Слайд 1«Обучение выпускников написанию
мини-сочинения по обществознанию
в рамках учебного процесса»
Чернышева Ольга Александровна
Слайд 2Особенности мини-сочинения
по обществознанию:
- наличие конкретной темы или вопроса;
-
личностный характер восприятия проблемы и ее
осмысления;
- небольшой объем;
- многоаспектный взгляд на высказывание автора;
- внутреннее смысловое единство;
открытость; оно не претендует на полный законченный анализ.
Необходимо помнить, что:
Мини-сочинение выполняется по конкретной проблеме одной из шести базовых гуманитарных наук: философии, социальной психологии и социологии, экономики, политологии, правоведения (в КИМах ЕГЭ они сгруппированы в пяти блоках).
Цель мини-сочинения - раскрытие смысла высказывания, представление и обоснование собственной позиции. Аргументами являются обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, а также факты из социального или личного опыта.
Мини-сочинение - размышление на
оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний.
Слайд 3ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ МИНИ-СОЧИНЕНИЯ
Три решающих условия успешного
выполнения задания 29:
- хорошее знание обществоведческого курса, определенный уровень владения материалом из «смежных» предметов: истории, литературы, умение осмыслить и корректно использовать собственный социальный опыт;
– учет специфики данного задания, владение своего рода алгоритмом его выполнения;
– опыт анализа мини-сочинения с учетом критериев оценивания.
Слайд 5ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ МИНИ-СОЧИНЕНИЯ
Знакомство с Демонстрационным вариантом
и спецификацией ЕГЭ 2017 (проверяемые умения, время выполнения работы, критерии оценивания)
Формулировка задания:
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Слайд 6Критерии оценивания мини-сочинения
по обществознанию
Критерий 1
Раскрытие смысла высказывания (1 балл)
Критерий
2
Характер и уровень теоретической аргументации (2 балла). Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведет к снижению оценки по этому критерию на 1 балл. !!! Оценивание мини-сочинения не идет по «накопительной» системе, баллы можно потерять, допустив ошибку (например, в определении понятия, в характеристике социальных объектов, в объяснении причинно-следственных и функциональных связей и др.)
Критерий 3
Качество фактической аргументации (2 балла).
Слайд 7ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ МИНИ-СОЧИНЕНИЯ
Формулирование проблемы (темы высказывания)?
Проблема–это
сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения.
Необходимо задать себе вопрос:
О чем высказывание?
Раскрытие смысла высказывания
Необходимо задать вопросы:
«Какова точка зрения автора на данную проблему?
В чем убежден автор?
Слайд 13ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
СООТНЕСИТЕ ЦИТАТУ И ПРОБЛЕМУ
Слайд 17ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА : СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМЫ
Слайд 20Структура мини-сочинения
Цитата
проблема поднятая автором, ее актуальность;
смысл высказывания;
собственная точка зрения;
аргументация
на теоретическом уровне;
фактическая аргументация, из различных источников: истории, литературы и др. подтверждающая верность высказанных суждений;
вывод.
Слайд 21Основные этапы работы над мини-сочинением
Этап 1. Осмысление выбранной темы. чтобы лучше
понять приведенное утверждение, полезно попытаться его перефразировать или сформулировать дополнительные вопросы.
Этап 2. Формирование своего отношения к выбранному суждению. Данный элемент не оценивается, но определяет логику раскрытия смысла темы и характер приводимых теоретических положений и примеров.
Этап 3. Выбор ключевых понятий. Здесь основные ориентиры – понятия, использованные в цитате, и указание на связь темы с определенной областью обществознания.
Этап 4. Аргументация на теоретическом уровне не должна сводиться к перечню отдельных понятий и их кратких определений. Эту часть важно выстроить как рассуждение, логически связывающее понятия и общие положения в единое целое.
Этап 5. Подтверждение выводов и суждений фактами и примерами. Большое внимание обращается на характер и разнообразие источников тех конкретных знаний и сведений, которые используются для подтверждения, конкретизации положений теории.
Этап 6. Формулирование заключительного вывода, в котором кратко выражено отношение экзаменующегося к позиции автора цитаты
Слайд 22Задание: Прочитайте мини-сочинение и выполните задания.
« Налоги – это деньги,
взимаемые властью с части общества в интересах целого». С. Джонсон
Данное высказывание раскрывает значение налогов в жизни общества и государства. Я полностью согласна с позицией автора, т.к. налоги регулируют экономику и, составляя значительную часть доходов госбюджета, расходуются в интересах всего общества. Налоги – это необходимая плата общества для получения общественных благ.
Раскрывая данную тему, необходимо обратиться к понятию «налоги». Налоги – это принудительное изъятие государством у домашних хозяйств и фирм определенной денежной суммы. Возникают вопросы: для чего существуют налоги, на какие цели они идут?
Налоги являются одним из инструментов фискальной политики государства. В зависимости от характера этой политики изменение налогов позволяет регулировать экономику в целом. К инструментам фискальной политики относятся прямые налоги - подоходный налог, для фирм - налог на прибыль; косвенные налоги (например, НДС). Кроме того, налоги - одна из основных статей поступления средств в государственный бюджет. Они перераспределяются на выплаты населению и финансирование таких статей, как образование, медицина, культура и т.д.
Однако, со взиманием налогов связана проблема уклонения от них. Сокрытие доходов приводит к уменьшению поступлений в госбюджет. И не стоит после этого удивляться, что какие – то социальные программы плохо финансируются! Таким образом, налоги – это действительно важная составляющая регулирования экономики в интересах всего общества. Вследствие перераспределения поступающих налогов все общество выигрывает, т.к. они идут на улучшение качества жизни людей. Главное, чтобы само общество это осознало!*
1. В данном тексте найди и выдели все части мини-сочинения.
2. Зачитай строки, в которых формулируется проблема высказывания.
3. Найди суждения выпускника и аргументы к ним.
4. Назови обществоведческие термины, используемые в данном мини-сочинении.
Слайд 23ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИ-СОЧИНЕНИЮ
1) адекватное понимание проблемы высказывания;
2) соответствие
содержания заявленной теме;
3) выделение и раскрытие основных аспектов проблемы, на которые указывает автор высказывания;
4) аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном контексте;
5) четкая определенность позиции учащегося;
6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне;
7) подкрепление приведенных теоретических положений осмысленными научными фактами (из двух различных источников), фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта;
8) логичность рассуждений выпускника;
9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок;
10) соответствие мини-сочинения нормам русского языка.
Слайд 24ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: АНАЛИЗ МИНИ-СОЧИНЕНИЯ
«Законы хороши, но их надобно еще хорошо
исполнять, чтобы люди были счастливы» (Н. М. Карамзин).
Высказывание Н.М. Карамзина обращено к проблеме надлежащего исполнения законов. Ведь даже от очень хорошего закона не будет пользы, если его не будут исполнять.
Я согласна с мнением автора, так как закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, то есть всенародным голосованием, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Для того чтобы государство осуществляло в полном объеме свои функции, оно должно обладать суверенитетом, то есть быть независимым от различных внешних и внутренних факторов. А гарантией суверенитета является подчинение и надлежащее исполнение законов.
Ненадлежащее исполнение законов не только гражданами, но и государством может привести к беззаконию и его краху. К примеру, неограниченная никакими законами власть вождя в тоталитарных государствах привела к массовому нарушению прав и свобод миллионов людей, и в конце концов, к гибели самого режима.
Таким образом, от законов будет толк только при надлежащем их исполнении.
Слайд 25«Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были
счастливы» (Н. М. Карамзин).
Я согласен с мнением выдающегося русского историка и общественного деятеля Н.М. Карамзина. Действительно, все в государстве: и экономика, и политика, и социальная и духовная сферы зависят от состояния законности и правопорядка в стране.
Для того чтобы поддерживать порядок и стабильность в обществе государство обладает механизмом управления и аппаратом принуждения. Государство это политическая организация общества, которая характеризуется следующими признаками:
- оно представляет общество как внутри страны, так и за рубежом (например, заключает договоры с зарубежными странами о взаимовыгодном сотрудничестве)
- оно осуществляет регулирование экономики (прямое, устанавливая ГОСТы для продуктов питания или косвенное, например, через налоги)
- может устанавливать обязательные для всех налоги и сборы (например, подоходный налог – 13%);
- государство издает обязательные для всех законы, которые бывают частные или публичные. Примерами этого является Конституция РФ, «Уголовный кодекс РФ» и др.
- оно охраняет общественный порядок. Для этого у государства есть специальные организации, например, полиция, прокуратура, суд. Именно они и должны обеспечить исполнение законов всем населением страны. Тогда все будут довольны жизнью в этом государстве. А значит счастливы.
Слайд 27НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ
1. При формулировании проблемы и смысла высказывания автора:
непонимание
и неумение вычленить проблему - связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, или с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные в ранее написанных сочинениях;
неумение сформулировать проблему связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам;
неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний;
подмена проблемы авторской позицией – связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема – это тема рассуждения автора. Сущность высказывания автора – это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке.
2. При высказывании и аргументации собственной позиции
отсутствие аргументов – связано с незнанием или игнорированием учеником требований к мини-сочинению по обществознанию, его структуре.
довод экзаменующегося лишь повторяет тезис, только своими словами, перефразируя его.
3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий,
4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).
Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.
Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.
Слайд 28ДРУГИЕ ВИДЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:
«Россыпи» - из приведенных в беспорядочном состоянии фрагментов
составить целостное, логически построенное эссе;
Индивидуальная и групповая работа «Скорая помощь: найди ошибку» в предложенном эссе;
Групповая дискуссия;
Семинарские занятия;
«Карусель» и др.;
Активная внеурочная деятельность: Проведение политинформаций, «5 минут новостей», заседаний дискуссионных клубов, учебных игр.
Слайд 30Книги можно заказать в нашем интернет-магазине на сайте: www.legionr.ru
Спрашивайте
в книжных
магазинах города!
Слайд 31КОД ДЛЯ СКИДКИ
в интернет-магазине
www.legionr.ru
CP-2Y3U4-R2FMANV
Действителен до 11:00 10.04.2017
Слайд 32Издательство регулярно проводит онлайн-семинары авторов пособий с педагогами. По завершении каждого
вебинара участники получают электронные сертификаты. Ссылки для участия вы сможете найти на сайте издательства www.legionr.ru
Все вебинары
издательства «Легион»
носят обучающий характер
Слайд 33
legionrus@legionrus.com
Также вступайте в группу
«Издательство «Легион»
контакте, на одноклассниках
и в сети acebook.
Видео вебинаров смотрите на .
Адрес для корреспонденции:
344000, г. Ростов-на-Дону, а/я 550
Слайд 34Спасибо за внимание !!!
Чернышева О.А.