Слайд 2
techne - искусство, мастерство
и
logos - наука, закон.
Дословно
«технология» – наука о мастерстве
Слово «технология» происходит
от греческих
Слайд 3Определение понятия
«педагогическая технология»
Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
(И.П. Волков)
Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. (Г.К. Селевко)
Педагогическая технология – организация педагогического процесса в соответствии с конкретной теоретической парадигмой. Организация педагогического процесса – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса. (Т.А. Стефановская)
Слайд 4Основные идеи технологии:
технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и обучающихся на договорной
основе с учетом принципов индивидуализации
и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
элементы педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем и должны гарантировать достижение планируемых результатов (гос. стандарта) всеми школьниками;
педагогическая технология диагностируема: содержит критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности (В.В. Пикан).
Слайд 5Критерии
образовательных технологий:
концептуальность;
системность;
управляемость (мониторинг);
эффективность;
воспроизводимость;
Слайд 7Анкета
“Положительное внимание к своей работе или общении с детьми”
(отвечайте “ДА” или
“НЕТ”)
Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю. ____.
Когда ребенок “мямлит”, мне очень хочется его слегка одернуть. ___.
Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться. _____
Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего его знания, а не эмоции.____
Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо. _____
Когда учащиеся несут околесицу, я пытаюсь поставить их на “место”____
Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса._____
Слайд 8Инновационные технологии
«Инноватика –
это не просто новшества, некоторая новизна,
а достижение
принципиально новых качеств с введением системообразующих элементов, обеспечивающих новизну системе» (П.С. Лернер
Слайд 9
Инновационные технологии -
алгоритм последовательных действий, в системе вытекающих
одно из другого, направленных на получение положительного конечного результата;
альтернативные технологии,
связанные с изменением
организационных форм учебного процесса.
Слайд 10Инновационные технологии предполагают:
повышение уровня мотивации к учебному труду;
формирование высокого уровня развития
обучающихся на основе включения их в постоянно усложняющуюся деятельность
при активной поддержке учителя;
постоянное повторение, систематизация знаний, проговаривание вместе с учителем;
ведущая роль - формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику;
Слайд 11Системные
Интегративно-интенсивное обучение;
Обучение в триедином образовательном пространстве;
Обучение в эколого-информационном педагогическом пространстве
урока;
Проблемно-модульное обучение;
Студийное обучение;
«Сквозное» обучение;
Обучение по индивидуальным траекториям образовательного маршрута;
ТРИЗ -теория решения изобретательских задач;
ТОГИС - технология обучения в глобальном информационном сообществе.
Слайд 12Модульные
Развитие критического мышления
Ситуационное обучение (кейс-стади)
Дебаты
Down-Top-Teaching
Педагогические взаимодействия
Игровые технологии
«Мастерская»
Слайд 13Кейс-технология
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от англ. case - случай,
ситуация), -это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).
Непосредственная цель метода - совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Слайд 14Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:
знакомство с ситуацией, ее особенностями.
выделение
основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.
предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
анализ последствий принятия того или иного решения.
решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.
Слайд 15Триз-технология
Это технология решения творческих задач — задач, не имеющих четких механизмов решения.
В
ХХ веке метод «проб и ошибок» заменили «мозговой штурм», "метод контрольных вопросов".
Слайд 16Алгоритм решения творческих задач
Определите тип задачи: изобретательская или исследовательская (легче решать
изобретательскую задачу)
Сформулируйте к задаче Противоречие, Идеальный конечный результат
Выявите Ресурсы (что может быть полезно при решении Вашей задачи)
Примените приемы и принципы решения задач
Проанализируйте решения
Слайд 17ТОГИС-технология (и технология WEB-квеста)
Бесспорное преимущество ТОГИСа в том, что она вырабатывает
у старшеклассников навыки исследования, организации эффективного поиска необходимой информации с использованием современных мультимедийных средств. Эта технология учит ребят работать в малых группах, коллективно готовить сообщение по исследуемой проблеме, анализировать свои успехи и неудачи.
Слайд 18Функции учителя в ТОГИС - это постановка целей и планирование результатов,
организация самостоятельной деятельности учащихся, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия их предполагавшимся результатам. Преобладающие методы обучения в этой технологии – проблемный и проектный.
Слайд 19Дальтон-план
Цели Дальтон-технологии:
обеспечить индивидуализированное развитие ученика;
обеспечить развитие его социального опыта за счёт
овладения навыками сотрудничества, ответсвенности в учебно-познавательной деятельности.
Дальтон-план — это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанном на трёх принципах:
свобода, самостоятельность, сотрудничество.
Слайд 20Формы реализации Дальтон-плана
Классное учебное занятие(лекция)
Коллективный урок (проблемный урок)
Лабораторное занятие (практическое занятие)
Конференция
(подведение итогов)
Слайд 21Современные педагогические технологии должны быть основаны на личностно-деятельностном и компетентностном подходах
в образовании
Слайд 22Успешность
современного педагога:
способность управлять собой;
разумные личные ценности;
четкие личные цели;
постоянный личностный рост;
умение
решать проблемы;
изобретательность и способность к инновационному творчеству.
Слайд 23Литература
Образовательные технологии в целостном образовательном процессе./Стефановская Т.А.
Технологии развивающего образования./Селевко Г.К.
Педагогическая технология./Щуркова
Н.Е.
Технология проектной деятельности./ Стефановская Т.А.
Технология развития критического мышления./Материал для учителей нач. классов.
Игровые технологии./Гущина Т.Н.