Слайд 1Отчет
о результатах исследований по II этапу
Государственного контракта № 563
от
17 мая 2010 г.
«Церковно-школьное образование в России:
XIX – начало XX вв.»
в рамках мероприятия 1.2.2 «Проведение научных исследований научными группами под руководством кандидатов наук»
федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы
Слайд 2Объекты исследования
на II этапе
многоступенчатая система духовного образования и ее высшее,
среднее и низшее звено;
духовное образование в целом как фактор, игравший значимую роль в народном просвещении в России в XIX-начале XX вв.
Слайд 3Цель
II этапа исследования
изучение структурных элементов (типов учебных заведений) системы
духовного образования (академий, семинарий, уездных и приходских училищ, женских епархиальных училищ), процесс их возникновения и функционирования;
исследование роли духовного образования в народном просвещении и православной нравственности.
Слайд 4Задачи
II этапа исследования
- выявить, изучить и обработать разнообразные по типу
источники, прежде всего, архивные по системе духовного образования в России;
- изучить структуру духовного образования в России;
- выделить в структуре духовного образования высшее, среднее и низшее звено;
- выявить элементы (типы учебных заведений), образующих каждое звено системы духовного образования;
- изучить процесс возникновения и функционирования духовных академий в России;
- изучить процесс возникновения и функционирования духовных семинарий в России;
-изучить процесс возникновения и функционирования духовных уездных и приходских училищ в России;
-изучить процесс возникновения и функционирования духовных женских епархиальных училищ в России;
- определить специфику каждого типа духовных учебных заведений;
- определить сущностные черты системы духовного образования в Российской империи;
- изучить и проследить роль духовного образования и духовенства в народном образовании и православной нравственности.
Слайд 5Основа источниковой базы исследования
1) законодательные и нормативно-правовые акты;
2) делопроизводственные материалы;
3)
периодическая печать;
4) источники личного происхождения;
5) справочная литература.
Слайд 6Методология
исследования
общенаучные методы (исторический, логический, восхождение от конкретного к абстрактному и наоборот);
специальные
методы (историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный, историко-типологический).
Слайд 7Результаты
научно-поисковой работы
позволили в комплексе описать систему духовного образования, определив сущностные
черты каждой ступени по следующим параметрам:
- учебно-воспитательная часть;
- материальное обеспечение;
- система управления.
Слайд 8Результаты
научно-поисковой работы
Выявлены и обоснованы (с опорой на статистические сведения) на
протяжении нескольких веков:
взаимосвязь духовного образования и народного просвещения;
ведущая роль духовенства в просвещении народа.
Слайд 9«Церковно-школьное образование в России:
XIX – начало XX вв.»
II этап исследования
Степень
внедрения – полученные научные результаты используются в системе высшего образования в читаемых курсах по специальностям «История», «Культурология», «Религиоведение».
Рекомендации по внедрению – можно использовать для разработки специальных исторических, религиоведческих и культурологических курсов
Область применения результатов научно-поисковой деятельности – в системе общего, высшего и поствузовского образования.
Слайд 10Результаты теоретических исследований II этапа
Описание системы духовного образования
Система духовного образования,
состоявшая из четырех ступеней, оформилась в начале XIX века в правление Александра I.
Регламентирующий документ, определивший сущностные черты жизнедеятельности образовательной системы ведомства православного исповедания: «Доклад об усовершенствовании духовных училищ: о начертании правил для образования сих училищ и составлении капитала на содержание духовенства, с приложением штатов духовных академий, семинарий, уездных и приходских училищ» от 26 июня 1808 г. (издан в 1809 г.).
Нормативный документ для конкретного типа духовно-учебного заведения - Устав.
Слайд 11Первая ступень:
духовные академии
Киевская (одно из самых старейших высших учебных заведения
ведомства православного исповедания , 30-х гг. XVII в, офиц. статус академии с 1701 г.);
Московская (начало от Слявяно-греко-латинской академии 1685 г., офиц. статус академии с 1721 г.);
Санкт-Петербургская (истоки от Славянской школы при Александро-Невском монастыре 1721 г., офиц. статус академии в 1797 г.);
Казанская (начало вела от духовной семинарии 1723 г., в 1797 г. получает статус академии, но в 1818 г. закрыта С 1842 г. ).
Слайд 12духовные академии
Православные духовные академии давали высшее богословское образование.
Перечень изучаемых предметов
(по Уставу 1808-1814 гг. ):
богословские
Общеобразовательные.
Нацелен на подготовку «ученого» служителя церкви.
Слайд 13духовные академии
Устав духовных академий 1869 г. сделал упор на развитие «высшего
богословского образования, в духе православия, для просвещенного служения церкви» и подготовку «преподавателей для духовно-учебных заведений».
Учреждается три отделения в Академии:
- богословское
- церковно-историческое
- церковно-практическое.
Слайд 14духовные академии
Устав 1884 г., напротив, «ставил целью не столько научное образование
будущего духовенства и учителей Русской Церкви, сколько подготовку политически и конфессионально благонадежного церковно-административного персонала».
Обязательными для изучения стали богословские и философские предметы.
Другие предметы были разделены на две «параллельные группы» на выбор студента.
Слайд 15духовные академии
Устав 1910 г. в определении целей академического образования делал акцент
на православно-богословскую составляющую в высшем образовании, подчеркивая «приготовление христианско-просвещенных деятелей для служения св. православной Церкви, прежде всего в области церковно-пастырской, а затем и на других поприщах церковной деятельности».
При сохранении разделении предметов на 2 группы (обязательные и выборочные), были внесены некоторые изменения в их составе.
Слайд 16Вторая ступень:
духовные семинарии
Духовные семинарии давали среднее образование и готовили основную массу
священнослужителей Российской империи, а также воспитанников для духовных академий.
Программа шестилетнего курса состояла из словесных, исторических, математических, философских, богословских, языковых наук.
Слайд 17Третья ступень:
уездные духовные училища
Первоначально уездные училища с четырехгодичным курсом обучения предназначались
для начального духовного образования и рассматривались как подготовительные к духовным семинариям.
Уездные училища были сословные учебные заведения для бесплатного обучения детей провинциальных церковнослужителей.
Слайд 18Четвертая ступень:
приходские духовные училища
Приходские училища с двухлетним курсом открывались с целью
распространения однообразного общего начального обучения на местах.
В первом классе учащиеся осваивали «чтение на российском и славянском языках», «чистописанию по печатным Российским прописям», нотному пению. Во втором классе – четыре правила арифметики, «первые начала Российской грамматики», сокращенный катехизис.
Доступ в приходские училища был открыт для всех сословий.
Слайд 19Шуйское духовное училище Владимирской губернии
Открытие Шуйского духовного училища состоялось
24 сентября 1816 года при участии Владимирского архиерея Ксенофонта и инспектора Владимирской духовной семинарии архимандрита Иосифа.
И.А.Субботин (1790-1860), новоназначенный инспектор, в своей речи так определил основную задачу училища - «образовать ум и сердце юношей, расширить их рассудок, исправить желания, сообщить познание добра и вкуса к изящному...».
Слайд 20Шуйское духовное училище Владимирской губернии
До 1868-69 гг. все ученики
принадлежали к духовному сословию. Затем по новому уставу в духовное училище могли поступать дети из других сословий, но с платой за обучение.
До 60-х гг. XIX в. ученики были разновозрастными: их возраст колебался от 14 до 22 лет. После реформы 1868-69 гг. стали принимать только 9-10 летних детей.
Слайд 21Шуйское духовное училище Владимирской губернии
Программа обучения на протяжении ста
лет неоднократно менялась, хотя ее основу составляли, как и на других ступенях духовного просвещения, богословские и общеобразовательные предметы.
Все предметы были разделены (по числу наставников) на 5 разрядов.
Реформа духовно-учебных заведений 60-х гг. XIX внесла изменения в учебный процесс. Духовные училища были преобразованы в четырехклассные с дополнительным подготовительным классом.
Слайд 22Шуйское духовное училище Владимирской губернии
Прочные знания обеспечивались, с одной
стороны, уровнем преподавания, а с другой, - традиционно строгим распорядком будничного и праздничного для учащихся.
Училище располагало богатой библиотекой, была своя больница.
За 100 лет из стен Шуйского духовного училища вышли многие известные светские и духовные лица: деятели культуры, медицины, образования.
Слайд 23Шуйское духовное училище Владимирской губернии
До 1869 г. училище управлялось
двумя должностными лицами: смотрителем и инспектором. С 1869 г. училище имело коллегиальное руководство, в которое входили: смотритель, его помощник, один из учителей и два представителя от духовенства.
Жизнь училища, его связь с культурной и нравственной атмосферой города невозможно представить без целенаправленной благотворительности и поддержки со стороны шуйского общества. Существовала должность почетного блюстителя по хозяйственной части: он брал на себя значительную часть расходов по содержанию училища.
Слайд 24Шуйское духовное училище Владимирской губернии
К началу XX века Шуйское
духовное училище стало одним из лучших учебных заведений Владимирской епархии.
Октябрьский переворот и декреты Советской Власти об отделении церкви от государства и школы от церкви подвели черту под столетней историей духовных заведений: 3 июня 1918 г. постановлением СНК РСФСР училище было закрыто.
Слайд 25женские епархиальные училища
Предназначены для обучения дочерей духовенства.
В 1868 г. для
женских епархиальных училищ был определен Устав, базировавшийся на Уставе Царскосельского училища девиц духовного звания.
В 1907 г. официально при женских епархиальных училищах был введен VII дополнительный педагогический класс. К к.XIX в. женские епархиальные училища были основными «поставщиками» педагогических кадров для начальной школы.
Слайд 26Управленческая структура образовательной системы ведомства православного исповедания
Все епархии России были
разделены на 4 учебных округа, во главе каждого – духовная академия.
Для управления учебным округом при академиях создавались «конференции» из местных ученых и духовных лиц.
Центральный орган управления всей системой духовных заведений - Комиссия духовных училищ при Св. Синоде.
Во второй половине XIX в. происходит реорганизация в системе управления духовными заведениями: в управление учебных заведений вводилось коллегиальное начало.
Слайд 27Результаты теоретических исследований II этапа Взаимосвязь духовного образования и народного просвещения
На протяжении многих веков народное образование в Российском государстве находилось в руках духовенства.
Проектируя государственную систему образования, верховная власть обозначила церковь в качестве возможного партнера в организации сети начальных учебных заведений.
До середины 60-х гг. XIX в. в Российской империи наблюдался рост школ, открытых духовенством, и численность учащихся в них.
Слайд 28Численность церковных школ
в России
(30-60-е гг. XIX в.)
Слайд 29Численность церковных школ
в России
(60-80-е гг. XIX в.)
Слайд 30Взаимосвязь духовного образования и народного просвещения
С 80-х гг. XIX в. начался
самый значимый период Русской православной церкви в образовательной политике государства. С назначением К.П. Победоносцева обер-прокурором в 1880г. духовное ведомство получило государственную поддержку в деле распространения грамотности среди населения.
Слайд 31Взаимосвязь духовного образования и народного просвещения
За два десятилетия церковью было создана
собственная школьная система, состоявшая из разных типов начальных и учительских школ:
1884 г. – одноклассные и двухклассные церковно-приходские,;
1891 г. – школы грамоты;
1896 г. – учительские второклассные;
1902 г. (первая с 1887 г.) – церковно-учительские.
Слайд 32Взаимосвязь духовного образования и народного просвещения
Слайд 33Взаимосвязь духовного образования и народного просвещения
Школы ведомства православного исповедания имели не
только обучающую функцию – «сообщать первоначальные полезные знания», но и воспитательную – «утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской».
Просвещение населения - детей и взрослых - осуществлялось и через устройство народных чтений.
Церковные школы, имевшие библиотеки, где находилась не только учебная, но и внеклассная литература, также являлись культурно-просветительским центром для населения.
Слайд 34Проблемный семинар
«Церковно-школьное образование в России:
XIX- начало XX вв.
Автор: кандидат
исторических наук, доцент Красницкая Татьяна Александровна
Цель – дать комплексное представление о становлении, развитии и функционировании церковно-школьной образовательной системы в России в дореволюционный период.
Категория слушателей: студенты, аспиранты, молодые исследователи, профессорско-преподавательский состав вуза, учителя школ
Срок обучения: 32 часа
Форма обучения: очная
Режим занятий: согласно учебному расписанию
Форма контроля: зачет
Слайд 35УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН проблемного семинара
Слайд 36Прогнозные предложения о развитии объекта исследования
предполагается дальнейшая разработка других аспектов церковно-школьного
образования в России в дореволюционный период;
будет реализовываться возможность использования полученных данных в практике высшей школы и в системе общего образования.
Слайд 37Публикация результатов исследования в печати
Грига Т.Ю. Источники изучения церковно-школьного образования
в России // Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области: Материалы межвузовской научной конференции (VI областной фестиваль «Молодая наука – развитию Ивановской области (28 апреля 2010 г.). – Иваново-Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010 . – С. 124-126.
2. Гладкова В.А. Просветительская деятельность библиотеки благородного собрания в уездном городе Шуе в конце XIX-начале XX в. // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых: Сборник трудов III межвузовской научной конференции. – Москва-Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. – С. 252-253.
3. Красницкая Т.А. Церковно-школьное образование в Шуйском уезде Владимирской губернии. XIX-начало XX вв./ Т.А. Красницкая. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. –246 с.
4. Красницкая Т.А. Становление церковно-школьного образования в Шуйском уезде Владимирской губернии в XIX-начале XX вв. // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых: Сборник трудов III межвузовской научной конференции. – Москва-Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. – С. 255-258.
5. Монякова О.А. Роль церковно-приходских школ в формировании культурно-образовательного пространства российской провинции (1861-1917 гг.) // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: международный сборник научных трудов / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск XLVII. – Воронеж: ВГПУ, 2010. –С. 190-202.
6. Монякова О.А. Сравнительный образ «учащего» церковно-приходской и земской школ конца XIX (по данным земской статистики) // РЕЛИГИИ РОССИИ: проблемы социального служения: сборник материалов конференции. – Нижний Новгород, 2010. – С. 101-109.
7. Монякова О.А. Первая межрегиональная научно-практическая конференция «Афанасьевские чтения» в г. Коврове // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. – 2010. – Вып. II: 1(34). – С. 145-148.
Слайд 39Участие в конференциях
Результаты исследований II этапа были апробированы на научных
конференциях:
международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание и развитие: традиции и современность» (г. Иваново, 16 сентября 2010 г.);
межрегиональная научно-практическая конференция «Борисовские чтения» (г. Шуя, 17 сентября 2010 г.);
вторая международная научно-практическая конференция «Религии России: проблемы социального служения» (г. Нижний Новгород, 6-10 октября 2010 г.);
межрегиональная научно-практическая конференция «Провинциальный анекдот: Чтения по региональной казуальной истории» (г. Шуя, 29 октября 2010 г.).
Слайд 40Осуществлено активное сотрудничество с культурно-просветительскими центрами:
Ковровский историко-мемориальный музей (г.Ковров Владимирской
области);
литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта (г.Шуя Ивановской области);
Костромской объединенный историко-архитектурный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь» (г.Кострома);
Государственные архивы Ивановской, Владимирской и Костромской областей;
текущий архив Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии (г.Иваново);
Библиотека Московской духовной академии и семинарии (г. Сергиев Посад).
Слайд 41«Церковно-школьное образование в России:
XIX – начало XX вв.»
Благодарим за внимание!