Слайд 1Перспективы реализации
ФГОС ДО
Слайд 2 Главные события
в дошкольном образовании
расширение финансовой самостоятельности ДОО
всеобщее введение ФГОС ДО
введение новой системы оплаты труда педагогов
Слайд 3
Главные события
в дошкольном образовании
введение уровня дошкольного
образования
Утверждение стандарта ДО
Слайд 4
Особенности современного дошкольного воспитания
Вариативность программ и методов воспитания и обучения;
Появление
групп кратковременного пребывания;
Повышение образовательной нагрузки.
Слайд 5Поле проблем
Отсутствие опыта деятельности в новых условиях
Параллельность процессов
Недостаточный уровень готовности
руководителей и педагогов к реализации ФГТ (ФГОС)
Слайд 6Поле проблем
отсутствие анализа политических, социальных и психологических рисков при проведении
реформ образования, касающихся ожиданий и мотивации различных социальных слоев населения нашей страны по отношению к образованию.
Слайд 7Поле проблем
Отсутствие опыта деятельности по реализации программ инклюзивного образования детей дошкольного
возраста
Отсутствие процедуры экспертизы основных общеобразовательных программ дошкольного образования (на основе ФГТ)
Отсутствие реестра примерных основных образовательных программ дошкольного образования, являющегося государственной информационной системой (на основе ФГОС)
Слайд 8
Опыт решения,
рекомендации
Разработка необходимой и достаточной нормативно-правовой базы на региональном, муниципальном и
институциональном уровнях
Проведение мониторинга потребности населения в услугах дошкольного образования
Развитие новых организационных моделей дошкольного образования
Слайд 9Опыт решения,
рекомендации
Разработка процедур и методов проведения экспертизы и анализа передового педагогического
опыта
Активная технологизация управленческого и педагогического опыта
Формирование открытого поли-профессионального сообщества
Слайд 10
Опыт решения,
рекомендации
Повышение квалификации
Новое содержание (ориентация на ФГОС)
Современные формы
Технологии образования
взрослых
Слайд 11Глава 2. Система образования
Статья 10. Структура системы образования
В Российской
Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Слайд 12Статья 64. Дошкольное образование
1. Дошкольное образование направлено на формирование
общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Слайд 13
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:
полноценного проживания ребёнком всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
индивидуализации дошкольного образования;
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
Слайд 14
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:
партнерства с семьей;
приобщения детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Слайд 15
Стандарт преследует следующие цели:
повышение социального статуса дошкольного образования;
обеспечение государством равенства возможностей
для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Слайд 16Стандарт решает задачи:
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в
том числе их эмоционального благополучия;
обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
Слайд 17
Стандарт решает задачи:
обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего
образования;
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Слайд 18Стандарт решает задачи:
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Слайд 19Стандарт решает задачи:
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Слайд 20Стандарт является основой для:
разработки Программы;
разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования
(далее - примерные программы);
разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
Слайд 21Стандарт является основой для:
объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
формирования
содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Слайд 22Федеральный государственный образовательный стандарт.
Требования
К структуре Программы
К условиям ее реализации
К результатам ее освоения
Слайд 23ООП (Программа) – в центре образовательных отношений:
Разрабатывается и реализуется самой Организацией
Основная
образовательная программа
2 части:
- обязательная
- формируемая участниками образовательных отношений
Слайд 24Программы:
Примерная основная образовательная программа
Основная образовательная программа
Основные образовательные программы – по числу Организаций
Примерных программ - МНОГО
Слайд 25Проблема: могут ли сады самостоятельно разрабатывать программы?
Множественность термина «программы»
Программа, как программа
действий, а не как документ
Оценка качества программ дошкольного образования в условиях их вариативности и многообразия
Слайд 26Дошкольное образование в России: проблемные области с точки зрения качества
Программное наполнение
и набор предметных областей – вариативность содержания;
Недостаточная квалификация педагогов с точки зрения личностно-ориентированного образования;
Обесценивание детской игры;
Не адекватные возрасту («школьные») формы и методы образования;
Механизмы контроля за качеством образования;
Подготовка к школе как основная задача образования в дошкольном возрасте
Слайд 27Предмет оценки качества дошкольного образования:
Основная образовательная программа Организации
Оценка качества всегда
связана с поставленными целями
Оценка качества образования носит не формальный, а содержательный характер (соотносится с целям и задачами, поставленным в Стандарте)
Слайд 28Цели современного образования в дошкольном возрасте
Не получение формальных знаний, а
охрана
и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе, их эмоциональное благополучие);
интеллектуальное, личностное, социально-эмоциональное, физическое развитие ребенка;
коррекция нежелательных отклонений в социальном, физическом, психическом развитии детей
ЗУН-ы – важное средство развития детей
Слайд 29Задачи дошкольного образования – два подхода в современном мире
Сориентировано на
развитие
ребенка
Программы,
ориентированные на
ребенка
Сориентировано на нужды системы
ЗУН-овские программы
школьного типа (хотя обычно декларируют развитие)
- программы «присмотра и ухода» (потеря образовательного содержания)
Слайд 30Какие бывают дошкольные образовательные программы?
Кто субъект образовательного процесса?
Ориентированы на учителя (воспитателя)
Ориентированы
на ребенка
Как представлено содержание?
«Конспектные»
«Рамочные»
Слайд 31Дошкольные образовательные программы (в отличие от школьных)
Включают не только процесс обучения,
но определяют всю жизнь ребенка в саду (гораздо больший объем в логическом смысле);
В центре – взаимодействие педагогов с детьми;
Возможно отсутствие жесткой предметности (проектный, тематический принципы);
Могут быть комплексными и парциальными
В России наиболее распространены около 10 комплексных образовательных программ
Слайд 32Оценка качества дошкольного образования - программа
Важно оценить цели, которые ставит программа
– не декларирует, а реально преследует (анализ процесса)
Важно оценить психолого-педагогические условия, в которых эти цели достигаются (условия должны соответствовать возрасту)
Образовательный результат задается как ориентир развития
Дети не являются объектом формализованной проверки
Слайд 33Психолого-педагогические условия
Возможность выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей и их
родителей) образовательных программ, педагогических технологий, материалов и средств деятельности
Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.
Полноценное общение ребенка со сверстниками, старшими и младшими детьми.
Развивающие педагогические технологии, ориентированные на специфику возраста.
Предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка - организованная в зависимости от возрастной специфики его развития.
Слайд 34Взаимодействие педагога с ребенком – центральный процесс в образовании детей дошкольного
возраста
В процессе этого взаимодействия у ребенка
Происходит развитие способов (средств) действия
Развивается познавательная мотивация и увлеченность
Развиваются и транслируются культурные нормы – в том числе, нормы взаимодействия с другими людьми
Педагог подбирает средства развития (методы, формы, материал), тем самым
Возникают (не возникают) индивидуальные образовательные траектории
Необходимо оценивать тип взаимодействия взрослых с детьми как основное условие образования в дошкольном возрасте
Слайд 35Критерии оценки образовательной программы с точки зрения качества
Ориентация на ребенка /
ориентация на учителя
Рамочный или предписывающий характер
Ориентация на психологический / паспортный возраст ребенка
Направленность на индивидуализацию образования
Ориентация на жесткую предметность содержания/ ориентация на интегрированное содержание
Степень проработанности методических рекомендаций по разным направлениям развития
Степень проработанности рекомендаций по организации взаимодействия взрослых с детьми
Особенности планирования
Возможность выбора ребенком собственной активности, материалов, партнеров по занятиям
Преобладающие методы обучения детей
Список открыт!
Слайд 36В 5-и сферах (образовательных областях)
познавательное развитие
речевое развитие
социально-коммуникативное развитие,
художественно-эстетическое развитие
физическое
развитие
Слайд 37Образовательные области не означают требований к членению содержания
Содержание в дошкольном возрасте
часто носит интегральный («сквозной», межпредметный) характер
Конкретное воплощение содержания зависит от разных ситуаций (тип программы, развивающие задачи, особенности детей в группе и т.п.)
Слайд 38Предметные области:
Покрывают все сферы развития ребенка в дошкольном возрасте
Обеспечивают целостное развитие
личности
Создают основу для согласованного понимания требования «комплексности»,(обязательная часть Программы; примерные программы)
Слайд 39Международный опыт оценки качества дошкольного образования: подходы
Оценка образовательной
среды
(включая оценку действий
взрослых – педагогов, администрации)
требует высокого уровня
компетентности всех
субъектов образовательного
процесса: инспекторов,
педагогов, родителей;
требует договора о целях ДО
Оценка образовательных результатов
(включая оценку разных видов детской активности)
высокий риск «свалиться» в
ЗУН-овскую парадигму ДО;
высокий риск постоянного
тестирования детей
(ЕГЭ для шестилеток)
Слайд 40Оценка развития детей дошкольного возраста (включая оценку разных видов детской активности)
Исследовательский
контекст
мониторинги развития
исследовательские программы (при соблюдении всех условий информирования заинтересованных субъектов)
Слайд 41Профессиональный контекст
Цели образования в дошкольном возрасте – развитие ребенка в
условиях эмоционального благополучия
Обратная связь от ребенка педагогу – основа планирования в образовательном процессе
Оценка развития педагогами нацелена на помощь ребенку
Исходит из личности каждого ребенка (сравнивает ребенка только с самим собой)
Осуществляется в привычной для ребенка обстановке
Складывается из множества частных оценок
Слайд 42Проекты в ХМАО (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)
Региональная программа дошкольного
образования, ориентированная на ребенка (Югорский трамплин
Система оценки качества дошкольного образования (оценка психолого-педагогических условий)