Слайд 1Планируемые результаты образования
1 ступень: Начальное общее,
2 ступень: Основное общее образование,
3 ступень: Среднее общее образование.
Слайд 2Адресаты и пользователи п.р.
Лица, принимающие решения о развитии системы образования на
разных ее уровнях (федеральном, региональном, муниципальном);
Учащиеся и их родители;
Профессиональное педагогическое сообщество
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ
ОЖИДАЕМЫХ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ ВЫПУСКНИКОВ
ОБЪЕМЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА И ГЛУБИНЕ ЕГО ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
СПОСОБАХ
И ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ВСЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
АТОРОВ ПРОГРАММ, РАЗРАБОТЧИКОВ КИМ. И ПР.
У Ч И Т Е Л Я
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ---- ОРИЕНТИР В
УРОВЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ(ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ)
Слайд 4Актуальность
Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов для системы образования обусловлена Концепцией
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Для педагогического сообщества п.р. Актуальны и необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Для учителей, авторов программ, разработчиков КИМов п.р. должны содержать ориентиры в объеме изучаемого материала и глубине его освоения учащимися.
Учителю п.р. Необходимы как ориентиры в способах и особенностях организации образовательного процесса направленного на достижение Требований стандарта к результатам образования.
В старых стандартах п.р. Являлись только предметными (ЗУНы), а в новых стандартах п.р. Являются трехкомпонентными: личностно-ориентированные , предметные, метапредметные. Включают в себя: целевой компонент, показатели достижения выделенных целей и модели инструментария для оценки достижения п.р.
Слайд 5Планируемые результаты-
- освоения предметных программ представляют собой систему обобщенных личностно
ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке.
-разрабатываются на основе Концепции и всех трех групп Требований стандарта, они строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих функционирование стандарта- базисного учебного плана, Фундаментального ядра содержания общего образования, Программы формирования универсальных учебных действий, системы оценки и др.
-уточняют и конкретизируют (в примерной программе) Требования стандарта к результатам освоения основных образовательных программ для каждого учебного предмета с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета ,а также с учетом возрастной специфики учащихся.
Слайд 6Место планируемых результатов в общей системе федерального стандарта
ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО
ПРИМЕРНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ПРОГРАММЫ
АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ И УМК
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
СИСТЕМА ОЦЕНКИ: КРИТЕРИИ, ПРОЦЕДУРЫ, МЕТОДЫ, ИЗМЕРИТЕЛИ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
УМЕНИЯ И ПРМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Слайд 7Планируемые результаты – как раздел примерной программы
Пояснительная записка – планируемые
результаты по определенным учебным предметам представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и моделей инструментария для оценки достижения п.р.
Представлены в логике традиционной структуры школьных предметов: математика, русский язык, и т.д.
Слайд 8Планируемые результаты – как раздел примерной программы (предмет)
Слайд 9Три группы требований к результатам
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
включают в себя все группы результатов – предметные, метапредметные, личностные – для каждой ступени обучения и являются обязательной составной частью всех видов общеобразовательных программ: общеобразовательной программы трех ступеней школьного образования, примерных учебных программ, программ развития универсальных учебных действий, комплексных программ воспитания, образовательных программ общеобразовательных учреждений.
Под личностными результатами в Концепции образовательных стандартов понимается сформировавшаяся в образовательном процессе мотивация, познавательные потребности, а также система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (универсальные учебные действия), применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных познавательных или практических задач в различных областях человеческой деятельности. Можно выделить пять основных видов универсальных учебных действий: личностные, регулятивные (включая саморегуляцию), познавательные, знаково-символические, коммуникативные
К предметным результатам освоения образовательных программ Концепция стандарта относит результаты, которые выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
Слайд 10Требования к результатам освоения основных образовательных программ должны стать основой построения
процедур и критерием для:
индивидуальной оценки образовательных достижений каждого обучаемого, которая складывается в основном из его результатов когнитивной и операциональной (метапредметной) областях,
интегральной оценки эффективности деятельности системы образования на уровне отдельного образовательного учреждения, региона, (мотивационных, ценностных) образовательных результатов.
Слайд 11СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ I
Отражает ожидания, связанные с уровнем достижения основных результатов
начального общего образования (сформулированных в Требованиях стандарта)
1. Формирование предметных и универсальных способов действий, а так же опорной системой знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
2. Воспитание основ умения учиться- способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
3. Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития- эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Слайд 12Содержание планируемых результатов II
Должно позволять осуществлять оценку предметных, метапредметных и личностных
результатов.
Должно отражать применительно к ступени образования систему целей: формирование обобщенных способов действий с учебным материалом, позволяющий учащимся успешно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
При этом выделяемый в системе п.р. материал должен иметь опорных характер, т.е.должен служить основой для последующего обучения.
Должны найти отражения ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков большинство учащихся овладеют на уровне:
актуального развития (на уровне действий хорошо усвоенных и выполняемых почти автоматически)
зоны ближайшего развития -т.е. на уровне «перспективных действий», находящихся на стадии формирования.
Слайд 13Планируемые результаты – основная (старшая) школа
Общие цели основного (среднего) образования должны
быть конкретизированы в примерных учебных программах, относящихся к изучению отдельных предметов. В данных программах должно быть указано:
- достижению каких личностных и метапредметных результатов, способствует изучение предмета;
- достижение каких результатов, специфичных для изучаемого предмета и значимых для обеспечения общекультурной компетентности учащихся, следует рассматривать в качестве основных целей изучения предмета;
- какие результаты, значимые для учащихся, планирующих изучение данного предмета на профильном уровне в старшей школе (вузе), могут быть достигнуты на этапе обучения в основной (старшей) школе.
Слайд 14Структура планируемых результатов
П р е д м
е т
Цели-ориентиры
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала (база)
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков (повыш. уровень)
Слайд 15Выделяются следующие уровни описания по каждому предмету:
Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки
и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Ради чего необходимо изучать данный предмет в школе?»
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. П.р., описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу примерной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Оценка освоения опорного материала на уровне актуальных действий, задающих исполнительскую компетентность учащихся, ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне перспективных действий, составляющих зону ближайшего развития, - с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение учащимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. П.р., описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы и выделяются курсивом. Такой уровень достижений могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся.Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Цели такого включения - дать возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовыми) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных учащихся.
Слайд 17Два типа планируемых результатов
Важной характеристикой требований является возможность (невозможность) проверки
результатов образования с помощью соответствующих контрольно-измерительных материалов. С этой точки зрения одни требования отражают планируемые результаты образования, которые должны быть достигнуты каждым выпускником школы и подлежат соответствующей аттестации, а другие – прогнозируемые результаты образования, соответствующие общим целям – ориентирам.
Исходя из этого требования к результатам образования можно разделить на два типа.
Слайд 18Результаты, не подлежащие итоговой аттестации:
– ценностные ориентации выпускника, которые отражают его
индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
– характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
– индивидуальные психологические характеристики личности.
Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Слайд 19Результаты, подлежащие проверке и аттестации:
– научные знания и представления
о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
– умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности;
– коммуникативные и информационные умения;
– умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
– способность к контролю и самоконтролю;
– способность к творческому решению учебных и практических задач.