Слайд 1Педагогические технологии в медицине
Слайд 2Образование- процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умений и
навыков,
а также способами мышления, необходимыми для полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций.
Слайд 5
Педагогический процесс специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников,
обеспечивающее решение развивающих и образовательных задач.
Слайд 6 Педагогика нуждается в новых методах, средствах, соответствующих требованиям современности. Слово «метод»
почти исчезло из работ по педагогике, его место больше занимает понятие «технология».
Слайд 7Технология (от греческих «techne» - искусство, мастерство, умение; «loqos» - слово,
понятие, учение) является совокупностью процессов, методов, правил, средств приемов, применяемых при изготовлении какого-либо продукта в сфере производственной деятельности.
Слайд 8
Понятие «педагогическая технология» представляется тремя аспектами:
- научным – то есть рассмотрением
ее как части педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и проектирующей педагогические процессы;
- процессуально-описательным – совокупностью целей, содержания и методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
- процессуально-действенным – осуществлением технологического процесса, функционированием всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Слайд 9«Педагогическая технология» употребляется в иерархически соподчиненных уровнях:
- общепедагогическом (общедидактическом), характеризуясь при
этом как целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной степени обучения. В данном случае педагогическая технология синонимична педагогической системе, она включает в себя совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса;
- частно-методическом (предметном)
– как совокупность методов и средств реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета.
Слайд 10
В структуру педагогической технологии входят:
концептуальная основа;
содержательная часть обучения:
- цели обучения –
общие и конкретные;
- содержание учебного материала;
процессуальная часть – технологический процесс:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности;
- методы и формы работы преподавателя;
- деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса
Слайд 11Источники и составные элементы
педагогической технологии:
социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
науки
- педагогическая, психологическая, общественные;
передовой педагогический опыт;
опыт прошлого, отечественный и зарубежный;
народная педагогика (этнопедагогика)
Слайд 12
К видам педагогических (дидактических)
технологий относятся:
- трансформирование знаний, умений, навыков, ориентированное
на их передачу;
- поэтапное формирование умственных действий, включающее в себя актуализацию мотивации и осознание схемы ориентировочной основы деятельности; выполнение действия во внешней форме (материализованной), т.е. с помощью чертежей, моделей схем.
- коллективное взаимообучение, при котором подготовка учебного материала заключается в отборе учебных текстов, дополнительной и справочной литературы по теме, разделения учебного содержания материала на единицы усвоения (абзацы), проводится разработка целевых заданий.
Слайд 13Продолжение слайда
- полное усвоение, предполагающее для всех обучающихся фиксированный уровень
овладения знаниями, умениями, навыками, но с переменными параметрами: временем, методами, формами, условиями труда;
- разноуровневое обучение, позволяющее включить каждого обучающегося в деятельность, которая соответствует зоне его развития. Это уровневая дифференциация, организованная путем деления потоков на группы, относительно гомогенные по составу, каждая из которых овладевает учебным материалом на базовом и вариативном уровнях;
- адаптивное обучение, являющееся разновидностью технологии разноуровневого обучения;
- программированное обучение, представляющее собой технологию самостоятельного обучения по разработанной программе с помощью специальных средств и аппаратуры;
Слайд 14Продолжение слайда
- проблемное обучение, связанное с интенсификацией традиционного обучения и предполагающее
поиск резервов творческого мышления и самостоятельной познавательной деятельности;
- модульное обучение, основанное на парадигме: преподаватель должен осуществлять управление учением, мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать, а обучающийся – учиться сам;
- гарантированное обучение, построенное на доверии к педагогическому профессионализму, гарантированности образовательной подготовки, проектированию учебного процесса;
- индивидуализация обучения предполагает создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы обучающимся максимальный психологический комфорт.
Слайд 15 В настоящее время технологии обучения рассматриваются как один из видов человековедческих
технологий и базируются на теориях социальной психологии, управления и менеджмента.
Слайд 17 Медицинская технология представляет собой органический элемент общей теории технологии, которая, в
свою очередь, является частью общей теории систем.
Медицинская технология относится к системным направлениям в науке и управлении – междисциплинарному направлению в медицине.
Слайд 18Основные принципы медицинских технологий:
объективность создания и совершенствования медицинской технологии базируется только
на данных, полученных научными методами;
целесообразность и наличие целеобразующего критерия заключаются в том, что любая медицинская технология должна иметь конкретную цель, критерии оценки ее достижения;
Слайд 19Медицинская технология рассматривается как система «технологический процесс - человек»;
Внедрение медицинской технологии
должно привести к качественным изменениям всей системы вылечивания пациента;
Открытость предполагает, что в любую медицинскую технологию можно внести уточнения и дополнения;
Адаптивность заключается в том, что любая медицинская технология должна иметь возможность использования ее в конкретных условиях, если это не противоречит ее сущности;
Технологический процесс должен являться стержнем образования и функционирования производственного процесса. В клинической медицине – это собственно процесс лечения пациента.
Основные принципы медицинских технологий:
Слайд 20Медицинские технологии можно сгруппировать в соответствии с их медицинскими целями:
Слайд 21Медицинские цели:
Профилактика предназначена для защиты от болезней путем предупреждения их возникновения,
снижения риска заболевания, для борьбы с их распространением и последствиями;
Скрининг нацелен на выявление болезней, а также факторов риска при отсутствии признаков заболевания;
Лечение направлено на улучшение или сохранение клинического состояния больного, предупреждение прогрессирования заболевания или достижение временного облегчения;
Реабилитация предназначена для восстановления, улучшения физического, умственного состояния и благополучия больного.
Слайд 22 Педагогическое мастерство – это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий
высокую эффективность педагогического процесса.
Слайд 23 Эффективность педагогической деятельности преподавателя медицинского ВУЗа зависит не столько
от знаний и навыков, сколько от способности использовать педагогическую информацию различными способами и в быстром темпе.
Слайд 24 Преподаватель медицинского ВУЗа как ученый, педагог, специалист в определенной
области знания в ходе учебно-воспитательной работы, предварительной практики демонстрирует свое творческое отношение к профессиональной деятельности.
Слайд 25 Понимание творческой природы педагогической деятельности создает у преподавателя установку
на создание и внедрение в педагогический процесс творческого отношения к профессиональной деятельности.
Слайд 26 Одним из принципов формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы
считается
принцип целеполагающего включения преподавателя в инновационную деятельность.
Слайд 27 Потребность в инновационной направленности педагогической деятельности преподавателя ВУЗа в
современных условиях развития образования и культуры вызвана двумя основными факторами:
- необходимостью обновления системы образования, методологии и технологии организации учебного процесса в медицинском ВУЗе;
- изменением отношения преподавателей медицинских ВУЗов к факту освоения и применения педагогических навыков.
Слайд 28 Однако, ученые-педагоги отмечают, что перспективные педагогические инновации (деловые игры,
модульное обучение, интегрированные занятия и др.) применяются преподавателями медицинских ВУЗов в процессе обучающей деятельности
недостаточно активно.
Слайд 29ПРЕДЛАГАЕМАЯ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М.,2002
Попков В.А., Коржуев
А.В. Дидактика высшей школы. – М.,2004
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003
Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.,2002
Слайд 30Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – М.,2000
Новик
А.А. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. – СПб., 2002
Коваленко С.Н., Сологуб Т.В., Романцев М.Г. Оценка качества жизни больных инфекционного стационара. – М.,2005