Павел Николаевич Филонов презентация

Содержание

Автопортрет, 1910* (*или 1921, по Википедии)

Слайд 1Павел Николаевич Филонов
(8 января 1883, Москва —
3 декабря 1941, Ленинград)


Слайд 2Автопортрет, 1910* (*или 1921, по Википедии)


Слайд 3
Павел Николаевич Филонов (8 января 1883, Москва — 3 декабря

1941, Ленинград) — русский, советский художник, основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства — уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века.

Слайд 4Биография
Родился в Москве 27 декабря 1882 по ст. стилю, т. е.

8 января 1883 — по новому. Родители Филонова, как он сам пишет, — «мещане г. Рязани»; мать была прачкой, отец — кучером, а позже — извозчиком.

Слайд 5
Рано начал рисовать. До одиннадцати лет он был танцором в

московских театрах. Вышивал, как и его сёстры, полотенца, скатерти. Окончил в Москве начальную школу.
После переезда в Петербург в 1897 году Филонов поступил в живописно-малярные мастерские и по окончании работал «по малярно-живописному делу».

Слайд 6Домик в Москве 1894


Слайд 7
Параллельно, с 1898 года он посещал вечерние рисовальные классы Общества

поощрения художеств, а с 1903 — учился в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1849—1916).

Слайд 8
В 1905 — 07 г.г. Филонов путешествовал по Волге, Кавказу,

посетил Иерусалим.
Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств; в 1908 г. был принят вольнослушателем в школу при Академии художеств, из которой он «добровольно вышел» в 1910 г.


Слайд 9
Филонов покинул Академию в 1910 г. с целью дальнейшего развития

своего стиля.
Уже в его ранних работах чётко прослеживается неприятие идеологии Академии живописи в Петербурге.


Слайд 10Творчество Филонова
Первые значительные произведения Филонова, обычно написанные в смешанной технике на

бумаге (Мужчина и женщина, Пир королей, Восток и Запад, Запад и Восток; все работы – 1912–1913, Русский музей, Петербург), вплотную примыкают к символизму и модерну – с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным интересом к «вечным темам» бытия.

Слайд 11Те, кому нечего терять 1912


Слайд 12Музыканты 1912


Слайд 13Садовник 1912 - 1913


Слайд 14Пир королей 1912


Слайд 15Пир королей 1913


Слайд 16Запад и Восток 1912-1913


Слайд 17
В них вырабатывается самобытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми

ячейками – как прочно «сделанную» вещь. Однако (в отличие от В.Е.Татлина) он пребывает как бы «футуристом-консерватором» и не переходит к дизайну, оставаясь в рамках чистой, искрящейся, пестрой живописности.

Слайд 18Филонов и Хлебников
В начале 1910-х произошло сближение Павла Филонова и Велимира

Хлебникова. Мимолётно, ёмким проблеском Филонова образ его и мироощущение художника — в рассказе В. Хлебникова «Ка» (1915)
Филонов написал портрет поэта (1913; не сохранился) и иллюстрировал его «Изборник» (1914), а в 1915 году опубликовал свою поэму «Пропевень о проросли мировой» с собственными иллюстрациями.
В творчестве Павла Филонова и Велимира Хлебникова наблюдается явное духовное родство и взаимовлияние: как в изобразительных принципах Павла Филонова — и графических опытах Велимира Хлебникова, так и в поэтическом строе, метрике Хлебникова — и особенностях звучания, построения литературного языка Филонова.

Слайд 20
В 1913 разработал декорации на сцене для трагедии Владимира Маяковского

«Владимир Маяковский».
Следующие два года Павел Филонов работал иллюстратором футуристических буклетов, издал свою трансрациональную поэму «Пропевень о проросли мировой»

Слайд 21
Также в это время Павел Николаевич начал разрабатывать художественные теории:

«Идеология аналитического искусства» и «Принципы сделанности».
«Организм картины должен расти, как растет все живое в природе», - принцип аналитического искусства по П.Н. Филонову.


Слайд 22
Однажды, объясняя, что такое аналитическое искусство, Филонов привел пример: нарисовал

угол дома, возле него лошадь с телегой. И пояснил, что за рамками холста — дверь в магазин, из которого выходит женщина с покупками и видит лошадь — на этих словах художник прямо на хвосте первого варианта лошади нарисовал лошадиную голову. Эту же лошадь видят люди из окна дома, воробей, муха, извозчик. Да и сама лошадь что-то видит. Всё это должно быть перенесено на холст!

Слайд 23Извозчики 1915


Слайд 24Рабочие 1915-1916


Слайд 25Крестьянская семья 1914


Слайд 26Портрет А. Ф. Азибера с сыном 1915


Слайд 27Портрет Евдокии Николаевны Глебовой, сестры художника 1915


Слайд 28
В марте 1914 года П. Филонов, А. Кириллова, Д. Н. Какабадзе, Э.

Лассон-Спирова (участница выставки «Союза молодёжи») и Е. Псковитинов выпустили манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Сделанные картины“»
Эта первая печатная декларация аналитического искусства — единственное свидетельство существования общества, где провозглашается реабилитация живописи (в противовес концепции и методу К. Малевича, «живописному анекдоту» В. Татлина) — «сделанных картин и сделанных рисунков»:


Слайд 29
Цель наша — работать картины и рисунки, сделанные со всей

прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке — это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу.
...Относительно живописи мы говорим, что боготворим её, введённую и въевшуюся в картину, и это мы первые открываем новую эру искусства — век сделанных картин и сделанных рисунков, и на нашу родину переносим центр тяжести искусства, на нашу родину, создавшую незабываемо дивные храмы, искусство кустарей и иконы.


Слайд 30
Каждое прикосновение к холсту, по Филонову, — «единица действия», атом — всегда

действует формой и цветом одновременно.
Впоследствии (в «Докладе» 1923 года, и в дальнейшем) П. Филонов развивает тезисы манифеста: «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом».
Филонову важны методы, которыми действует природа, а не её формы. Художник указывает на то, что для него нет принципиальной разницы между формой, которой творят — «крайне правый реалист и левый беспредметник, и все существующие разновидности всех течений


Слайд 31
Осенью 1916 г. мобилизован на войну и направлен на Румынский фронт

рядовым 2-го полка Балтийской морской дивизии.
Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле, председателя ВРК Отдельной Балтийской морской дивизии и т. п.

Слайд 32Война с Германией 1914-1915


Слайд 33
В 1918 г. вернулся в Петроград и в 1919-м принял участие

в Первой государственной свободной выставке произведений искусства.
Выставка проходила в Зимнем дворце, переименованном в Дворец искусств, 13 апреля – 29 июня, и занимала 17 залов второго этажа. Участвовали 359 художников, посетили выставку 40 тысяч человек.
Виктор Шкловский приветствует художника, отмечая «громадный размах, пафос великого мастера». На выставке были представлены работы из цикла «Ввод в мировой расцвет».

Слайд 34Мужчина и женщина 1912-1918


Слайд 35Бегство в Египет 1918


Слайд 36Формула космоса
1918 – 1919


Слайд 37
В 1922 году Филонов прочёл ряд лекций по теории и

«идеологии» аналитического искусства. Конечным результатом была «Декларация „Мирового расцвета“ — наиболее важный документ аналитического искусства.
Филонов настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно.

Слайд 38«Мастера аналитического искусства»
В 1920-е годы Филонов создал и в дальнейшем всеми

силами поддерживал собственную художественную школу — коллектив «мастеров аналитического искусства».
«Мастера аналитического искусства» - одна из крупных школ русского авангарда. Создана Филоновым в 1925 г. Официально признана в 1927 г.

Слайд 39Формула Вселенной 1920 - 1922


Слайд 40Октябрь. Пейзаж. Формула 1921


Слайд 41Восток и Запад 1925


Слайд 42Автопортрет 1925


Слайд 43
В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников.

Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» (Петербург, 1914 г.), в «Декларации Мирового Расцвета» («Жизнь искусства», 1923 г.) и в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». Официально МАИ существовала до весны 1932 г., но занятия в мастерской Павла Филонова продолжались вплоть до его смерти в 1941 г.


Слайд 44Нарвские ворота 1929


Слайд 45Формула весны 1928-1929


Слайд 46Французский рабочий

1928

Слайд 47
В 1932 году группа МАИ под художественным руководством П. Н. Филонова иллюстрировала

финский эпос «Калевала» издательства «Academia». Работа велась строго по принципу аналитического метода П. Н. Филонова.
Над оформлением книги работали: Т. Глебова, А. Порет, Е. Борцова, К. Вахрамеев, С. Закликовская, Павел Зальцман, Н. Иванова, Э. Лесов, М. Макаров, Н. Соболева, Л. Тагрина, М. Цыбасов.

Слайд 48
Из-за продолжавшейся резкой критики и нападок в адрес Филонова, его

выставка, планируемая на 1929-1930г. в Русском музее не состоялась.
В 1929 г. Русский музей собирался сделать персональную выставку П. Филонова. Работы художника провисели на стенах музея целый год; был дважды подготовлен каталог; шла важная полемика в прессе и дискуссии во время закрытых просмотров. Выставка, однако, не открылась, несмотря на поддержку Филонова И. И. Бродским, крупнейшим официальным портретистом.
В 1932—1933 гг. Филонов принимает участие в выставках «Художники РСФСР за 15 лет», после этого времени практически не выставляется.


Слайд 49Колхозник 1931


Слайд 50ГОЭЛРО 1931


Слайд 51
В 1930 - е годы Филонова называют «неадекватным врагом рабочего

класса». Официальная критика обвиняет художника в ненависти к городу. Художник пишет несколько реалистических картин: «Рабочие рекордсмены на фабрике Красная заря» (1931), «Тракторный цех на Путиловском заводе» (1931) и др.


Слайд 52Ударницы на фабрике «Красная заря» 1931


Слайд 53Ударники
1935


Слайд 54Первая симфония Шостаковича 1935


Слайд 55
Несмотря на преданность коммунистической партии и искреннюю революционно-пролетарскую позицию Филонова,

его художественная позиция приходит в резкое противоречие с доктриной социалистического реализма и становится опасной социальной утопией.
Постепенно вокруг художника воздвигается стена изоляции и отвержения. Обвинения Филонова в формализме принимали характер откровенной травли, вплоть до призывов к физическому уничтожению «классового врага.
До конца жизни художника его деятельность в искусстве считалась враждебной советскому строю «филоновщиной».

Слайд 56Портрет Сталина
1936


Слайд 57
Павел Филонов умер от пневмонии во время блокады Ленинграда в

декабре 1941г.
Когда началась война, основной заботой Филонова было сохранение своих работ, хранившихся в мастерской на чердаке. Он постоянно по ночам дежурил на крыше. Ленинград-то бомбили, в том числе - и зажигательными бомбами. В этой заботе о своем наследии не было ничего похожего на обычное беспокойство художника о сохранности своих картинок. Это было, скорее, стремление спасти некий корпус необходимых человечеству знаний, каких-то важных свидетельств об ином. Художническими амбициями в традиционном для авангардизма виде Филонов никогда не обладал, типа - это я первый придумал и сделал. Он, скорее, был в своих глазах ученым, который открыл объективные законы и описал неведомую реальность. Короче, там, на крыше он и простудился. А через несколько дней умер от пневмонии. Блокада же шла вовсю, слабые все были.

Слайд 58Лики одна из последних работ художника 1940


Слайд 59Лица 1940


Слайд 60
Первая послевоенная персональная выставка работ П. Н. Филонова открылась 18 августа 1967 г.

в Новосибирске, в Картинной галерее Сибирского отделения АН СССР.


Слайд 61
Мечтая о создании музея аналитического искусства, художник принципиально (за очень

редким исключением) не продавал своих работ. Практически полностью его наследие (около 300 живописных и графических работ) было сохранено и передано в Русский музей сестрой художника Е. Н. Глебовой. В настоящее время в постоянной экспозиции ГРМ представлены лишь некоторые работы Филонова. Идея создания музея аналитического искусства так и не была реализована.

Слайд 62
С постулатом «художник должен быть голодным» в любые времена соглашались отнюдь не все.

Самый загадочный представитель русского авангардизма, основатель аналитического искусства Павел Филонов — соглашался.
Он принципиально не брал денег с учеников, не продавал свои картины, его называли «помешанным врагом рабочего класса», а сам он считал себя коммунистом.
Цель свою Филонов видел в том, «чтобы человечество вошло в будущее не таким кретином, каким является ныне». Не факт, что у человечества это получилось, но Филонов старался, как мог.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика