Практика анализа образовательной политики презентация

Содержание

Образовательная политика – деятельность органов государственной власти, политических партий, общественных организаций по повышению эффективности системы образования и ее функционирования в направлении достижения целей образовательной политики в соответствии с задачами развития

Слайд 1Практика анализа образовательной политики
Российские и международные стандартизированные процедуры измерения качества общего

образования (ЕГЭ, PISA, TIMSS, PIRLS).

Слайд 2Образовательная политика –
деятельность органов государственной власти, политических партий, общественных организаций

по повышению эффективности системы образования и ее функционирования в направлении достижения целей образовательной политики в соответствии с задачами развития общества и государства

Слайд 3Вопросы для обсуждения
Как измерить качество образования?
Зачем России ЕГЭ?
Зачем нам практиковать международные

измерительные процедуры?
Какое «международное тестирование» лучше?

Слайд 4Качество образования
Качество основных условий образовательного процесса (потенциал)
Качество реализации образовательного процесса (процесс)
Качество

результатов образовательного процесса (результат)

Качество образования – это совокупность характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и эффективное формирование компетентности и профессионального сознания обучающихся.
Качество есть соответствие неким заданным стандартам, а управление качеством - процесс приведения системы к некоторому стандарту


Слайд 5Качество образования: потенциал
выражается в таких характеристиках, как качество цели образования, качество

образовательного стандарта, качество образовательной программы, качество материально-технической базы образовательного процесса, качество педагогического состава, качество обучающихся, качество информационно-методической базы

Слайд 6Качество образования: процесс
это качество технологии образования, контроля образовательного процесса, качество мотивации

преподавательского состава на творчество и эффективность педагогической работы, качество отношения обучающихся к образованию, интенсивность образовательного процесса, управление образованием

Слайд 7Качество образования: результат
осознание профессионализма, распознавание и реализация индивидуальных способностей и особенностей

обучающихся, овладение методологией самообразования, знания, практические навыки, трудоустройство выпускников их карьера

Слайд 8Объекты системы оценки качества образования: что оценивается в формате процесса? потенциала?

результата?

индивидуальные образовательные достижения обучающихся;
профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;
качество организации образовательного процесса;
материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
инновационная деятельность;
комфортность обучения;
доступность образования;
сохранность контингента обучающихся;
предпрофильная подготовка;
организация питания;
состояние здоровья обучающихся;
воспитательная работа;
финансовое обеспечение;
открытость деятельности. 


Слайд 9«Глобальный взгляд»
8 апреля 2017 г. в ГУ-ВШЭ состоялся круглый стол

"Оценка качества образования в Российской Федерации" в рамках традиционного научного семинара под руководством Я. Кузьминова, Б. Рудника и И. Фрумина "Актуальные исследования и разработки в области образования", на котором выступил вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.

Слайд 10Болотов о качестве образования
При оценке качества образования в проекте (Рособрнадзора) Общероссийской

системы качества образования (ОСКО), предлагается выделить три момента: это оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся, оценка эффективности деятельности образовательного учреждения и оценка эффективности деятельности всей образовательной системы страны.

Слайд 11Болотов о качестве образования:
- это не ЕГЭ
- под сомнение корректность различных

систем рейтингов, в том числе, и в международном сравнении. «Все рейтинги — вещь весьма спорная, но кое-что понять они позволяют», если есть, кому понимать
особое внимание будет уделяться вопросам, остро волнующим родителей учеников — вопросам специализации, охраны здоровья, питания.

Слайд 12Болотов о качестве образования
Говоря об оценке индивидуальных достижений выпускников в контексте

качества профессионального образования, г-н Болотов сообщил, что достигнуто соглашение с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) о создании системы по оценке профессиональной компетенции выпускников, которая должна производиться отраслевыми союзами РСПП. "Все большее количество отраслей включается в подготовку профессиональных стандартов и создание системы негосударственной оценки индивидуальных достижений выпускников", — отметил В. Болотов.
Начала реально развиваться общественно-профессиональная аккредитация. Одним из наглядных примеров этого развития является деятельность организации "Рейтинг образовательных ресурсов" ("Рейтобр").


Слайд 13Кузьминов о качестве образования
Логика этого измерения, отметил, в частности, он, включает

две модели. Первая модель — это "модель планки", или "установления соответствия", которую можно разделить "на своего рода четырехчленную матрицу", где с одной стороны находится то, что измеряется, или результаты образования, или условия образования. Вторая часть этой матрицы — это нормативные требования, апофеозом которых являются нормативные стандарты.
Вторая модель — так называемая открытая оценка, или оценка достижений. «Классическим случаем измерения достижений является число лауреатов Нобелевских премий на один университет», — напомнил ректор Вышки


Слайд 14Перспективы (по итогам круглого стола)
Что представляется перспективным? "Сейчас (и мы в

документе "Российское образование — 2020" зафиксировали некоторые параметры такого перехода) во всем мире, а не только в России, происходит переход к новой модели образования". Применительно к сегодняшнему предмету семинара это "означает выход на глобальные стандарты, на глобализацию этих стандартов, которые выше национальных". Это означает и расширение возможного диапазона измерений, когда мы опускаем планку измерений, пусть точечных, от точки окончания средней школы на протяжении всей средней школы, когда мы начинаем измерять профессиональные компетенции. Это и расширение состава субъектов, чьим ожиданиям и чьим требованиям должно соответствовать образование… Классическим примером является включение в последние три-четыре года работодателей в качестве полноправного измерительного субъекта качества образования.

Слайд 15Что делать с сексизмом наших управленцев?
Кузьминов: «И мы зря ломаем копья

вокруг ЕГЭ, поскольку этот экзамен является лишь первой попыткой создать некоторый механизм, попыткой, которая не может быть полностью успешной по той простой причине, что мы в эту попытку вложили все свои желания. Однако так не бывает — даже самая красивая девушка может дать только то, что она может…».

Слайд 16Традиционный взгляд: Критерии и показатели качества образовательного процесса


Слайд 17Критерии и показатели качества образовательного процесса


Слайд 18Критерии и показатели…


Слайд 19Критерии и показатели…


Слайд 20Критерии и показатели


Слайд 21Критерии и показатели


Слайд 22Что необходимо понять, чтобы правильно интерпретировать эту картинку?


Слайд 23Качество образования. Размышления о…
XXX. GCSE - это
1. европейский институт тестологии
2.

американская национальная служба тестологии
3. аналог ЕГЭ в Англии
4. обозначение уровней владения учебным материалом

XLII. Задания ЕГЭ
1. целиком состоят из тестов различных видов
2. исключают использование тестов
3. предполагают совмещение тестов и заданий на свободное изложение
4. в своих видах целиком определяются спецификой дисциплины

XLV. Информационная система ЕГЭ
1. предназначена для открытого доступа учащихся
2. предполагает возможность открытого доступа учащихся
3. доступна только руководителям образовательных учреждений
4. полностью исключает открытый доступ
 
XLVI. ЕГЭ водится с целью
1. унификации образования
2. индивидуализации образовательных траекторий
3. обеспечения качественной профильной подготовки
4. эффективного контроля качества образования


Слайд 24Деньги…
Согласно данным Всемирного банка, расходы США на науку составляют 2,8% ВВП

страны, расходы России — только 1,3%. Согласно государственной программе по развитию науки и технологий доля средств, выделяемых в России на науку, должна достичь к 2020 г. 3% ВВП.
В США ВВП 15 трл. Дол., в России ВВП почти в 6 раз меньше (2,4 трл.).

В стране-партнере России по БРИК Бразилии ВВП (2,3 трл.) чуть меньше, но при большем населении: 199 млн. — у Бразилии против 142 млн. — в РФ. У России показатель ВВП на душу населения равен $16.700, а у Бразилии — $11.800. Бразилия направляет на образование около 17% всех своих государственных расходов, в то время как Россия — только около 12%. У США этот показатель колеблется в районе 14%.
Мы интегрируемся?


Слайд 25Задачи единого экзамена
расширение доступности высшего образования благодаря введению однотипных

экзаменов для всех выпускников общеобразовательных школ и их параллельного участия в заочном конкурсном отборе сразу в несколько вузов;
совершенствование системы и практики финансирования высших учебных заведений на основе рыночной состязательности между ними за прием лучших студентов;
снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений за счет упразднения вступительных экзаменов в вузы;
объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы;
стимулирование деятельности педагогических коллективов общеобразовательных учреждений по улучшению качества учебного процесса за счет объективной и независимой сравнительной оценки результатов общеобразовательной подготовки выпускников школ.

Слайд 26Преимущества ЕГЭ перед другими формами контроля
1. Объективность.
В системе ЕГЭ отсутствует преподаватель,

то есть исключается субъективный момент (неприязнь к учащемуся, заинтересованность в хороших показателях, плохое настроение, самочувствие преподавателя и др.).
2. Надежность.
Чтобы это преимущество ЕГЭ могло быть реализовано, КИМы должны включать тестовые задания, которые прошли экспертную оценку и были апробированы на репрезентативной выборке испытуемых.
3. Достоверность.
Выделяют ряд возможностей, которые могут способствовать снижению достоверности. Это рассекречивание, подставка, подсказка, подтасовка.
Чтобы не произошло рассекречивания КИМов, существует система информационной безопасности, которая защищает тестовые материалы от преждевременного доступа.
Один из возможных способов защиты - это создание большого банка калиброванных тестовых заданий и обеспечение свободного доступа к этому банку (например, через интернет или печатные издания).
Знакомство учащихся с множеством заданий банка позволит им лучше подготовиться к сдаче теста.

Слайд 27Начало 2013 - 2014 уч.г.


Слайд 28ЕГЭ: выбор предмета


Слайд 29Уже второй десяток лет наши
школьники участвуют в международных сравнительных исследованиях.


В 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011, 2015 годах - в России проводилось «мониторинговое исследование качества школьного математического и естественно-научного образования» TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), организуемое Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений.
Другое исследование - PISA (Programme for International Student Assessment), осуществляемое Организацией экономического сотрудничества и развития, проходило в 2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2016 годах.
PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – эта международная программа оценки, исследующая качество чтения и усвоения (2001, 2006, 2011, 2016)

Слайд 30Международное тестирование учащихся: PISA, TIMSS, PIRLS
Международное тестирование учащихся (PISA, Programme for

International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for International Cooperation and Development). Испытания проводятся раз в три года

TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – эта международная программа оценки, применяемая для оценки качества среднего образования по математике и естественным наукам. Реализуемая с 1995 года программа осуществляется среди учащихся IV и VIII классов каждые 4 года. Российские школьники показывают хорошие результаты.
PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – эта международная программа оценки, исследующая качество чтения и усвоения. Программа реализуется Международной Ассоциацией по оценке образовательных достижений учащихся (IEA). Российские школьники занимают первые места


Слайд 31Тестирование PISA
Очередной -- пятый -- цикл тестирования PISA уже прошел

с 9 апреля по 8 мая 2012 года. Старшеклассники из нескольких случайно отобранных школ из каждого российского региона вступились за честь нашей страны. Им предстояло в течение двух часов ответить на вопросы теста, затем заполнить анкету и в заключение в течение 40 минут пройти компьютерное тестирование.

Слайд 32Дает ли международная программа PISA объективную оценку знаний и умений учащихся?


Под математической грамотностью в PISA понимают способность учащихся: 1) распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; 2) формулировать эти проблемы на языке математики; 3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы; 4) анализировать использованные методы решения; 5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы

О результатах Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA 2009 года в экспертной среде говорили не иначе, как об «утраченных иллюзиях России».
По всем параметрам Россия не поднялась выше 37-го места среди 65 государств-участников. В 2012 году проводилось очередное исследование. Каковы шансы России улучшить свои позиции?


Слайд 33Пример задания: «Походка»
На рисунке изображены следы идущего человека. Длина шага P

- расстояние от конца пятки следа одной ноги до конца пятки следа другой ноги.
Для походки мужчин зависимость между  n   и P  приближенно выражается формулой  n/P = 140, где  n - число шагов в минуту,   P - длина шага в метрах.
Вопрос 1: Используя данную формулу, определите, чему равна длина шага Сергея, если он делает 70 шагов в минуту. Запишите решение.
Если ответ принимается полностью (трудность - 611) - 2 балла. Процент учащихся, набравших данный балл:    54,1 (Россия);  36,4 (средний по ОЭСР);  62,2 (максимальный, Гонконг)

Слайд 34PISA-2000
По общей шкале «грамотности чтения» 15-летние подростки из образовательных учреждений системы

общего и профессионального образования, заняли 27-29 место из 32 стран. Средний результат России в «грамотности чтения» составил 462 балла (по 1000-бал.шкале). В 23 странах результаты оказались ст. значимо выше. В 6 странах (Венгрия, Польша, Греция, Португалия, Латвия, Израиль) результаты ст. не отличаются. В 11 странах результаты значимо ниже результатов, достигнутых российскими учащимися.
По всем трем шкалам, выделенным в исследовании («Нахождение информации», «Интерпретация текста» и «Рефлексия и оценка») результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся стран ОЭСР и соответствуют 2 уровню грамотности чтения. По шкале «Интерпретация текста» результаты российских подростков наилучшие по сравнению с другими шкалами
Причины низких результатов …они почти не встречаются с - заданиями междисциплинарного характера; - жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимо за исключением чтения худож. литературы; - заданиями, далекими от жизненных интересов и социального опыта обучающихся; - заданиями с выбором ответа, выполнение которых требует специальной подготовки; - напряженным графиком выполнения работы.

Слайд 35Пример задания
Позиционные задачи.
Задачи этого типа (рис. 4) предполагают
1)

определение позиции автора, реконструкцию аргументов, на которые он опирается;
2) определение собственной позиции, ее аргументацию.
Текст содержит материал для реконструкции позиции автора. Возможны случаи, когда позиция сознательно завуалирована («зашумлена»). Одним из важных умений, требующихся для решения подобных задач, является умение отделять фактологическую составляющую текста от интерпрета-ционной.

О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И Опыт, сын ошибок трудных, И Гений, парадоксов друг, И Случай, бог изобретатель
А.С.Пушкин


Слайд 36Пример задания
В пиццерии подают две круглых пиццы одной и той

же толщины, но разных размеров. Меньшая имеет диаметр 30 см и стоит 30 денег. Большая имеет диаметр 40 см и стоит 40 денег. Какую из двух пицц выгоднее покупать? Приведите ваши рассуждения.

В эфире одного из телеканалов репортер показал этот график и сказал: “График показывает, что имело место резкое увеличение количества краж в период с 1998 по 1999 год’’. Считаете ли вы, что заявление репортера правильно интерпретирует эту диаграмму? Обоснуйте свой ответ.


Слайд 37PISA-2000: объяснения про чтение
В отечественных учебниках, как правило, учащихся не отсылают

к текстам учебников по другим дисциплинам. В них нет заданий, предполагающих найти информацию из разных источников знаний. Знакомя на уроках родного языка, например, с официально-деловым стилем речи, авторы пособий предлагают лишь простейшие тексты (заявлении, автобиографии) и задания вводно-иллюстративного характера. Многие из текстов, необходимых сегодня подросткам, вступающим в жизнь, отсутствуют. На уроках литературы не предлагают тексты художественной публицистики на волнующие их современные темы. В выполнении заданий к художественным текстам, как правило, не предполагается обсуждение разных точек зрения на прочитанное

Слайд 38PISA-2000: математика…
Сравнение результатов России с результатами других стран явно показывает отличие

приоритетов российского математического образования от других стран. Результаты международных сравнительных исследований (TIMSS 1995 и 1999 гг.) свидетельствуют, что уровень предметных математических знаний и умений российских школьников не ниже или превосходит уровень учащихся большинства стран (Новая Зеландия, Финляндия, Австралия, Канада, Швейцария, Великобритания, Франция, Австрия, Дания, Исландия, Лихтенштейн, Швеция, Ирландия, Норвегия), которые в исследовании PISA-2000 показали существенно лучшие результаты по состоянию математической грамотности, умению применять свои знания в близких к реальным ситуациях. Это говорит о том, что, обеспечивая российских учащихся значительным багажом знаний, российская система обучения математике не способствует формированию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания.
Российские учащиеся на шкале естественнонаучной грамотности занимают 26-29 места из 32 стран, участвовавших в исследовании PISA в 2000 году. Российские учащиеся успешно выполняли задания на воспроизведение знаний в простых ситуациях и затруднялись применить их в ситуациях, близких к реальной жизни.
Еще исследование TIMSS (1995 год) показало, что российские учащиеся предпочитают пропустить задание, если не могут объяснить естественнонаучное явление с помощью научной терминологии, и практически не пытаются пояснить его суть, используя повседневную лексику. В исследовании PISA-2000 эти результаты повторились

Слайд 39Критика PISA
Цитата: «Создатели PISA исходят из псвевдоальтернативы: кого должна готовить школа

- «геометров» или «землемеров», «алгебраистов» или «статистиков»? Поскольку «такого количества ученых-теоретиков современная жизнь не требует», вопрос легко и без колебаний решается в пользу «землемеров» и «статистиков». Будем пересчитывать, измерять, взвешивать, а все эти X, Y (если не сказать дальше и хуже) только «уводят от жизни». Короче - «и пожнем, и посеем и вспашем…». Не правда ли до боли знакомо? Это ведь – постулаты традиционной системы образования, которая была укоренена, в том числе, в советской школе. Надо полагать, это был золотой век образования, а мы его, грубо говоря, проспали. Но, к счастью, PISA подняла нам веки»

Слайд 40Руководитель национальной команды международных исследований PIRLS и TIMSS Ковалева Г.С.:«Значимого улучшения

результатов исследования PISA-2012 мы не ожидаем»

В 2009 году средний балл российских учащихся по читательской грамотности составил 459 баллов по 1000-балльной шкале при среднем балле по странам Организации экономического сотрудничества и развития 493 балла. По этому показателю Россия заняла 41-43-е места среди 65 стран-участниц PISA. Недалеко ушли школьники и в математической, естественнонаучной грамотности: мы находимся на 38-40-м и 37-40-м местах соответственно.
- Наша система образования не ориентирована на поддержку и развитие интереса, поэтому мотивация российских детей с каждым годом обучения снижается,- говорит Галина Ковалева. - Ну и, разумеется, знания в нашем обществе решают далеко не все. Посмотрите на родителей: для них главное, чтобы ребенок поступил в вуз «получше», с высоким статусом, а не эффективно применял свои знания.
Но результаты PISA-2012 были все-таки несколько выше


Слайд 41Чем сильны финны? Они показывают достаточно высокие результаты и в академических

областях и в функциональной грамотности. У них сбалансированная программа. В Финляндии работать учителем очень престижно, конкурс в университеты на педагогический факультет – шесть человек на одно место, у учителей высокая зарплата. Все школы имеют практически одинаковое хорошее материально-техническое обеспечение. И что не менее важно – проводится ранняя диагностика знаний и оказывается целевая помощь детям с самого раннего обучения. По данным финской статистики, более 40 процентов пятнадцатилетних школьников находились в процессе обучения в школе в системе коррекционного обучения, но не в классе коррекции, а просто с ними дополнительно занимались специалисты. То есть проблемы не накапливаются из класса в класс, а решаются по мере их возникновения с помощью специалистов. Например, приехала семья из России, у ребенка проблемы с языком. Учитель пишет докладную, и с ребенком после урока будут заниматься, а рядом всегда будет сидеть русскоговорящий учитель и помогать ему.
Для создания условий, подобных финским, необходимы не только значительные финансовые и материальные ресурсы, но и хорошо подготовленные профессиональные кадры

Слайд 43« Догнать и перегнать…»: реалии 2015 года
С 2015 года российские учителя

будут работать по новым стандартам. Теперь каждый школьный педагог должен знать иностранный язык, разбираться в социальных сетях, уметь преподавать детям мигрантов и детям с ограниченными возможностями. Сами преподаватели считают, что сначала надо изменить программы подготовки в педвузах: пока что новому стандарту по всей стране полностью соответствуют не больше 100 человек

Как именно перейти к новому стандарту, не знают и в Минобрнауки. В 2014 году должно начаться "пилотно-экспериментальное применение" стандарта. "Учебное заведение будет само решать, переходить ли ему на новый стандарт,— заверил "Ъ" замглавы департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Павел Сергоманов.— В процессе апробации стандарта мы выработаем процесс перехода на него"


Слайд 44PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)
Международный проект «Изучение качества чтения

и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это мониторинговое исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Данное исследование сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявляет различия в национальных системах образования. Исследование проводится один раз в пять лет

Слайд 45PIRLS-2001
Результаты российских учащихся по международной шкале в 2001 году составили 528

баллов, что статистически значимо выше среднего международного показателя (500).
При этом результаты российских школьников распределились следующим образом: 5% лучших учащихся продемонстрировали результат выше 627 баллов (95-й процентиль), 25% лучших учащихся получили за выполнение международного теста более 574 баллов (75-й процентиль), 50% лучших учащихся получили более 533 баллов. Самые слабо подготовленные учащиеся (5%) набрали за выполнение международного теста менее 412 баллов. Таким образом, наблюдается значительное различие в подготовке российских школьников. Лучше всего подготовленные по чтению учащиеся (5%) имеют результаты, превышающие результаты самых слабо подготовленных учащихся (5%) более чем на 200 баллов

Поскольку исследование PIRLS является мониторинговым и как одну из своих основных задач ставит изучение динамики качества чтения, необходимым условием проведения исследования является повторное использование части текстов и заданий к ним в каждом из циклов. Так, в 2006 году использовалось 2 литературных и 2 научно-популярных текста, входивших в инструментарий 2001 года. Таким образом, у стран, участвовавших в исследовании и в 2001, и в 2006 годах, была возможность сравнить результаты выполнения 49 заданий к этим текстам.


Слайд 46Только около 20% школ (42 из 206) показали результаты ниже средних

международных

Слайд 47PIRLS-2006
Четвероклассники из России, Гонконга и Сингапура показали самые высокие результаты в

международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS-2006.
Средний балл российских выпускников начальной школы равен 565. Результат российских школьников в сравнении с результатами остальных 37 стран мира статистически значимо выше .
Характеризуя динамику результатов России, важно отметить существенный прирост среднего балла по группе умений находить информацию в тексте и формулировать выводы. Различие в результатах в 2006 и в 2001 годах составляет 33 балла (562 по сравнению с 529). Еще большее улучшение наблюдается в овладении российскими школьниками умений интерпретировать, обобщать информацию и анализировать, оценивать содержание текста: разница составила 37 баллов (563 в 2006 году по сравнению с 525 в 2001 году).
Российские выпускники начальной школы стали смелее высказывать свою точку зрения



Слайд 48Исследование в НИУ ВШЭ – НН: Согласованное понимание текстов о Бородинском сражении

(коэффициент согласованности оценок Kfree для текстов о Бородинском сражении

Слайд 49Согласованное понимание текстов о Бородинском сражении
Так, в тексте М.Лермонтова одна из

наиболее однозначно интерпретированных «секвенций» - начало стихотворения (категория «Память о битве» - 90% совпадений):
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!» («Бородино»; М.Ю.Лермонтов).

Среди наиболее сложных для интерпретации (28 человек - «Описание хода битвы», 23 человека - «Характеристика воинов», 4 человека - «Смерть и кровопролитие», 5 человек - «Категория “непонимания”», 2 человека - «Победа», 2 человека - «Память о битве»):
«Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус» («Бородино»; М.Ю.Лермонтов).


Слайд 50Исследования PIRLS-2011: дети в России читают меньше, чем 5 лет назад
По

результатам PIRLS в 2011 году Россия заняла 2-е место (среди четвероклассников) по качеству чтения и понимания текста среди более чем 60 стран, принимавших участие в исследовании.  Для сравнения, в предыдущем исследовании (2006 год)  по чтению мы были первыми.
В России в исследовании PIRLS-2011 участвовал 4461 выпускник начальной школы из 202 общеобразовательных учреждений 42 регионов страны.
По результатам TIMSS - сравнительная оценка общеобразовательной подготовки учащихся средней школы по математике и естествознанию - мы (по математике), среди четвероклассников, - десятые, среди восьмиклассников - шестые.
В России   в исследовании TIMSS была сформирована представительная выборка учащихся из более чем 200 школ отдельно для начальной и основной школы 50 регионов страны


Слайд 51Цель оценки эффективности обучения TIMSS
сравнительный анализ подготовки учащихся средней школы

по математике и естествознанию в странах с различными системами образования, выявление факторов, определяющих степень эффективности обучения
Частью исследования является и анкетирование преподавателей, а так же  изучение степени воздействия социальных факторов на эффективность процесса обучения в школах

Проводится раз в 4 года. Оценивается эффективность обучения учащихся 4-х классов (выпускников нач. школы) и 8 классов (выпускников обязательной школы). Один раз в 12 лет дополнительно проводится тестирование учащихся выпускных классов средней школы (11-13 классы в разных странах) для оценки эффективности процессов обучения по углубленной программе по математике и естествознанию. Обязательно для всех стран тестирование учащихся основной школы. Тесты представляют собой 8 вариантов по 75-80 заданий закрытого и открытого типа по математике и естественнонаучным предметам, на выполнение которого дается 1,5 часа. Параллельно с тестированием проводится и оценка эффективности обучения в области практического  применения полученных в школе знаний


Слайд 52TIMSS объединяет усилия ведущих специалистов более 50 стран
TIMSS позволяет оценить

уровень подготовки не только по конкретным  дисциплинам, но и по межпредметным областям (экологии, естественнонаучным методам познания). Многие задания сформулированы таким образом, чтобы оценить степень готовности учащихся к практическому применению полученных на уроке знаний. Другая группа заданий  (25% теста) предполагает свободный ответ: обоснование точки зрения, объяснение явления, то есть  предполагает  обладание учащимися не только учебными, но и коммуникативными навыками. Естественнонаучная часть теста, состоящая из 146 заданий, имела следующую структуру: по содержательным областям: география - 15%, биология - 27%, физика - 27%, химия - 14%, экологические проблемы - 9%, и естественнонаучные методы познания - 8%; по видам деятельности: понимание простой информации - 39%, понимание сложной информации - 19%, использование теоретических знаний, анализ и решение проблем - 31%, использование стандартных процедур - 7% и проведение исследований - 4%

Слайд 53Эффективность процесса обучения по странам


Слайд 54Эффективность процесса обучения по странам


Слайд 55TIMSS 2007
Естественные науки: возглавляют список победителей с большим отрывом (82

пункта) Нидерланды. Россия находится выше среднего уровня на 21 пункт. Бросается в глаза даже при беглом рассмотрении 2 негативные тенденции: 1) слишком велик разброс результатов у российских школьников: от 310 до 715 баллов. Для сравнения: в Нидерландах это 175, в Словении, Норвегии и Ливане – 250; 2) В России так же и самая низкая доля учащихся, участвующих в исследовании уровня качества образования
Математика:  Россия возглавляет список, за ней с минимальным отрывом следуют Нидерланды и Ливан. По сравнению с предыдущим аналогичным исследованием TIMSS 1995 средний балл России повысился на 12 пунктов. Стоит отметить, что из всех стран, участвующих в исследовании TIMSS 1995, и TIMSS 2008 (Россия, Словения, Италия, Швеция) только Россия продемонстрировала положительную динамику: показатели Италии снизились на 34 пункта, а Швеции и вовсе на 89. Однако доля справившихся с тестом учащихся в России слишком низка: 1,4% против 20% в Италии или 40% в Словении. Более того, эта доля показывает снижение по сравнению с 1995 годом: с 2% до 1,4%, в то время как аналогичный показатель Италии и Швеции почти не изменился

Слайд 56TIMSS 2007


Слайд 57TIMS-2011 http://www.centeroko.ru/public.htm
Ученики четвертых классов российских школ занимают 5 место – по

естествознанию и 10 место – по математике. Российские восьмиклассники по знанию естественных наук находятся в мире на 7 месте, а по математике – на 6 месте.
В международных исследованиях TIMSS-2011 участвовали 87 восьмиклассников из четырёх школ г. Вологды, г. Череповца, г. Сокола и Шекснинского муниципального района

Слайд 58Международные исследования и мониторинги: PISA в 2015 году; TIMSS в 2015

году; PIRLS в 2016 году

Новости из регионов…
Губкинские школьники примут участие в международном исследовании
Тестирование состоится в апреле-мае 2015 года.  Для участия в TIMSS-2015 в регионе отобраны 4 учреждения (школы городов Новый Уренгой, Надым, п.Пурпе), в том числе МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7" г. Губкинский.

Школьники Чувашии в очередной раз примут участие в международном исследовании TIMSS-2015 в 4 -8 классах.   В список образовательных организаций Чувашской Республики, отобранных для участия в  международном исследовании TIMSS-2015 в 4 классах попала и наша школа. Четвероклассники с волнением готовятся к предстоящему мероприятию.
МБОУ "Большевыльская СОШ" Аликовского района


Слайд 59Международные исследования и мониторинги: TIMSS в 2015 году


Слайд 60Международные исследования и мониторинги: TIMSS в 2015 год


Слайд 61Международные исследования и мониторинги: TIMSS в 2015 год


Слайд 62Международные исследования и мониторинги: TIMSS в 2015 год


Слайд 63Международные исследования и мониторинги: TIMSS в 2015 год


Слайд 64PISA в 2015


Слайд 65PISA в 2015
В 2015 году по сравнению с предыдущим циклом исследования

2012 года повысились средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста:
– по математической грамотности на 12 баллов (с 482 до 494 баллов);
– по читательской грамотности на 20 баллов (с 475 до 495 баллов).
Результаты российских учащихся по естественнонаучной грамотности практически не изменились.


Слайд 66PIRLS 2016 в России
Российские школьники лидируют в мире по качеству чтения

и понимания текстов. В 2006 они заняли первое место среди 46 стран, в 2011 году повысили свои результаты, но оказались на втором месте среди школьников из 42 стран, участвовавших в исследовании.
В международном тестировании PIRLS в 2016 году принимают участие 4725 учащихся из 206 образовательных организаций 42 субъектов Российской Федерации. В настоящее время идет первичная обработка результатов.
Подведение итогов исследования ожидается к концу 2017 года. До объявления результатов международные эксперты должны тщательно проверить и обработать данные, чтобы по ним можно было судить о качестве образования в каждой стране-участнице исследования.


Слайд 67Кто виноват и что делать
Основная причина, по которой наши школьники не

совсем успешно справились с испытанием TIMSS и совсем неуспешно - с задачами PISA, в том, что содержание заданий сильно отличалось от содержания школьных программ.

Российские школьники теряются от непривычного вида задач (в некоторые условия, например, нарочно введены излишние сведения, которые надо догадаться отбросить), затрудняются извлечь информацию из графиков, таблиц и диаграмм. Они недостаточно раскрепощены для того, чтобы решиться на нестандартный ход. Российские ребята получают в школе фундаментальные знания, но могут уверенно воспроизводить их только в классе у доски. Им трудно применять их к материалу, взятому из реальной жизни (в заданиях международных исследований, особенно PISA, описываются ситуации, возникающие во время учебы, отдыха, занятий спортом).
И даже задачи на «коллективное мышление» (моделирование дискуссии)


Слайд 68Кто виноват и что делать
Во время испытания TIMSS российским младшеклассникам не

хватило развитых пространственных представлений, умения работать с диаграммами, выявлять закономерности, делать приближенные вычисления, знаний из области физики (электрические и магнитные явления, условия плавания тел) и биологии (вопросы, связанные с размножением и наследственностью); восьмиклассникам - навыка выполнять действия с процентами, знания вероятности и статистики, а также сведений по экологии, общей биологии и разделу «человек и его здоровье».

Слайд 69Кто виноват и что делать
PISA показывает, что пятнадцатилетние ребята недостаточно хорошо

владеют такими разделами математики, как «комбинаторика» и «функции», плохо умеют интерпретировать предложенные в задании аргументы и выводы, соотносить различные точки зрения и формулировать собственную, не догадываются привлечь для решения задач информацию, пройденную на уроках по другим предметам.


Слайд 70Что делать?
По мнению Анатолия Каспржака, наши проблемы - наследие устаревающей школы

индустриального общества, которая «исторически сложилась так, что она снабжает человека суммой знаний и суммой методов», но не приучает к самостоятельности, дает установку на стереотип. То, что школьников сбивает непривычный вид условий задач, - «заслуга наших методистов. Они так препарировали тексты, которые лежат в учебнике, что к реальности эти тексты уже отношения не имеют... Российская школа выдает ученика информированного, но мало что умеющего, избегающего неопределенности. В то время как результативность пребывания нашего школьника в классе должна быть несколько другой». Анатолий Георгиевич считает, что ученик станет более активно познавать мир, если изменится характер работы учителя. Педагог в современном постиндустриальном обществе должен быть не «оракулом», возвышающимся над классом, и не «тренером», а «партнером», помогающим школьнику раскрыть его способности. Нужно делать больший упор на проектную работу

Слайд 71Кто виноват в проблемах измерения знаний – российских и международных –

и что делать?

06.06.2013: Цена за стобалльный ЕГЭ в регионах давно известна - от 50 до 100 тысяч рублей, так что купить пароль к ответам ЕГЭ за 2-3 тыс. рублей гораздо дешевле, - говорит руководитель национальной сборной России по математике Назар Агаханов. - Наверняка находятся выпускники, которые покупают пароли. Я не думаю, что кто-то из тех, кто составляет КИМы, может быть причастным к размещению материалов ЕГЭ в Сети. Они приличные люди и дорожат своей репутацией. Взломать базу данных, наверное, реально. Может быть утечка на местах, в регионах, куда поступают пакеты с заданиями.
16.11.2013: Утечки ответов на вопросы ЕГЭ больше не будет. Об этом сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов на встрече со студентами СПбГУ. Кравцов пояснил, что в ведомстве делают все, чтобы подобных утечек больше никогда не было.


Слайд 72А каков Ваш ответ на вопрос: кто виноват?
Используйте ваши знания относительно

трех «К» в образовании (качество потенциала, качество процесса и качество результата)

Слайд 73Спасибо за внимание
Почему для нас важна интеграция с мировым сообществом?
Зачем России

ЕГЭ?
Зачем нам практиковать международные измерительные процедуры?
Какое «международное тестирование» лучше?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика