Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы презентация

Содержание

Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства.

Слайд 1

Тема 1. Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы



Слайд 2Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы
Важнейшей мировой тенденцией современного

образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства.
Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем.
Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам:
внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр);
введение кредитной системы;
обеспечение контроля качества образования;
расширение мобильности;
обеспечение трудоустройства выпускников.

Россия и мировой опыт образования


Слайд 3Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы

Принципы эффективного функционирования системы

высшего образования в новом веке (21 веке) были сформулированы на состоявшемся в 1988 г. в Пекине международном семинаре ЮНЕСКО «Современная политика в области реформ высшего образования».
Среди них принципы:
опережающего обучения (задача состоит не столько в передаче знаний, сколько в подготовке выпускника к возможности самостоятельного оперативного овладения актуальными (и, возможно, в период обучения пока еще не существующими) профессиями),
гуманизации и непрерывного образования.

…из истории вопроса


Слайд 4Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы
Непрерывность образования
Р. Даве в

Гамбурге в 1976 году определил непрерывное образование - Life-Long Learning (LLL - образование на протяжении всей жизни) - как любое целенаправленное обучение, осуществляемое на постоянной основе, с целью совершенствования знаний, умений и навыков (компетенций) в условиях информатизации общества, глобализации мировых процессов и стремительного научно-технического прогресса.
Определено 25 признаков, которые характеризуют непрерывное образование:
1) охват образованием всей жизни человека;
2) понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы;

Слайд 5Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы
3) включение в систему

просвещения, помимо учебных заведений и центров доподготовки, формальных, неформальных и внеинституциональных форм образования;
4) горизонтальная интеграция: дом - соседи - местная социальная сфера - общество - мир труда - средства массовой информации - рекреационные, культурные, религиозные организации и т.д.; между изучаемыми предметами; между различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т.п.) на отдельных этапах жизни;
5) вертикальная интеграция: между отдельными этапами образования (дошкольным, школьным, послешкольным), между разными уровнями и предметами внутри отдельных этапов; между разными социальными ролями, реализуемыми человеком на отдельных этапах жизненного пути: между различными качествами развития человека (качествами временного характера, такими как физическое, моральное, интеллектуальное развитие и т.п.);



Слайд 6Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы
6) универсальность и демократичность

образования;
7) создание альтернативных структур его получения;
8) увязка общего и профессионального образования;
9) акцент на самообразование, самовоспитание, самооценку;
10) акцент на самоуправление;
11) индивидуализация учения;
12) учение в условиях разных поколений в семье, обществе;
13) расширение кругозора;
14) интердисциплинарность знаний, их качества;
15) гибкость и разнообразие содержания, средств обучения;
16) способность к ассимиляции новых достижений науки;



Слайд 7Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы
17) совершенствование умений учиться;


18) стимулирование мотивации к учебе;
19) создание соответствующих условий для учебы;
20) реализация творческого и инновационного подходов;
21) облегчение перемены социальных ролей в разные периоды жизни;
22) познание и развитие собственной системы ценностей;
23) поддержание и улучшение качества индивидуальной и коллективной жизни путем личного, социального и профессионального развития;
24) развитие воспитывающего и обучающего общества: учиться для того, чтобы "быть" и "становиться" кем-то;
25) системность принципов образовательного процесса.


Слайд 8Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы
В 1979 г. в

Москве состоялся симпозиум на тему «Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования».
Суть непрерывного образования представлена следующим образом: всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы его получения.
При таком подходе целью непрерывного образования должно стать становление и развитие личности как в период ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в период старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей.
Непрерывность образования - это принцип развития человека как личности на протяжении его жизненного пути.

Слайд 9Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы
Всемирной конференцией по высшему

образованию в XXI в., организованной по инициативе ЮНЕСКО в Париже (октябрь 1998 г.), принята «Всемирная декларация о высшем образовании для XXI в.: подходы и практические меры».
Декларация по итогам работы конференции включает 17 статей, в которых ставятся задачи развития образования и провозглашается:
равноправный доступ к высшему образованию,
укрепление связей с миром,
новаторские подходы в сфере образования,
совершенствование управления и финансирования в сфере высшего образования.

Особое место уделено вопросам развития партнерских связей и объединений.

Слайд 10Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы


Стратегическая цель государственной политики

в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
– модернизация институтов образования как инструментов социального развития;
– формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях;
– обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;
– создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Отечественная государственная политика в области образования


Слайд 11Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы
Первая тенденция представляет собой

постепенный переход к постиндустриальному обществу на основе развития и широкого применения информационных технологий.
Вторая тенденция включает повышение культурного и профессионального уровня большинства населения страны на основе развития и распространения методик, средств и технологий образования:
создание и сопровождение информационно-образовательных сред (ИОС) открытого и дистанционного обучения,
развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов (БУМ),
продолжение развития традиционных технологий разработки электронных учебников и мультиагентных технологий образовательных порталов.

Информационные технологии и образование - это две тенденции, которые в совокупности становятся теми сферами человеческих интересов и деятельности, знаменующие новую эпоху, и должны стать основой для решения стоящих перед человечеством проблем .


Слайд 12Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы
Открытое образование ориентировано на

подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений.
Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».
На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности.


Слайд 13Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы
К современным стратегиям развития

отечественного образования относятся такие, как
диверсификация,
интернационализация,
индивидуализация,
развитие опережающего образования,
развитие непрерывного образования,
интенсификация и компьютеризация образования,
развитие принципов цикличности и многоступенчатости.
Все это определяет возрастание качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества.

Слайд 14 Инновация в образовании.
Всегда осознанный, специально организованный процесс осуществления качественных изменений всех

основных подсистем образовательного процесса: целей образования и способов их достижения, форм организации учебного процесса, характера взаимодействия учителя и учащегося, системы подготовки педагогических кадров, а следовательно, в первую очередь самой системы управления образовательным процессом


Слайд 15Инновационные процессы в образовании
ЭКСПЕРИМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ
Можно трактовать как контролируемое изменение одной

или нескольких составляющих учебного процесса

Локальное, частное усовершенствование традиции может быть новшеством, но не инновацией

ИННОВАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Всегда осознанный, специально организованный процесс осуществления качественных изменений всех основных подсистем образовательного процесса: целей образования и способов их достижения, форм организации учебного процесса, характера взаимодействия учителя и учащегося, системы подготовки педагогических кадров, а следовательно, в первую очередь самой системы управления образовательным процессом

При инновации образовательная система приобретает ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЕ СВОЙСТВА или НАЗНАЧЕНИЕ

Изменения должны происходить именно в МЫШЛЕНИИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (САМОРАЗВИТИЕ – механизм ИД) участников образовательного процесса


Слайд 16Инновационная личность
Толерантность к неопределенности (стремление к изменениям, новизне)
Инновационный интеллект

Инновационное мышление

Готовность к

риску

Креативность

Чувствительность к противоречиям, новому опыту

Уверенность


Слайд 17 СИСТЕМНЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
не соответствие ресурсов масштабам;
продолжающееся снижение качества образования;
снижение

конкурентоспособности на глобальном рынке;
структура не соответствует потребностям экономики;
образование перестало работать как механизм социального перемешивания;
высшая школа не производит инноваций и инноваторов


Слайд 18Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы
Переход на новые методы

и технологии в образовательной деятельности в современных условиях возможен на основе инноваций и использования инновационных технологий.
Инновационные технологии – целесообразное единство методов и средств осуществления нововведения.
Принято различать виды инновационных технологий:
- внедрение; - тренинг (подготовка кадров и инкубация малых предприятий); - консалтинг; - трансферт; - аудит; - инжиниринг.
В образовании инновационные технологии приобретают свойства «образовательных инновационных технологий», а именно:
- новое содержание (не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной социо-, бизнес-практике); содержание должно быть способно к передаче посредством всех способов коммуникации;
- новые методы обучения - активные методы, основанные на учебном и межличностном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса;
- новая инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.


Слайд 19Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы
Формирование новой модели подготовки

специалистов в высшем образовании, учитывает не только квалификационную модель специалиста, но и модель компентентностную.
Компетентностный подход в образовании является сегодня важнейшей инновацией, соответствующей задачам подготовки специалистов на современном этапе.
Компетентность специалиста включает как знания, умения, навыки, так и способы их реализации в деятельности и в общении.
В этой модели специалиста цели образования связываются с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса.
Если целью профессионального образования является обучение человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, то целью компетентностной модели специалиста является обучение работать в группе и выработка способности к решению многочисленных задач в различных ситуациях.

Слайд 20Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы
Создание, внедрение и принятие

инноваций требует от педагога (преподавателя) эмоционального, интеллектуального и нравственного напряжения, а также педагогической креативности.
Освоение инновации включает процессы интеллектуального принятия, дидактической проработки, личностного оценивания и интерпретации.
Укреплению инновационной культуры личности в профессиональной деятельности способствует:
осознанная реконструкция образа жизни и деятельности;
понимание, что необходимо развиваться вместе с изменениями среды в течение всей трудовой деятельности;
овладение механизмами самоизменения одновременно с изменениями профессиональной среды и собственными потребностями;
обладание внутренней движущей силой, дающей возможность реализовать инновационный потенциал, заложенный в процессе обучения;
способность генерировать новые актуальные знания и виды деятельности на протяжении всей трудовой жизни.


Слайд 21Обзор основных стратегий развития отечественной образовательной системы



Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика