Слайд 1Описательно-систематическое направление в школьном естественнонаучном образовании
Слайд 2План лекции:
Особенности преподавания естествознания в начале XIX века.
Описательно-систематический характер содержания школьного
естествознания в первой половине XIX в.
Реформирование системы естественнонаучного образования в середине XIX века. Развитие описательно-систематического направления в школьном естествознании.
Слайд 3Особенности преподавания естествознания в начале XIX века
1804 году веден новый школьный
устав и установлены три ступени школы:
приходские училища (1 класс);
уездные училища (2 класса);
губернские гимназии (4 класса).
Было расширенно преподавание естественной истории (например, в приходских училищах практиковалось пояснительное чтение на натуралистические темы, во втором классе уездных училищ изучался курс естествознания и физики - 3 урока в неделю, естествознание также преподавалось в третьем и четвертом классах гимназий по 4 часа в неделю).
Слайд 4В программах указывалось на необходимость иметь «собрание естественных вещей всех трех
царств», но эти рекомендации на практике применялись редко.
По сравнению с предыдущим периодом существенно изменилось содержание естественнонаучного образования.
Слайд 5Описательно-систематический характер содержания школьного естествознания в первой половине XVIII в.
Особенности содержания
естествознания в тот период были наглядно отражены в школьных учебниках, которые были выпущены в рамках школьной реформы.
Специфика учебников заключалась в преобладании обширного материала о внешнем строении растений и животных и их систематики. Это было обусловлено преимущественным развитием в науке XVIII века морфологии, анатомии и систематики растений и животных. Особое значение для развития ботаники и зоологии в тот период имели труды шведского ученого К. Линнея.
Слайд 7написание учебника по ботанике было поручено профессору Главного педагогического института Александру
Михайловичу Теряеву (1767-1827), который был убежден в том, что сущность любой науки заключается в терминологии, а поэтому, считал он, именно терминологию следует преподавать в школе.
«Начальные основания
ботанической философии» (1809 г.)
Содержание учебника занимал
буквальный перевод текста из основных
трудов К. Линнея.
Теряев считал, что изучение систематики, во-первых, развивает память и трудолюбие, а во-вторых, обеспечивает познание природных богатств, которые человек может обращать в свою пользу.
Слайд 81) чистая и прикладная математика, 2) логика, 3) метафизика, 4) нравоучительная
философия, 5) география, 6) естественная история, 7) всеобщая и русская история, 8) химия, 9) опытная физика, 10) политическая экономия и коммерческие науки, 11) сельское домоводство, 12) эстетика, 13) языки и словесности латинская, немецкая и французская, 14) рисование и черчение.
Слайд 9В 1821 г. выпущен учебник «Три ботаника». (И. И. Мартынов)
автор считал,
что ученикам недостаточно знать только систему растений К. Линнея, им необходимо ознакомиться и с другими известными тогда искусственными системами, предложенными ботаниками Иосифом Турнефором и Антуаном-Лораном Жюсье.
Поэтому учебник был перегружен терминами по морфологии и систематике растений. Его отличали большой объем текста и обилие справочной информации.
Слайд 10Основным методом обучения по-прежнему оставалось заучивание текста учебников наизусть («механическая метода»).
Наглядные
пособия на уроках естественной истории использовались эпизодически, иногда они вообще отсутствовали в школах.
В 1818 году А.М. Теряев добился создания специального комитета, в задачи которого вменялись сбор и снабжение училищ наглядными пособиями.
Слайд 11Недооценка государством и обществом образовательного значения естественной истории, недоверие к наукам
о природе и насаждение идеалов классического гимназического образования (преимущественное изучение древних языков, античных литературных памятников, истории и т.д.) привело к тому, что согласно очередному школьному уставу, естествознание было исключено из гимназий с 1828 по 1852 год.
Однако с 1839 года естествознание в сокращенном виде было включено в учебные планы реальных училищ, а с 1848 года естествознание начали преподавать в кадетских корпусах.
Слайд 12
Форму ресторана гостиницы «Ла Конча» (Пуэрто-Рико) архитектор «подсмотрел» в природе. Какой
биологический объект является прототипом?
Слайд 16Учебник для военно-учебных заведений «Естественная история. Ботаника» (1849 г.) В.И. Даля
выгодно отличался от имевшихся аналогов.
Ботаника может являться средством умственного развития учеников.
Учебник должен способствовать формированию правильного взгляда на окружающий мир. Исходя из этого, в учебнике был представлен материал о строении и жизни растений, их распространении на Земле. Также что в него помещены сведения о значимых для человека видах растений. Учебник написан ярким, образным, доступным для учащихся языком.
Слайд 17Реформирование системы естественнонаучного образования в середине XIX века. Развитие описательно-систематического направления
в школьном естествознании
В результате школьной реформы 1852 года естествознание вновь стало изучаться в российских гимназиях. Преподавание естественной истории осуществлялось по утвержденной учебной программе:
1-й класс (2 урока). Общие и доступные детям сведения о телах природы сообщались в виде «разговора»;
2-й класс (3 урока). Зоология. Главные понятия о строении тела животных, разделение животного царства на отделы и классы, описание важнейших, относящихся к ним животных;
3-й класс (2 урока). Зоология. Продолжение описательной зоологии.
4-й класс (2 урока). Ботаника. Общая ботаника: сведения о строении и физиологии растений.
5-й класс (1 урок). Ботаника. Описательная часть ботаники: делание растительного царства на систематические группы, изучение важнейших растений.
6-й класс (1 урок). Минералогия: общая и частная.
7-й класс (1 урок). Анатомия и физиология человека. Повторение изученного в предыдущих классах.
Слайд 18Особенности реформирование системы естественнонаучного образования
Введение подготовительного курса естествознания в 1-м классе
гимназий, при изучении которого в ходе бесед учащиеся приобретали первоначальные сведения о природе.
Введен новый для школы предмет – анатомия и физиология человека (ранее сведения о строении и жизнедеятельности организма человека сообщались в рамках курса зоологии)
Последовательность изучения курсов зоология - ботаника – минералогия – анатомия и физиология человека.
Слайд 19Ю.-М. И. Симашко «Руководство к зоологии» (1852) – официальный учебник зологии:
Учебник
представлял собой собрание характеристик систематических групп животных (от высокоорганизованных к простейшим).
При этом детально описывались классы, отряды, семейства и роды животных (400 семейств и около 2000 родов).
Отдельные виды животных подробно не изучались (давались названия видов, их места обитания, размер и масса.
Слайд 20Официальный учебник ботаники «Краткая ботаника. Курс гимназический» (1853) (И.И. Шиховский).
Учебник содержал
обширный материал по морфологии, анатомии и систематике растений.
В нем очень кратко были охарактеризованы физиологические особенности растений, даны указания по использованию растений в медицинских целях.
Отличительной особенностью данной книги является дублирование ботанических терминов на русском и латинском, французском, немецком и польском языках («лингвистическая задача»), а также историко-патриотическое и религиозно-нравственное воспитание.
Слайд 21Выводы:
В связи с распространением в России идей К. Линнея и дальнейшим
развитием систематики претерпели изменение школьные учебники естествознания. Содержание учебников преимущественно носило морфолого-систематический характер.
Расширенный в содержании учебников перечень анатомических, морфологических и систематических терминов, отсутствие в школе средств наглядности обусловили преобладание заучивания детьми учебных текстов большого объема. Все это обусловило низкую образовательную ценность и непопулярность школьного естествознания.
Прогрессивные педагоги предлагали новый подход к отбору содержания школьного предмета, а именно: изучение биологических особенностей организмов, обеспечивающее понимание сущности живого.