Слайд 1Примерная
основная образовательная программа
основного общего образования
Ноябрь 2010
Слайд 2Является ли российская школа «возрастной»?
Неизбежен ли кризис при переходе в среднюю
школу?
Признаки кризиса: спад учебной мотивации, нарастание дисциплинарных трудностей, рост тревожности, дезориентация в жизненных ситуациях .
Слайд 3Принципы «возрастной» школы:
Возраст – то, с чем необходимо считаться (в противном
случае – кризис)
Возраст – то, что необходимо формировать (в противном случае – сильно отсроченные дефициты развития ребенка)
Слайд 5Психологическое содержание кризиса
превращение новообразований стабильного периода (например, теоретическое мышление в младшем
школьном возрасте) в индивидуальную способность ребенка.
Кризис как содержание переходного этапа в образовании
Слайд 6Фазы воспитания субъекта учебной деятельности
интерпсихическая (в совместно-распределенном действии)
экстрапсихическая (внутренний диалог
с вынесенными вовне элементами коммуникации, по типу эгоцентрической речи)
интрапсихическая (развертывающаяся полностью во внутреннем диалоге).
Слайд 7Базовые достижения начальной школы.
наличие у младшего школьника культурных предметных и универсальных
средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы в коллективных формах решать как учебные, так и внеучебные задачи;
- способность к инициативному поиску построения средств выполнения предлагаемых учителем заданий и к пробе их применения;
- сформированность адекватной и автономной самооценки учебных достижений;
- освоенность самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания;
- наличие содержательного и бесконфликтного участия выпускников начальной школы в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа);
- желание и умение учиться, как способности человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему не достает для решения поставленной задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения.
Слайд 8Сквозные образовательные результаты
образовательная самостоятельность,;
образовательная инициатива;
образовательная ответственность
Слайд 9В чьей компетенции находится разработка документов?
Слайд 10Амплификационная Примерная программа
Два мифа:
Школа всегда занималась развитием компетентностей
Развитие компетентностей в современной
школе невозможно.
Бегство от свободы: куда и почему бежим?
Слайд 11Ложные альтернативы
Знания или компетентности (обучение или развитие)?
Нормы или свобода?
«Развивающее» обучение (РО)
или «традиционное» обучение?
Освоение культуры или выработка собственной позиции?
Общее (знаниевое) или индивидуальное (гуманное) образование?
Слайд 12Подлинные альтернативы
«Работающие» знания или «знания для экзамена»
Возможность или невозможность выстраивания личности
в стенах школы.
Общее (индивидуальное) или «общее» (одинаковое) образование?
Слайд 13ООП как инструментарий нового типа
Целевой блок
Содержательный блок
Инструментальный блок
Слайд 14Блоки организации учебной деятельности
содержание учебных предметов (отношение «Я- предмет»),
формы учебного
сотрудничества (отношение «Я- другие»)
системы оценивания (отношение «Я-Я»)
Слайд 15Этапы основной школы
первый этап - 5-6 классы - образовательный переход от
младшего школьного к подростковому возрасту, обеспечивающий плавный и постепенный, без стрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую;
второй этап – 7-9 классы - этап самоопределения подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов, наличие личностно значимых образовательных событий.
Слайд 16Первый этап: 5-6 классы, 11-12 лет.
Предметные результаты: наличие инициативного, самостоятельного действия
с учебным материалом.
Метапредметные результаты: предпосылки для индивидуализации учебной деятельности (умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение, умение работать в позиции «взрослого»).
Личностные результаты: нетравматичный переход школьников с начальной на основную ступень образования.
Слайд 17 Второй этап, 7-9 классы, 12-15 лет
разнообразные организационно-учебные формы
(уроки одновозрастные и разновозрастные, занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, выездные сессии (школы) и пр.), выбор уровня и характера самостоятельной работы;
социальное экспериментирование;
подготовка к выбору и индивидуальных образовательных траекторий
групповое проектирования социальных событий,
реализация разнообразных творческих замыслов подростков, проявление инициативных действий.
Слайд 18Метапредметные результаты - компетентности
Компетентность решения проблем
Информационная компетентность
Коммуникативная компетентность
Учебная компетентсность
Слайд 19Информационная компетентность
планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации;
обращаться к поисковым системам интернета, к информированному человеку, к справочным и другим бумажным и цифровым источникам – гипермедиа-объектам: устным и письменным текстам, объектам со ссылками и иллюстрациями на экране компьютера, схемам и планам, видео- и аудиозаписям, интернет-сайтам и т.д.; проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты;
планировать создание сообщения, выбирать сочетание различных форм (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео, звук, личная презентация) представления информации и инструментов ее создания и организации (редакторов) и использовать их для обеспечения максимальной эффективности в создании сообщения и передаче смысла с помощью него;
Слайд 20Учебная компетентность
- ставить образовательную цель;
- оценивать свои ресурсы и дефициты в
достижении этих целей;
- обладать развитой способностью к поиску источников восполнения этих дефицитов;
- проводить рефлексивный анализ своей образовательной деятельности, использовать продуктивные методы рефлексии.
Слайд 21Система оценки результатов образования
внешняя оценка (оценка, осуществляемая внешними по отношению к
школе службами)
внутренняя оценка (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).
Слайд 22Внешняя оценка
на старте (в начале 5-го класса): региональный мониторинг;
в ходе
аккредитации образовательного учреждения силами региональной службы по контролю и надзору в сфере образования с привлечением общественных институтов независимой оценки качества образования;
в рамках государственной итоговой аттестации (9 класс).
Предмет - достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП.
Слайд 23Внутренняя оценка
стартовое, текущее (формирующее) и промежуточное (итоговое) оценивание. По каждому из
изучаемых предметов (по итогам стартовой диагностики) перед учащимися ставятся индивидуальные учебные цели.
Контрольно оценочные действия учителя
Контрольно –оценочные действия ученика
Слайд 24Контрольно –оценочные действия ученика
Оценочные листы и задания для самоконтроля
Творческие задания
по теме
Проверочные работы
Портфолио («портфель» ученика)
Слайд 25Детские продукты и образовательные результаты реализации ООП
общеклассные справочники, сборники правил
по каждой предметной линии, плакаты - как форма сохранения результатов учебной деятельности класса;
презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) - как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы.
Слайд 26Содержание образования 5-6 классы
Разновозрастное сотрудничество
Письменная дискуссия как средство работы со
своей и чужой точками зрения
Проектная задача как плавный переход к проектным формам учебной деятельности
Развитие контрольно-оценочной самостоятельности
Работа с "картой знаний" в учебном предмете как средство построения образовательной траектории учащихся
Слайд 27Содержание образования на этапе самоопределения подростков (7-9 классы)
Учебная деятельность
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
Слайд 28Доминанта – личная инициатива и индивидуализация
сведения к минимуму учительского контроля за
ходом учебной деятельности в рамках дисциплин, которые осваивались с начала школы;
организация развернутой практики квазиисследования (т.е. учебной деятельности) на новом материале и с высокой степенью творческой самостоятельности;
организация практики инициативного опробования освоенных способов действия в широких задачных контекстах (например, в рамках проектов).
Слайд 29Воспитание и социализация обучающихся на ступени
основного общего образования
Программа духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации
Программа профессиональной ориентации обучающихся
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Слайд 30Программа проф.образования
методическое выстраивание учебных курсов в виде последовательности учебных задач, постановка
и решение которых становится содержанием познавательной деятельности учащихся;
организационное обеспечение возможности учащимся выстраивать образовательные коммуникации в рамках учебных занятий и вне их со своими сверстниками;
организационное обеспечение возможности выстраивания учащимися образовательных коммуникаций в разновозрастных группах;
системное выстраивание рефлексии учащимися собственной деятельности в ретраспекции учебного занятия и (или) цикла учебных занятий;
выстраивание взаимосвязи академических знаний с технологиями их использования;
интеграция ресурсов информационных сетей (в том числе сети Интернет), а также технологий работы с информацией в информационных сетях в структуру и содержание учебных занятий.
Слайд 31Учебный блок как единица образовательного процесса
учебный модуль (1 неделя в классе
8-10 часов),
самостоятельная работа учащихся, включая лаборатории и мастерские (3 недели месяца)
презентация результатов (рефлексивный продукт)
Слайд 32Особенности организации содержания внутри учебного блока
задачный принцип «запуска» учебного блока
поисково-исследовательский,
позиционный характер построения содержания учебного блока (Критерии: наличие заданий по экспериментированию и опробованию различных моделей, пробных действий, возникновение в определенных «узлах» курса проектные формы учебной деятельности, работа с разными точками зрения и т.п.).
«продуктивность» учебного блока. (Критерии: наличие самих «продуктов», которые могут выполнять разную функцию: «инструмента» (средства); источника нового знания, рефлексии изученного материала, другими словами, «продукты» ученика должны стать ресурсом для дальнейшего движения в предмете и др.)
интерактивность учебного блока (Критерии интерактивной модели обучения: возможность неформальной дискуссии, свободного изложения материала, создание условий для активности и инициативности учащихся, наличие групповых заданий, отсутствие со стороны готовых знаний, что побуждает детей к самостоятельному поиску и др.);
Слайд 33Учебный план основного общего образования
Варианты учебных планов образовательного учреждения
Вариативная
часть полностью вынесена за пределы всех предметных областей.
Большая часть вариативной части распределена между предметными областями
Слайд 34Условия реализация основной образовательной программы
Психолого-педагогические условия
Информационное и учебно-методическое обеспечени
Материально-технические программы основного
общего образования
Кадровые условия
Финансово-экономические условия
Показатели внешней оценки качества реализации основной образовательной программы ступени школьного образования - как ориентиры для проектирования
Слайд 35Показатели внешней оценки качества реализации
ООП как ориентиры для проектирования
1.1.Преемственность
1.2. Результативность
1.3.
Эффективность
1.4. Адаптированность
1.5. Доступность
1.6. Ресурсность
1.7. Инновационность
1.8. Полнота реализации
1.9. Уникальность (специфика) ООП