%.
Т.О. Численность населения трудоспособного возраста сократится к 2016 году на 4 млн. человек.
Сокращение численности трудоспособного населения ставит под сомнение возможность активного повышения производительности труда.
Необходимость повышения активно обсуждают и бизнесмены, и правительство, и Кремль.
Слайд 92Смертность трудоспособного населения в России в первом полугодии 2015 года сократилась
более, чем на 2%.
"За первое полугодие 2015 года смертность трудоспособного населения снизилась на 2,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, с 545,5 до 534,3 случаев на 100 тысяч населения", - заявил пресс-секретарь министерства здравоохранения России Олег Салагай.
При этом смертность от болезней системы кровообращения сократилась на 3,9%, от новообразований - на 2,1%, от болезней органов дыхания - 0,5%, от туберкулеза - 8,2 %, от внешних причин - 4,5%. РИА Новости.
Всего же за 10 лет смертность трудоспособного населения сократилась на 35,3%.
Слайд 93Подробнее:http://www.rosbalt.ru/main/2015/07/13/1418400.html
МОСКВА, 13 июля. Только 48 млн человек, что составляет 64% трудоспособного
населения России, официально зарегистрировано на рынке труда. Такие данные привела в эфире телеканала "Россия 24"вице-премьер РФ Ольга Голодец.
"У нас только 48 млн человек находятся в чистом, понятном, прозрачном рынке, уплачивают все взносы, уплачивают налоги. Вместе с тем численность людей в трудоспособном возрасте — 75 млн человек", — отметила она.
Слайд 94Счетчик населения России
(on-line)
Слайд 95Счетчик населения России
28-09-2015 17:25:47
06-10-2015 21:20:11
146 344 892
Численность населения
67 783 107
Численность мужского
населения(46.3%)
78 561 784
Численность женского населения(53.7%)
1 433 163
Рождено в этом году
3 845
Рождено сегодня
1 414 720
Умерло в этом году
3 795
Умерло сегодня
56 415
Мигрировало в этом году
151
Мигрировало сегодня
74 859
Рост численности населения в этом году
201
Рост численности населения сегодня
146 347 149
Численность населения
67 784 153
Численность мужского населения(46.3%)
78 562 996
Численность женского населения(53.7%)
1 476 375
Рождено в этом году
4 706
Рождено сегодня
1 457 376
Умерло в этом году
4 646
Умерло сегодня
58 116
Мигрировало в этом году
185
Мигрировало сегодня
77 116
Рост численности населения в этом году
246
Рост численности населения сегодня
Слайд 96Мигранты в России
По данным службы ФМС на 2 июля 2015
года в Россию прибыло около 2,6 млн человек мигрантов (из них 1,6 млн мужчин и 1 млн женщин), включая все категории: студенты, бизнесмены, туристы, вынужденные мигранты. Из стран СНГ в Россию прибыло 162,6 тыс. человек (+11,5% в годовом выражении), заметен положительный миграционный прирост граждан Армении (6435 человек) и Молдовы (4618).
В то же время из-за падения курса рубля чистый миграционный приток граждан Узбекистана и Таджикистана в январе-апреле 2014 года сменился превышающим его миграционным оттоком (минус 13 217 и 369 человек соответственно). Сократился миграционный приток из Азербайджана (2,5 тыс.), Белоруссии (1,7 тыс.), Казахстана (11,4 тыс.), Киргизии (1,6 тыс.), Туркмении (704).
Слайд 97Конференция «Практики развития: современные вызовы», Красноярск, 2013
Базовая модель подготовки учителя
От подготовки
«предметника» к непрерывному образованию учителя
педагогические университеты? Негативный отбор. «Нет дороги – иди в педагоги!»
Конференция «Практики развития: современные вызовы», Красноярск, 2013
2011 год
Слайд 99
Характеристика вуза. Где мы готовим педагогов?
Мониторинг деятельности…. 2012 год: педвузов
только 44 из 132, реализующих программы педагогического образования
Красноярский государственный педагогический университет, апрель 2013
Слайд 100В 18% российских вузов выявлены признаки неэффективности:
«По результатам оценки Минобрнауки России
определены вузы, имеющие так называемые признаки неэффективности. Такие признаки выявлены в 18,4% головных вузов и 20,4% филиалов (11% головных вузов не предоставили в Минобрнауки России необходимые сведения)»
(Д. Ливанов, 11 ноября 2013г.)
Слайд 101
Характеристика «выхода». Кто идет в школу?
Двойной негативный отбор.
РОДИТЕЛИ
Без высшего
–
25,4
С высшим
– 15, 2
Конференция «Практики развития: современные вызовы», Красноярск, 2013
Слайд 102Характеристика «выхода». Кто идет в школу?
Двойной негативный отбор.
Конференция «Практики
развития: современные вызовы», Красноярск, 2013
Слайд 103
Сегодня хорошая школа – это:
школа, где хорошо учат,
школа,
где хорошо учиться,
где хочется учиться всем детям, кто в нее пришел,
где хочется работать всем, от кого зависит качество образования.
Слайд 104
Компетентностный подход – общемировая характеристика образования
Компетентность –
интегративное личностное качество, проявляющееся в диапазоне контекстов, в которых обучающийся может ее продемонстрировать.
Слайд 105
КОМПЕТЕНТНЫЙ руководитель, педагог…
- обладающий компетенциями?
- это...
- какими?...
-
ЛИЧНОСТЬ, обладающая определенными профессиональными качествами
КОМПЕТЕНТНОСТЬ… как точка пересечения
ЗАДАЧИ или ситуации
со СПОСОБНОСТЯМИ человека
является не стабильным преимуществом,
а динамичным событием,
т.е. продуктом взаимодействия
вызова, ответственности, творчества
и самого процесса решения проблемы.
Клаусс Д. Экк
КОМПЕТЕНЦИИ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Компетенции – совокупность
профессиональных характеристик, требований,
которым должен отвечать человек в профессиональной деятельности
ЛИЧНОСТЬ,
проявляющаяся в
Слайд 106Компетентность как проявленные
в деятельности компетенции
КОМПЕТЕНЦИИ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
?
?
?
Компетенции
как проектируемый образ деятельности
Деятельность как источник появления и развития
компетенций
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
?
Компетентность как условие
КАЧЕСТВА деятельности
Слайд 107Компетенции и компетентность
Компетенции – совокупность
профессиональных характеристик, требований,
которым должен отвечать человек в профессиональной деятельности.
Компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальные (умение) компоненты. Иными словами, компетентный человек должен не только понимать существо проблемы, но и уметь решить ее практически, т.е. обладать методом («знания плюс умение») решения. Причем в зависимости от конкретных условий решения проблемы компетентный человек может применить тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям.
компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления
Слайд 108
Назад в прошлое. Темы для сочинений, предлагавшиеся гимназистам в начале XX
века:
Слайд 109Для младших классов:
* О том, что видела птичка в дальних землях.
*
История постройки дома и разведения при нем сада...
* Великаны и пигмеи лесного царства.
Для детей 12-13 лет:
* Замирание нашего сада осенью.
* Река в лунную ночь.
* Встреча войска, возвратившегося из похода.
* Лес в лучшую свою пору.
* Дедушкин садик.
Для старших гимназистов:
* Слово как источник счастья.
* Почему жизнь сравнивают с путешествием?
* Родина и чужая сторона.
* О скоротечности жизни.
* Какие предметы составляют богатство России и почему?
* О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
* О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
* О проявлении нравственного начала в истории.
* На чем основывается духовная связь между предками и потомством?
Слайд 110Основные документы стратегического характера
Слайд 1111. Закон «Об образовании в РФ»
2. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 г.»
3.«Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года»;
4.Федеральная Целевая программа развития образования (ФЦПРО);
5.ФГОС;
6.Профессиональный стандарт педагога;
7.Профессиональтный стандарт руководителя;
8.Профессиональный стандарт педагога-психолога;
9.Концепция развития дополнительного образования детей.
10.Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования.
Слайд 112
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные изменения и
новации
Слайд 11329 декабря 2012 года был принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
В целях консультационной поддержки специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, Министерством направляются методические разъяснения по применению отдельных норм Федерального закона, тексты которых размещены на официальном сайте Минобрнауки России.
Слайд 114«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.»
Слайд 115 Осенью 2008 г. Правительством была одобрена Концепция долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г
Стратегия 2020 является основным документом долгосрочного стратегического развития в Российской Федерации.
Стратегические приоритеты Концепции 2020 заключаются в следующем:
устойчивое повышение благосостояния российских граждан;
устойчивое повышение национальной безопасности;
динамичное развитие экономики;
укрепление позиций России в мировом сообществе.
Слайд 116«Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года»
Постановление Правительства
Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва
Слайд 117
"О национальной доктрине образования в Российской Федерации"
Доктрина определяет цели воспитания и
обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:
- преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
- восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.
Слайд 118Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы
распоряжение Правительства
Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р
Слайд 119
ФЦПРО как основной инструмент обеспечения доступности качественного образования в
соответствии с требованиями
инновационного
социально ориентированного развития РФ.
Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Задачами Программы являются: модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Слайд 120Федеральный государственный образовательный стандарт
ФГОС
Слайд 122Социальные вызовы образованию:
Морально-нравственная дезинтеграция общества
Низкий уровень доверия и социальной солидарности
Нарушение преемственности
поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта
Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения
Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций
Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования
Усиление миграционных процессов
Недостаточный уровень воспроизводства населения
Снижение физического, социального и психического здоровья населения
Слайд 123
Профессиональный стандарт педагога
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18
октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Слайд 124Профессиональный стандарт педагога
Приказ утверждает, что профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании
кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Слайд 125Зачем нужен стандарт педагога?
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся
мире.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Слайд 126Профессиональный стандарт руководителя (проект)
от 17.07.2013г.
Слайд 127Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р
дополнительного образования детей> (04 сентября 2014 г.)
Концепция развития дополнительного образования
Слайд 128
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования
(в разработке)
Слайд 129
Профессиональный стандарт педагога –психолога
Слайд 130Удач и успехов!
Загривная Тамара Александровна, к.п.н., доцент,
+7 911 1972618
tamara_arno@list.ru