Организация сопровождения детей. Поддержание оптимальной адаптированности ребенка в образовательной среде презентация

Содержание

СОПРОВОЖДЕНИЕ по Семаго М.М. ПОСТОЯННОЕ ПОДДЕРЖАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ по Битяновой М.Р. Система проф.деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения

Слайд 1ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В С(К)ОУ


Слайд 2СОПРОВОЖДЕНИЕ
по Семаго М.М.
ПОСТОЯННОЕ ПОДДЕРЖАНИЕ
ОПТИМАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ РЕБЕНКА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ


по Битяновой М.Р.

Система проф.деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия

по Казаковой Е.И.

Процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого с целью оказания помощи ему в принятии решения в ситуации жизненного выбора


Слайд 3Содержание процесса сопровождения С(К)ОУ
Рассматривает понятия
Поддержании оптимальной активности ребенка
Организации оптимальных образовательных воздействий

при учете индивидуальных возможностей ребенка

Ограниченные возможности адаптации
Взаимоадаптация образовательной среды и ребенка как единого процесса
Дозирование образовательных нагрузок на ребенка

Базируется на

Первостепенные задачи сопровождения
1. Определение индивидуальных показателей максимально-оптимально допустимых образовательных воздействий
2. Определение критериев дизадаптации и зоны риска дизадаптации





Слайд 4ЦЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ
СОЗДАНИЕ для конкретного ребенка оптимального равновесного состояния
МЕЖДУ
образовательными воздействиями


(организация вариативных программ обучения, межличностного взаимодействия, в т.ч. эмоционально-волевого компонента этого взаимодействия, структуры самого образовательного процесса)
и реальными возможностями конкретного ребенка (определяемыми внутренними условиями и закономерностями индивидуального развития ребенка)

СИЛАМИ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА!

Слайд 5Задачи сопровождения
Предупреждение возникновения проблем развития ребенка
Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных

задач развития, обучения, социализации

Сохранение и укрепления здоровья учащихся (физического, психологического)

Осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи детям

Оказание помощи педагогам, родителям по вопросам обучения, воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации


Слайд 6ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УОД ВОЗМОЖНО! ПРИ ЗНАНИИ:
1. Природы и сущности

УО
Определение УО, структура дефекта

2. Диагноза и истории заболевания
Причины, время поражения, глубина, тяжесть

7. Зоны актуального развития, зоны ближайшего развития

3. Особенностей ВНД – слабость, инертность процессов возбуждения и торможения

4. Закономерностей психического развития УО

5. Индивидуальных особенностей
Классификации и типологии УО в зависимости от структуры дефекта

8. Социальной ситуации развития

6. Особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности


Слайд 7УСЛОВИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ
1. Целостный подход к анализу развития ребенка
4. Создание благоприятного психологического

климата вокруг ребенка

2. Своевременное выявление и предупреждение возможных трудностей в развитии ребенка

5. Обеспечение психологического благополучия при выходе ребенка из образовательного пространства (в самостоятельную жизнь)

3. Контроль за психологическими условиями, обеспечивающими благополучие в развитии ребенка на каждом возрастном этапе


Слайд 8ПРИНЦИПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ
Своевременное выявление и предупреждение возможных трудностей в развитии ребенка
Принцип «НЕ

НАВРЕДИ»

Защита интересов и прав ребенка

Актуализация собственного потенциала ребенка

Учет возрастных и индивидуально-типологических особенностей ребенка

Принцип целостности

Комплексный междисциплинарный подход

Принцип профессиональной педагогической активности

Принцип достаточной ограниченности

Гарантия непрерывного сопровождения и поддержки ребенка

Взаимоадаптация
образовательной среды и ребенка

Контроль за психологическими условиями, обеспечивающими благополучие в развитии ребенка на каждом возрастном этапе

Создание благоприятного психологического климата вокруг ребенка


Слайд 9ВИДЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ
СИСТЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ
ПРИЗВАНО способствовать предупреждению возникновения проблем в ОУ или в образовательной

системе в целом

ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ

ПРИЗВАНО
решать проблемы развития конкретного ребенка

Сопровождение проводится:
в классе;
индивидуально.


Слайд 10Уровни сопровождения РЕБЕНКА


Слайд 11ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ служба сопровождения уделяет
1. Учащимся первых классов – в период

адаптации к школе
2. Учащимся четверых-пятых классов – переход в среднее звено школы
3. Учащимся 12-13 лет – пубертатный период
4. Вновь прибывшим ученикам – период адаптации в ОУ
5. Выпускникам – период адаптации к социуму, профориентация
6. Экстренным внеплановым проблемным ситуациям

Слайд 12ТЕХНОЛОГИЯ процесса сопровождения
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его

развития в процессе обучения (на переходных этапах развития или в проблемных ситуациях для выделения потенциальной группы риска)

2. Выделение реальной группы риска:
анализ особенностей предполагаемой дезадаптации
оценка уровня актуального развития детей

3. Индивидуализация образовательного маршрута ребенка (группы) и участие в реализации индивидуально-ориентированного ОМ всех специалистов сопровождения (адресные программы сопровождения проблемных детей и профилактические программы сопровождения)

4. Оценка эффективности проведенных мероприятий по взаимному изменению образовательной среды и ребенка


Слайд 13ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ



ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ этап
Этап ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Этап ПЛАНИРОВАНИЯ
Этап РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ этап


Слайд 14ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ сопровождения
1. Комплексная диагностика
2. Развивающая, коррекционная деятельность
3. Консультирование
4. Просвещения

(педагогов, родителей и др.)
5. Профилактика
6. Экспертная деятельность по определению и корректировке индивидуального образовательного маршрута
7. Социально-диспетчерская деятельность

Слайд 15КРИТЕРИИ эффективности сопровождения
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ УСЛУГ СЛУЖБЫ СО СТОРОНЫ УЧИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ
УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА

УДАЧНО РЕШЕННЫХ ПРОБЛЕМ

ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

СНИЖЕНИЕ КОНФЛИКТНОСТИ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕГО УРОВНЯ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, ПРОФОРИЕНТАЦИИ

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И КОГНИТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ)


Слайд 16ПМПк – КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В

ХОДЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Слайд 17ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ -

ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ,
СКООРДИНИРОВАННЫЙ КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ ОРГАН,
РЕАЛИЗУЮЩИЙ ОПРЕДЕЛЕННУЮ СТРАТЕГИЮ

СОПРОВОЖДЕНИЯ
ребенка в ОУ

ПМПк В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДСТВУЕТСЯ:
Уставом ОУ, Приказом и положением о ПМПк ОУ,
Договором между ОУ (в лице рук. ОУ) и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника о его ПМП обследовании и сопровождении
Договор о взаимодействии ПМПК и ПМПк ОУ


Слайд 18ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМА
Разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка, (испытывающего

трудности обучения, имеющего те или иные формы не адекватного поведения), а также определенных ученических групп и параллелей

Слайд 19Выявление отклонений в развитии (проведение углубленного психолого-медико-педагогического изучения с т. зр.

тенденций его ближайшего развития)
Выявление детей более остальных нуждающихся в дополнительной специальной помощи
Определение образовательного маршрута детей, нуждающихся в специализированной помощи
Анализ развития и общения детей, не нуждающихся в спец.помощи
Отслеживание эффективности дополнительной спец. помощи детям
Организация и координация взаимодействия специалистов по оказанию помощи

ЗАДАЧИ

Сиюминутные проблемы обучения (кратковременное ухудшение усвоения программы обучения)

Кратковременные проблемы поведения

Разработка программ, воспитательных мер в рамках учебно-воспитательного процесса

Консилиума


Обще-
педагогические




Слайд 20ФУНКЦИИ КОНСИЛИУМА
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ (распознавание характера отклонений в поведении и учении, изучение социальной

ситуации развития, выделение доминанты нравственного развития, определение потенциальных возможностей и способностей учащегося)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ (разработка программы педагогической коррекции, непосредственное воздействие на личность учащегося)


РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ (защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные и учебно-воспитательные условия)

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ (консилиум – средство ранней профилактик)

АНАЛИТИЧЕСКАЯ


Слайд 21ТИПЫ КОНСИЛИУМОВ
ПЛАНОВЫЙ
Определение путей
ПМП-сопровождения
Выработка согласованных решений по определению

обра-зовательного коррекционного маршрута ребенка
Динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченного плана
Решение вопроса
об изменении ОМ, развивающей и коррекционной работы по завершении обучения

Принятие необходимых экстренных мер по вы-явившимся обстоятельствам
Изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности
Решение вопроса
об изменении ОМ

ВНЕПЛАНОВЫЙ


Слайд 22Общая стратегия деятельности консилиума
Предварительный этап.
Запрос на обследование ребенка на консилиуме

(по согласованию с родителями)

Первый этап. Индивидуально-коллегиальное обследование

Обследование специалистами консилиума, в т.ч. психологом

Второй этап.
Коллегиальное обсуждение результатов
Согласование деятельности различных специалистов по коррекционно-разви-вающей работе (КРР)

Определение ОМ
и необходимого коррекционной помощи

Направление ребенка муниципальную консультацию (в случае невозможности определения диагноза)

Реализация решений, рекомендаций по КРР

Третий этап.

Индивидуальная КРР

ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРР
(динамическое или итоговое наблюдение с выходом на консилиум)

Групповая КРР


Слайд 23Принципы командной работы ПМПк
Мульти-дисциплинарный (реализация комплексного подхода к оценке развития ребенка)
Меж-дисциплинарный



(согласование
позиций специалистов)

Снижает возможность диагностических ошибок
Способствует выработке наиболее продуктивных подходов к решению вопросов сопровождения
Способствует оказанию специализированной коррекционной помощи ребенку, комплексного психотерапевтически ориентированного сопровождения его семьи


Слайд 24ПРАВИЛА КОМАНДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Автономность получения сведений о ребенке (залог того, что мнение

одного – наиболее авторитетного специалиста не станет однозначно определяемым)

Соблюдение каждым специалистом границ собственной профессиональной компетенции

Рассмотрение каждым специалистом диагноза (медицинского, психологического, педагогического, логопедического, социально-педагогического)

Бригадный метод работы как единственная форма выработки коллегиального заключения и взаимосвязанные коллегиальные рекомен-дации по дальнейшему сопровождению

Слайд 25Консилиум обладает выраженным обучающим эффектом
- Позволяет учителям стать наблюдательнее и

объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей и собственных шагов, представлений;

- Помогает педагогам выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем;

- Дает опыт коллективной деятельности.


Слайд 26Формы учета деятельности специалистов КОНСИЛИУМА
Журнал записи детей на ПМПк
(дата, время,

Ф.И. ребенка, дата его рождения, инициатор обращения, повод обращения, время заседания ПМПк)
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов или коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк (дата, время, Ф.И. ребенка, дата рождения, проблема, заключение, рекомендации, специалист, или состав ПМПк)

Карта (папка развития обучающегося)
1. «Вкладыши»
Педагогическая характеристика,
Выписка из истории развития.
2. Документация специалистов ПМПк
Заключение специалистов ПМПк,
Коллегиальное заключение ПМПк,
Дневник динамического наблюдения (время и условия возникновения проблемы, меры до обращения и их эффективность, сведения о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк )


Слайд 27СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Слайд 28ФОРМЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
(по клиническим проявлениям)
Неосложненная форма
Нет дополнительных психопатологических расстройств, выраженных

нарушений поведения не наблюдается.


Осложненная форма
Церебрастенический синдром

Гипертензионный синдром

Психопатоподобный синдром с выраженными расстройствами поведения

Эмоционально-волевые расстройства

Атипичная форма
Эпилептические припадки, прогрессирующая гидроцефалия, эндокринные расстройства, нарушения анализаторов


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика