Слайд 1Районный отдел образования администрации Краснохолмского района
приветствует участников Совета РОО «Организация работы
по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав в системе образования района»
27 ноября
2009 года
г. Красный Холм.
Слайд 2Профилактика ( греч. prophulaktikos предохранительный) в широком смысле ставит своей целью
повышение качества жизни человека. Причем качество жизни определяется содержанием понятия «здоровье», ВОЗ определяет здоровье как гармоническое сочетание физического, психического и социального благополучия человека. В узком смысле профилактика - это активный поступательный процесс создания условий для формирования личных качеств, поддерживающих благополучие человека. В социальной педагогике под профилактикой понимается процесс предупреждения негативных тенденций социального развития ребенка в нестабильных условиях его социального окружения (С.А.Расчетина)
Слайд 3Нормативно-правовая база
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
от 24.06.1999 г.;
должностная инструкция классного руководителя;
должностная инструкция социального педагога;
должностная инструкция педагога-психолога;
типовое положение об инспекторах по делам несовершеннолетних, закрепленных за общеобразовательным учреждением.
Слайд 4Федеральный закон в качестве приоритетов государственной заботы о детях определяет:
подготовка детей
к полноценной жизни в обществе;
развитие у детей общественно значимой и творческой активности;
воспитание у детей высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Слайд 5 Основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этим проявлениям;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий
Слайд 6Ведущие принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в рамках
Федерального закона
законность,
гуманизм,
демократизм,
конфиденциальность,
поддержка семьи
, деятельность государственных и общественных организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Слайд 7
Основные направления социально-педагогической работы с детьми в современном образовательном учреждении
Осуществление мер
по социальной защите прав учащихся, предусмотренных законодательством РФ на образование, воспитание в семье, на охрану здоровья, имущественных прав, участие в трудовой деятельности, развитие способностей
Учет педагогически и социально неблагополучных семей, их социальный надзор и патронаж
Учет всех детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне данного образовательного учреждения, изучение их социального положения и условий жизни, предупреждение отсева учащихся
Изучение проблем социальной жизни учащихся, причин их возникновения и разрешение этих проблем с учетом возможностей ОУ
Объединение усилий различных государственных учреждений, социальных служб, общественных организаций и частных лиц по оказанию помощи детям, находящимся в сложной жизненной ситуации и их семьям
21
Осуществление системы мер по предупреждению и устранению прямых и косвенных десоциализирующих влияний социума, создание условий, компенсирующих негативный опыт социализации, социально-педагогическая профилактика и реабилитация детей и подростков, имеющих социальные проблемы
Слайд 8Основные понятия и термины
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует
вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц
Беспризорный - -безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Слайд 9Основные понятия и термины
Дети “группы риска” - это незащищенные и незрелые
в силу возрастаграждане, оказавшиеся в неблагоприятных условиях содержания, воспитания и развития. эти условия отражаются на процессе социализации личности и влекут за собой неблагоприятные последствия как для личности, так и для общества в целом.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Слайд 10Взаимодействие с социальными службами
Реализовать тесное сотрудничество с социальными, культурными, правоохранительными органами,
учреждениями здравоохранения города и района
Работа с семьей и общественностью
Объединить усилия семьи и школы, скоординировать их деятельность на решение поставленных задач, а также формировать единое воспитательное пространство
«семья-школа-социум»
Цели профилактической работы
Слайд 11Основные понятия и термины
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо
в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Слайд 12
«ТРУДНЫЙ
РЕБЕНОК»
Зам. директора
по учебно-воспита
тельной
работе
КДН
Классный коллектив
Социальный работник
Психолог
Совет профилактики правонарушений
Семья, родители
Служба
занятости
Руководители кружков, клубов, секций
Красный руководитель
Родительский комитет
Слайд 13Специалисты системы профилактики
общеобразовательного учреждения
директор;
заместитель директора по учебной работе;
заместитель директора
по воспитательной работе;
педагог-психолог;
социальный педагог;
вожатый,
классный руководитель;
педагог дополнительного образования.
Слайд 14
Организация взаимодействия
инспектора по делам несовершеннолетних
с социальным педагогом
принимает меры по защите
учащихся от физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения и иного подавления личности несовершеннолетнего;
вносит предложения о постановке учащихся на внутришкольный учет;
участвует в определении форм устройства и поддержке несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
организует работу с семьями социального риска.
Слайд 15
Организация взаимодействия
инспектора по делам несовершеннолетних
с директором школы:
согласовывает график
работы с годовым учебным графиком школы;
разрабатывает и согласовывает план совместных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
осуществляет обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности в местах массового скопления учащихся, а также при проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий с участием детей;
участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы;
участвует в организации профилактических мероприятий, направленных на предотвращение угрозы совершения террористических актов.
Слайд 16Организация взаимодействия
инспектора по делам несовершеннолетних
с заместителем директора по УР
участвует в
проведении профилактических мероприятий по сохранению контингента обучающихся (вопросы успеваемости и посещаемости).
Слайд 17
Организация взаимодействия
инспектора по делам несовершеннолетних
с заместителем директора по ВР, вожатым:
совместно
с заинтересованными ведомствами участвует в организации досуга учащихся, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, в т.ч. в период летней оздоровительной кампании;
разрабатывает предложения, направленные на осуществление мероприятий по ранней профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вносит их на рассмотрение педагогического совета, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел;
участвует в организации детских общественных организаций правоохранительной направленности.
Слайд 18«Педагоги должны относиться к ребенку так, как будто он уже такой,
каким бы они хотели его видеть»
Л.С. Выготский
Слайд 19Семья
и дети «группы риска»
Управление деятельностью по предупреждению асоциального, противоправного поведения
Внутренние
Общешкольный
родительский комитет
Педагогический совет
Административные
совещания
Совет профилактики
Ученический Совет
Совет школы
Психолого-педагогический
консилиум
Социально – психологическая
служба
Слайд 20Семья
и дети «группы риска»
Управление деятельностью по предупреждению асоциального, противоправного поведения
Внешние
Комиссия
по делам
несовершеннолетних
Районный отдел
внутренних дел
Отдел социальной
защиты населения
Социально-реабилитационный
центр для
несовершеннголетних
Районный отдел образования
Слайд 21Все вместе мы должны:
Вдохновлять и побуждать ребенка к действию, инициативе, творчеству,
уважая достоинство и уникальность личности.
Уметь слышать ребенка, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявлять деликатность, чувство такта.
Быть коммуникабельным, контактным, уметь быть нужным, интересным для окружающих.
Быть связующим звеном между ребенком и его окружением, не допускать унижения достоинства ребенка формами оказываемой ему благотворительной помощи.
Уметь быть не формальным в работе, строить взаимоотношения на основе диалога.
Слайд 22
Всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать
ребенка, предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к нему.
Соблюдать высокие нравственные своего поведения, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия.
Вести работу только в рамках своей компетентности, вести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваясь влияниям и нажимам.
Не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную ребенком.
Стремиться к постоянному повышению уровня квалификации, защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии, уважать доверие коллег в ходе профессионального взаимодействия, соблюдать деликатность и справедливость.
Слайд 23
Основные направления воспитательной работы
Патриотическое
Нравственно-
эстетическое
Спортивно-оздоровительное
Профилактика
правонарушений
и зависимых состояний
Семейное
Профилактика травматизма
Трудовое
Слайд 24
С обучающимися
С родителями
С классными руководителями
с КДН
Вера в человека, поиск путей
его максимальной реализации, уважение к растущей личности ребенка, к его своеобразию и индивидуальности, к его праву на развитие и счастье – вот ядро современной педагогической концепции.
Система работы школы по профилактике правонарушений в МОУ
Слайд 25Направления психолого-педагогической помощи
Работа с ребенком
Цель: формирование собственного образа воспитаннника
Работа с ученическим
коллективом
Цель: преобразование воспитательной ситуации в коллективе сверстников
Работа с близкими ребенка
Цель: наладить отношения воспитанника с родителями
28
Работа с членами педагогического коллектива
Цель: создание оптимальных условий для исправления недостатков или перевоспитания обучающихся
Слайд 26Школьный уровень нормативно-правовых документов
Устав ОУ, составленный на основе Типового положения о
ОУ с учетом специфических условий данного образовательного учреждения;
Программа развития ОУ, определяющая стратегию жизнедеятельности учреждения на ближайшие годы;
Концепция воспитания данного ОУ;
Должностная инструкция социального педагога данного ОУ;
Программа социально-педагогической деятельности данного ОУ.
Слайд 27Закон специально выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите со
стороны государственных органов, - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
подготовка детей к полноценной жизни в обществе;
развитие у детей общественно значимой и творческой активности;
воспитание у детей высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Слайд 28«Успешный ребенок – будущее России»
Слайд 29 Составление индивидуальных программ воспитательной работы ребенком
Работа с социально-психологической службой
школы
Информирование родителей о возможности консультации, психолого-педагогической помощи
Составление базы данных о детях «группы риска»
Изучение социальной среды ребенка, семьи «группы риска»
Формирование ответственного отношения родителей за воспитание детей
Составление промежуточных отчетов опроводимой работе
Выявление причин, факторов риска
Направления деятельности
классного руководителя
Диагностика: промежуточная,
итоговая
Слайд 30Дошкольники:
- формирование представлений о малой Родине;
- формирование чувства любви к
Отечеству, родному краю, истории России и российской армии;
- привитие детям интереса к труду.
Старший школьный возраст:
формирование глубокого понятия Родина, Отечества, патриотического сознания и отношений;
формирование волевой готовности к патриотическому поведению;
воспитание гражданственности;
формирование ответственности за судьбу Родины готовности, к службе в армии;
закрепление качеств здорового образа жизни.
Младшие школьники:
формирование элементарного понимания Родины, Отечества, культурных традиций, формирование чувства любви, к родному городу, к Родине, к семье;
привитие нормы морали, формирование чувства любви и уважения к родителям, предкам, к семье, со своими традициями и обычиями;
ознакомления с символами Российского государства.
Средний школьный возраст:
формирование понимание Родина, история Российского государства;
формирование любви к родной земле, гордости, за Отечество и Родной край;
Воспитание чувства ответственности сопричастности, привлечение к труду здоровому образу жизни.
29
Слайд 31Социально-значимые инициативы школьников города
Патриотическое воспитание школьников в деятельности детских и молодежных
общественных объединений
Формирование гражданской позиции ребенка средствами искусства
Воспитание в духе культуры мира
Предлагаем обсудить на секциях:
Работа образовательных учреждений с государственными символами РФ
Социально-значимая деятельность образовательных учреждений
Военно-патриотическое воспитание
Национальное воспитание школьников
Система патриотического воспитания в образовательном учреждении
Актуальные проблемы семейного воспитания
30
Слайд 32Семьи, относящиеся
к «группе риска»
∙семьи, где родители (или один из них)
являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
∙семьи, где родители (или один из них) имеют психические заболевания;
∙семьи, где нарушен эмоционально-психологический климат, что приводит к частым ссорам и скандалам;
∙семьи, где родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и развитию;
∙семьи, где родители находятся в состоянии стресса, в связи со смертью близких, безработицей или тяжелыми социальными условиями проживания семьи в данный период времени.
Слайд 33Цели и задачи работы по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
Выявление и
устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений несовершеннолетними.
Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.
Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Слайд 34
Организация взаимодействия
инспектора по делам несовершеннолетних
с педагогом допобразования
содействует получению дополнительного образования
обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в школе, учреждении дополнительного образования детей и по месту жительства;
принимает меры по вовлечению учащихся, состоящих на учете в правоохранительных органах, в различные формы организованного досуга.