Слайд 1ОмГПУ, Омск
Савина Н.
КЕЙС
Идея всеобщего образования
в период с начала XVIII до
начала XXI века в практике отечественного образования
Слайд 2«Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он
не рожден для рабства»
Д. Дидро
Слайд 3Всеобщность образования
ВСЕО́БЩИЙ, -ая, -ее; -о́бщ. Относящийся ко всем, распространяющийся на всё,
всех. Всеобщее избирательное право. Всеобщее среднее образование. В. закон природы.
(Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 гг.)
Всеобщность образования (принцип непрерывного образования) - включенность всего населения в различные структуры и уровни образования
(Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.)
Слайд 4Всеобщность образования
Все взрослые члены общества имеют равное право на образование, независимо
от их пола, возраста, этнической или национальной принадлежности, семейного положения, состояния здоровья, уровня доходов и каких-либо иных обстоятельств.
(Всеобщая декларация прав человека, статья 26, п.1)
Слайд 5Всеобщность образования
Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех.
(Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, статья 13, п. 1-a)
Слайд 6Всеобщность образования (выводы)
1.Обязательность для всех (до уровня, определенного законодательно);
2.Равные возможности для
всех в его получении (до определенных пределов – конкурсная основа, состояние здоровья…).
Характеристики всеобщего образования: обязательность(массовость), доступность,
бесплатность.
Слайд 7Педагогические идеи Д. Дидро
Всеобщность образования (массовость);
Бесплатность (доступность);
Обязательность (массовость);
Бессословность (доступность);
Светскость.
Слайд 8Развитие идеи всеобщего образования в период с XVIII по XX век
Образование
становится более доступным, как по уровням образования, так и по количеству групп населения;
Чередуются два периода - от полностью бесплатного к частично бесплатному;
Обязательность (разного уровня) , объявленная в начале 18 в. возвращается лишь через 200 лет;
Всем критериям всеобщего образования наиболее полно соответствует советский период в развитии нашего государства.
Слайд 9Развитие идеи всеобщего образования в России в правление Петра I
Слайд 10Развитие идеи всеобщего образования в правление Екатерины II
Слайд 11Развитие идеи всеобщего образования в правление Александра I
Слайд 12Развитие идеи всеобщего образования в правление Александра II
Слайд 13Этапы «борьбы за всеобуч» в Советской России в ХХ веке
Слайд 14Развитие идеи всеобщего образования в СССР в ХХ веке
Слайд 15Всеобщность образования в современных условиях РФ
Право на образование имеет каждый гражданин
РФ;
Гарантия общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
Слайд 16Всеобщность образования в современных условиях РФ
Право на конкурсной основе бесплатно получить
высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии;
Обязательность основного общего образования;
Обеспечение права на образование в течение всей жизни;
Слайд 17Всеобщность образования в современных условиях РФ
Светский характер образования в государственных, муниципальных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека.
(Конституция РФ, ст.43
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 5)
Слайд 18
Факторы, оказавшие влияние на развитие всеобщего образования в разные периоды
Потребности государства;
Развитие
науки;
Развитие промышленности и технологий;
Потребности населения;
Рост национального самосознания.
Слайд 19Форсайт-проект
«Стратегия развития всеобщего образования в России до 2025 г.»
Цель
проекта
Развитие России как лидера в мировом сообществе через достижение конкурентоспособного уровня образования ее граждан
Обеспечение всеобщего образования каждому гражданину Российской Федерации
Слайд 21
Основные принципы
Обеспечение реализации права на образование всем гражданам РФ;
Обязательность полного среднего
образования;
Доступность качественного образования на всех его уровнях;
Бесплатность всех уровней образования, получаемых обучающимися впервые
Слайд 22Бенчмаркинг
Великобритания: обязательное с 5 лет. С 2013 года обязательное образование
планируется продлить до 17, а с 2015 — до 18 лет;
Китай: обязательное девятилетнее образование; меритократия;
США: обязательное школьное образование, но разница по штатам в сроках его получения;
Финляндия: бесплатное, но не обязательное дошкольное; обязательное школьное девятилетнее образование;
Слайд 23Бенчмаркинг
Франция: бесплатное, обязательное и светское образование на всех уровнях;
Япония: обязательное
образование – начальная (3 года) и средняя (6 лет) школы, стратегия – обязательное высшее;
Сингапур: обязательное и бесплатное начальное образование (6 лет); финансовая помощь государства на следующих уровнях; меритократия;
Германия: всеобщее и бесплатное школьное образование (12-13) лет, обязательное – 9 лет.
Слайд 24Информационные источники
1. Всеобщая декларация прав человека
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gosprog.ru/gp-razvitie-obrazovaniya/03.03.2013
3. Доклад Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации» от 24.03.2006 Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gnpbu.ru/downloads/dneprov/dneprov_State_advice_RF_and_strategiya1.doc 03.03.2013
Слайд 25Информационные источники
4. Конституция РФ
5. Каким будет образование в 2060 году:прогноз Салмана
Хана [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://theoryandpractice.ru/posts/4063-salman-khan-kakim-budet-obrazovanie-v-2045-godu 03.03.2013
6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
Слайд 26Информационные источники
7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/ 03.03.2013
8. Приоритетный национальный проект «Образование». Инновационное образование [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn-- 03.03.2013
9. Прогноз развития образования до 2040 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://5coins.ru/2012/11/16/prognoz-razvitiya-obrazovaniya-do-2040-goda/ 03.03.2013
Слайд 27Информационные источники
10.Попков В.А., Жирнов В.Д. "Российское образование 2020": "Дорожная карта" в
никуда: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального образования преподавателей высшей школы. – М.: 2009. – 32 с
11. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eurekanet.ru/res_ru/0_hfile_1926_1.doc 03.03.2013
12. ФЗ «Об образовании в Российской федерации», 2012
Слайд 28Прогноз развития образования до 2040 г.
65% школьников будут заниматься профессиями, которых
сейчас нет;
Массовое обучение через ИТ;
«Живое образование» в сообществах;
Роль педагога- организатор творческой командной работы под реальные задачи;
Наука как практико-ориентированная деятельность, wiki-образование;
(Форсайт Агентство стратегических инициатив РФ «Образование 2030»)
Слайд 29Каким будет образование в 2060 году: прогноз Салмана Хана
Нелинейное образование;
Развитие технологий:
физический труд отдан машинам;
Критерий – личные достижения; главное – креатив и проекты;
Педагог – персональный тренер
Технологии обучения: преподаватель-студент, студент-студент, студент-преподаватель;
Минимальные расходы (только Интернет);
Уровень образования в мире – 99%!
Меритократия.
Слайд 34«Величайшее недоразумение - это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических
фактов»
Д. Дидро
Слайд 35
С уважением,
магистрант 2 курса ОмГПУ, Омск
программа «Высшее образование»
САВИНА НАТАЛЬЯ