Приоритетный национальный проект «Образование»
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности МОН
ФЦП «Русский язык»
ФЦП Развитие образования
ННШ – Президентская инициатива «Наша новая школа»
В документах использованы различные формулировки
Данный список носит аналитический характер
На следующем слайде показано, в каких документах встречаются указанные группы задач
Разработка Государственной программы РФ "Развитие образования" до 2020 года (далее – ГПРО) направлена на решение указанных проблем.
Документ должен установить иерархию целей и систему мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере образования.
Рассмотреть целесообразность сохранения следующих мероприятий:
Основное мероприятие 6. Обеспечение реализации прикладных научных исследований и разработок в области образовании (носит служебный характер)
Основное мероприятие 8. Обеспечение реализации мероприятий ПНП «Образование», не включенных в федеральные целевые программы (Реализация ПНПО – это не конечный результат. Распределить эти мероприятия по задачам ГПРО и реализовывать в рамках соответствующих мероприятий)
Может способствовать неэффективным расходам
Не вошли в ГПРО
Случай из практики. В одном богатом городе узнали, что расходы на уборщиц в школах – неэффективны. Проведен анализ разных вариантов решения проблемы. Теперь там будет создана коммерческая клининговая фирма, которая заберет уборщиц себе в штат, и будет всегда выигрывать тендеры на уборку школ. Эффективно?
Может способствовать неэффективным расходам
Почему затраты на реформы не сопоставляются с конечными результатами?
При проведении реформы на первом этапе выделяется экспериментальная и контрольная группа регионов (где проводится и где не проводится реформа)
По итогам реформы характеристики экспериментальной и контрольной групп сравниваются для выявления того, какие изменения вызваны реформой, а какие являются результатом естественного прогресса отрасли или воздействия других внешних факторов
Сопоставление полученного результата с произведенными затратами позволяет принимать решение о целесообразности продолжения реформы
Предлагается применение описанной методологии к предлагаемым в ГПРО реформам
А какие изменения произошли в регионах, где не было реформы?
Дополнительные штатные единицы на подготовку отчетности по всем стратегическим документам
Итоговая отчетность дублируется,
Т.к. в разных
документах
одинаковые
проблемы
Дополнения в ГПРО
Необходимо:
1. На федеральном уровне инициировать проведение инвентаризации переданных зданий детских садов, выявить нарушения.
2. Подготовить методические рекомендации муниципальным образованиям по возвращению зданий (или образовать консультационный орган для юристов муниципальных образований).
В ряде случаев, особенно, в малых и моногородах, расходов на новое строительство можно избежать, если своевременно оказать консультационную поддержку муниципалитетам.
Где 40 тыс. зданий?
Решения:
Создать правовую базу предоставления муниципальных заданий частным детсадам
В регионах есть практика возмещения затрат семьям вместо предоставления бесплатного дошкольного образования – она нуждается в распространении
Для развития вариативных форм дошкольного образования нужна правовая база
Представленный на общественное обсуждение новый проект Закона «Об образовании» не содержит необходимого понятийного аппарата и механизмов
Проблема:
Семейные детские сады существуют, но без правовой базы, это отмечено Президентом России
В проекте нового Закона «Об образовании»– частично переписано старое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
Решения:
Доработка проекта нового Закона «Об образовании»:
Вместо перечисления видов организаций закрытым списком в федеральном законе – общая формулировка и открытый перечень
Отсутствие самостоятельности руководителей общеобразовательных учреждений. Директор школы находится в прямой зависимости от учредителя и может быть уволен в любой момент. Это порождает ситуацию, когда директор школы не может самостоятельно принимать управленческие решения.
Проблемы реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья упомянуты только в ДРОНДе МОН РФ и в виде общей формулировки заявлены в проекте ГПРО. Однако не рассмотрены проблемы финансирования инклюзивного образования, речь идет только о дистанционном образовании и образовании в специальных (коррекционных) учреждениях.
Дополнения в ГПРО
В Великобритании оценивается не абсолютное значение баллов, набранных учеником, а прогресс ученика (то есть увеличение его личной успеваемости за определенный период).
США также внедряют оценку прогресса.
Предлагается включить в перечень мероприятий ГПРО совершенствование инструментария ЕГЭ и разработку инструментария оценки, обеспечивающего возможность оценивать прогресс учащихся.
Прогресс учащихся = результат работы системы образования, его можно измерить и сопоставить с затратами
Прямой результат: разработанный инструментарий успешно прошел профессиональную и общественную экспертизу.
Конечный результат: ЕГЭ адекватно отражает уровень подготовки выпускников школ к переходу на следующий уровень образования.
Показатели: Корреляция результатов ЕГЭ и средней оценки по итогам первого года обучения в учреждении профессионального образования.
Альтернативный подход:
развитие школ-ступеней
система, когда отдельно учатся ученики начальной, отдельно общей школы и отдельно – старшеклассники.
начальные школы можно совмещать с детскими садами,
школы для старшеклассников с учреждениями среднего профессионального образования.
Эта система требует методического обеспечения и обмена опытом,
Но не требует реформ федерального законодательства
Может способствовать неэффективным расходам
Учителя-пенсионеры не уходят из школы:
Низкая пенсия
Пропадет ощущение востребованности
Подход МОН:
Увеличение средней зарплаты
Использовать старшее поколение в качестве наставников, т.е. включать в педагогическую нагрузку работу с молодыми педагогами
Это приведет к росту зарплат педагогов старшего поколения
Альтернативный подход:
Увеличение не средней, а стартовой зарплаты, с ростом стажа – небольшой рост (средний размер фонда оплаты труда не меняется)
Учить в педвузах за счет бюджета – в обмен на обязательства отработать в школе три года
По достижении пенсионного возраста – переводить учителей в статус наставников для молодых педагогов
Может способствовать неэффективным расходам
Проблемы:
Часть 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) предусматривает дополнительное основание для прекращения трудового договора с руководителем организации по решению учредителя
Директор школы – в полной зависимости от учредителя – нет возможности принимать самостоятельные решения
У директора нет ответственности за муниципальное задание – стимулируется четкое выполнение указаний учредителя
Решения:
В отношении руководителей ФГУП принято Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 N 234: «Решение о расторжении трудового договора с руководителем унитарного предприятия в соответствии с пунктом 2 статьи 278 ТК РФ принимается после предварительного одобрения его аттестационной комиссией» - аналогично сделать для руководителей других учреждений
Делать муниципальное задание приложением к договору с директором (изменения в ТК РФ)
Может способствовать неэффективным расходам
Привлечение средств частного бизнеса в государственную систему профобразования осложнено отсутствием интереса бизнеса. Но бизнес заинтересован в квалифицированных кадрах и готов оплачивать их обучение. Возможна экономия бюджетных средств.
Проблемы привлечения иностранных студентов связаны с несовершенством инфраструктуры, ксенофобией, недостаточным количеством программ на английском языке.
Сокращение числа непрофильных вузов. Министр образования А. Фурсенко заявил следующие целевые установки: из существующих более чем 1000 вузов реально конкурентоспособными являются порядка 150; в масштабах страны должно остаться до 50 университетов, а вузов - 150-200 максимум. При этом в проекте ГПРО не указано таких задач, отсутствуют механизмы отбора вузов.
Дополнения в ГПРО
Подход МОН:
«контрольные цифры приема должны определяться на основании прогнозной потребности в специалистах»
Это верно только в краткосрочном периоде
Опасность:
Невозможно предсказать потребности инновационной экономики
Выпускники должны быть готовы ориентироваться самостоятельно
Поэтому необходимо ставить целевую установку не как поиск ответа на вопрос «какие специальности нам готовить?», а «как подготовить человека, который сориентируется в инновационной экономике»
Может способствовать неэффективным расходам
Проект ГПРО предусматривает:
Обновление стандартов образования, вариативность образовательных программ
Интеграцию научной и образовательной деятельности, обновление сети
Участие работодателей и многое другое
Предлагается включить это направление в перечень задач ГПРО и предусмотреть соответствующие показатели:
Конечного результата
Эффективности расходов
Важно:
Выявить учебные заведения, которые (в рамках подготовки по одному направлению), добились более высоких показателей трудоустройства и зарплат при более низких затратах.
Предлагается показатель:
Отношение числа выпускников, трудоустроенных в первые пять лет на рабочие места с заработной платой выше средней по экономике в регионе трудоустройства, к расходам бюджета на предоставление профессионального образования.
Проблема 2. Отсутствие связи направлений повышения квалификации и целей развития образования.
Подход МОН:
закрепление в структуре норматива финансирования доли расходов на повышение квалификации;
Увеличить число часов повышения квалификации
Альтернативный подход:
Не увеличивать число часов
Повысить качество – проводить повышение квалификации на базе конкретного учреждения образования, где работает обучаемый
Перестать «накачивать» деньгами Институты повышения квалификации с устаревшими программами
Может способствовать неэффективным расходам
Аттестация преподавателя в настоящее время зависит от количества набранных часов курсов повышения квалификации.
Процесс повышения квалификации и аттестация должны быть независимыми друг от друга. Во время аттестации должно проверяться, соответствует ли учитель квалификационным характеристикам, а не факт прохождения курсов повышения квалификации.
* преподавателем, который прошел курсы повышения квалификации
Показатель прямого результата повышения квалификации – количество часов. Этот только показатель для планирования затрат.
Показатель конечного результата должен отражать качественные улучшения в работе педагога.
Международное сравнительное исследование TALIS предлагает разработанный инструментарий оценки
Показатель эффективности расходов: Отношение затрат на повышение квалификации к результатам TALIS или аналогичного российского исследования
Может способствовать неэффективным расходам
* TALIS - Исследование преподавания ОЭСР (Teaching and Learning International Survey)
Кредитование – это не самоцель, а механизм повышения эффективности бюджетных расходов и доступности услуг
Развитие образовательного кредитования должно снизить нагрузку на бюджет
Реализация мер по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов отмечена в проекте ГПРО. Однако в 2000 г., 2004 г., 2006-2009 гг. – были неоднократно сделаны попытки проведения в разных формах эксперимента по развитию образовательного кредитования, которые пока не дали результата.
Возможные решения:
Государственное страхование образовательных кредитов (в обмен на снижение ставок)
Государственное возмещение кредита, при условии трудоустройства выпускника на госслужбу (или в приоритетную отрасль) на определенное число лет
Значение показателя ГПРО:
12% студентов обучаются в кредит к 2020
Проблема:
По ряду специальностей требуются дорогостоящие материалы, закупку которых в необходимом количестве государство не может профинансировать в рамках образовательного стандарта
например, аргон необходим для подготовки сварщиков
Схема может быть реализована
через многосторонние договора
(учреждение – студент – работодатель), но
Бизнес не заинтересован:
Отсутствуют механизмы контроля за использованием денежных средств, переданных образовательному учреждению
Низкое качество подготовки выпускников
Квалификационный сертификат поставщиков оборудования и услуг (например, учебного центра «Bosch» или «Ford») ценнее свидетельства НПО, СПО или диплома вуза
Решения:
Инвестиции в развитие инфраструктуры федеральных университетов (предусмотрено в ГПРО)
Борьба с ксенофобией в студенческой среде в рамках возможностей системы образования
Стимулирование подготовки англоязычных программ – на уровне систем оплаты труда и отчетных показателей
Стимулирование вузов, ведущих международную деятельность
Показатель ГПРО:
Увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России до 5%
Доход от иностранных студентов – не менее 5% объема финансирования высшего образования
Решения:
Целью оптимизации должно быть не сокращение числа вузов, а сокращение расходов на неэффективные вузы.
Для этого необходимо разработать механизмы выявления эффективных вузов
Одновременно с оптимизацией числа вузов, финансируемых из бюджета, необходимо создание механизма финансирования из бюджета обучения лучших студентов в коммерческих вузах за государственный счет:
предоставление госзадания частным вузам
Министр образования А. Фурсенко заявил следующие целевые установки:
В масштабах страны должно остаться до 50 университетов, а вузов - 150-200 максимум.
В проекте ГПРО не указано таких задач, отсутствуют механизмы отбора вузов.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть