Слайд 1Почему образование для всех должно быть инклюзивным образованием?
Конференция по инклюзивному образованию
для детей с ограниченными возможностями
Москва, 27–29 сентября 2011 года
Д-р Элина Лехтомяки
Слайд 2Почему не инклюзивное образование?
Слайд 3Кто задает вопрос: почему?
Важные заинтересованные стороны:
Родители или попечители
Специалисты
в области здравоохранения, социального обеспечения и реабилитации
Учителя, руководство школ, школьные советы и ассоциации родителей и учителей
Органы образования, здравоохранения и социального обеспечения
Национальные и федеральные директивные органы
Организации лиц с ограниченными возможностями
и взрослых с ограниченными возможностями
Организации гражданского общества
Слайд 4Европейский форум по проблемам инвалидности:
”Меньше слов, больше дела”
Лица с ограниченными
возможностями имеют в два раза меньше возможностей для обучения.
В университеты поступают 9% (в сравнении с 18% из числа всех европейцев)
У лиц с ограниченными возможностями более чем
в два раза меньше шансов найти работу.
работу имеют 29% (в сравнении с 69% из числа всех европейцев)
62% европейцев с ограниченными возможностями принадлежат к числу беднейших в Европе, имея значительно более низкий уровень доходов.
Слайд 5Семьи, родители и попечители детей
с ограниченными возможностями, особенно матери, очень
ранимы; они переживают
и сопереживают из-за социальной стигматизации, которая нередко сопряжена с нарушениями и ограниченными возможностями.
Слайд 6
Действия родителей зависят
от имеющихся возможностей
и ресурсов:
Поиск возможностей и отстаивание
прав своих детей на образование вместе с другими детьми
Следование указаниям специалистов
и поставщиков услуг
Укрывание ребенка или защита всей семьи от социальной стигматизации.
Слайд 7Инклюзивное образование оказывает поддержку родителям и семьям:
Позитивное признание многообразия без стигматизации
и дискриминации помогает семьям и родителям понимать возможности и потребности своего ребенка, а также противостоять социальной стигматизации.
Сотрудничество между школой и семьей может способствовать изменению установок в местном сообществе.
Слайд 8
Придание особого значения возможностям ребенка повышает функциональность семьи
в целом.
Укрепление
социальной инклюзии и семейных уз на раннем этапе снижает риск социальной маргинализации, изоляции и бедности в дальнейшем.
Слайд 9Для родителей образование открывает путь к будущему их ребенка
Слайд 10Специалисты в области здравоохранения, социального обеспечения и реабилитации
Ограниченное медико-биологическое понимание нарушений
и ограничений жизнедеятельности и акцент на диагнозе по-прежнему преобладают при определении нарушений и, кроме того способностей к обучению, а также при принятии решений, касающихся распределения
в учебные заведения.
Слайд 11Инклюзивное образование требует сотрудничества специалистов
из разных областей
Сотрудничество специалистов из разных
областей расширяет наше понимание нарушений и знание о возможностях ребенка
и его функционировании.
Диагноз не игнорируется, но акцент переносится на ребенка и его/ее возможности и способности к обучению.
Существенное значение имеет поиск решений, позволяющих обучать и максимально развивать способности.
Слайд 12Инклюзивное образование ориентируется на способностях ребенка посредством
содействия усовершенствованиям
и обучению
отслеживания и
решения проблем
содействия активному участию во всех мероприятиях.
Слайд 13Учителям, руководству школ, школьным советам
и ассоциациям родителей
и учителей…
Слайд 14…трудно совмещать эффективность, справедливость и чуткость
к проблемам инвалидности,
поскольку они:
В своей работе руководствуются критериями эффективности и результативности, которые определяются политикой в области образования на национальном и федеральном уровнях принятия решений.
Ориентированы на краткосрочные результаты без учета долгосрочных, пожизненных эффектов.
Имеют мало возможностей влиять на политику, стратегии и программы.
Слайд 15Социально-экономические обоснования:
Инклюзивные школы могут сократить некоторые расходы (например, транспортные, на питание
и проживание), но повысить другие (например,
на вспомогательные устройства, приспособление зданий). Тем не менее имеются данные о долгосрочной отдаче и социальной интеграции.
Школы и образование могут указать путь, поддерживать или изменять традиции, обычаи
и ценности общества.
Слайд 16Национальные и федеральные органы власти (в области образования)
Зачастую проектируют услуги
для детей и лиц
с ограниченными возможностями на основе ограниченного представления о нарушениях, обобщений в отношении возможностей и условных допущений.
Склонны ограждать себя и общество от многообразия.
Считают принятие мер в связи с многообразием учащихся слишком сложной задачей, выходящей
за рамки их возможностей.
Предпочитают получать краткосрочные результаты путем исключения и маргинализации, вместо долгосрочных выгод.
Слайд 17По данным международных сопоставлений ключевыми факторами качественного образования являются:
1) отбор лиц,
занимающихся подготовкой педагогических кадров
2) образование учителей (до поступления на работу, повышение квалификации в процессе работы)
3) единая система образования,
обеспечивающая образование для всех
Слайд 18Почему мы спрашиваем?
Потому что у нас нет…
Обязательств в отношении приспособления
школ
и методов преподавания.
Ожидания того, что дети с ограниченными возможностями будут учиться так же, как учатся другие, или что дети с ограниченными возможностями попадут в обычные классы
и школы.
Обмена опытом и позитивными примерами среди родителей, учителей, руководств школ
и директивных органов.
Слайд 19…мы спрашиваем, потому что у нас нет надлежащего…
механизма анализа и оценки,
который способствовал бы инклюзии детей
с ограниченными возможностями;
числа специалистов, обладающих знаниями и навыками для обучения детей с ограниченными возможностями;
опыта обмена знаниями и мастерством между учителями и другими специалистами;
целевого финансирования;
правомочий!
Слайд 20
Один из примеров того, как пропаганда, обязательства, целевое финансирование и правомочия
привели к существенным сдвигам, а именно
к тому, что высшее образование
в странах Северной Европы стало ориентированным на учет проблем инвалидности:
(Lehtomäki, Puupponen & Tuomi 2011)
Слайд 22Выводы (1/3):
Почему инклюзивное образование?
Инклюзивное образование способно улучшить положение лиц
с
ограниченными возможностями
в долгосрочной перспективе.
Инвестиции в раннее вмешательство и меры поддержки оказывают долгосрочное воздействие на результаты обучения, дальнейшую жизнь и социальную инклюзию.
Слайд 23Выводы (2/3):
Системы образования, которым удалось обеспечить качественное образование для всех, также
более результативны
и экономически эффективны.
В Конвенции ООН о правах инвалидов четко сказано, что образование должно быть инклюзивным. В ней содержится призыв
к международным партнерам оказывать поддержку системам образования
и положениям, касающимся обеспечения охвата всех детей и лиц с ограниченными возможностями.
Слайд 24Выводы – продолжение (3/3)
Подход, основанный на соблюдении прав человека, устанавливает цели,
однако изменение систем образования требует обязательств, стимулов и правомочий.
В глобальном масштабе лица с ограниченными возможностями в недостаточной мере представлены на всех уровнях образования, начиная от планирования и принятия решений и заканчивая мониторингом, анализом и оценкой.
Диалогу заинтересованных сторон способствуют новые подходы, которые соединяют практику, исследовательскую
работу и политику.
Слайд 25– Когда я вырасту, я буду…!
– Что ты будешь изучать, чтобы
сделать это…?
(Из видеоинтервью с глухими детьми, посвященного их будущему)
Иллюстрации: Марья Хихнала
(Учебные материалы © Марья Хихнала, Элина Лехтомяки
и Фонд услуг для глухих)
Слайд 26Список литературы
Cox, A. 2008. Good accessibility practices. Seminar on Inclusive Higher
Education 16-17 April. University of Tampere.
Ebersold, S. 2008. Adapting Higher Eduation to the Needs of Disabled Students: Developments, Challenges and Prospects. Higher Education to 2030, Vol. 1, Demography. OECD.
Lehtomäki, E., H. Puupponen & M. Tuomi. 2011. Rights and obligations: international benchmarks for inclusive higher education. Presentation, Nordic Education Research Association (NERA) Congress, University of Jyväskylä. 10-12.3.2011
Kaplan, I., S. Miles and A. Howes, A. 2011. Images and the ethics of inclusion and exclusion: Learning through participatory photography in education. Journal of Research in Special Educational Needs.
McKinsey Report. 2007. How the world's best performing school systems come out on top.
Ryan, S. 2005. Busy behaviour in the `Land of the golden M´: Going out with learning disabled children in public places. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities 18 (1),
65–75.
Ryan, S. and K. Runswick-Cole. 2008. Repositioning mothers: Mothers, disabled children and disability studies. Disability & Society, 23 (3), 199–210.
Terzi, L. 2005. A capability perspective on impairment, disability and special needs: Towards social justice in education. Theory and Research in Education, 3 (2), 197–223.
UNESCO. 2003. Open File on Inclusive Education: support materials for managers and administrators.
UNESCO. 2009. Policy Guidelines on Inclusive Education.
Wößmann, L. 2008. Effciency and equity of European education and training policies. Int Tax Public Finance, 15: 199–230.