Слайд 1Общественное участие в оценке качества образования
Слайд 2Основания для постановки задач
Изменение представлений о результатах и качестве образования,
субъекте их оценивания, ориентация на потребителя образовательных услуг, общественный заказ
Ответственность и отчетность
Расширение автономии школы
Модернизация системы управления
Слайд 3
Центральной идеей комплексной модернизации образования является «институциональное стимулирование», т.е. создание организационно-экономических
механизмов стимулирования качества работы и развития учителя и школы
Слайд 4Механизмы стимулирования качества работы учителя и школы создаются во всех направлениях
комплексного проекта модернизации образования
Слайд 5Внедрение новой системы оплаты труда
Предусматривает выделение в фонде оплаты труда
педагогических работников стимулирующей части. Стимулирующие выплаты осуществляются за результативность и качество труда.
Слайд 6Развитие системы оценки качества
введение независимых и объективированных форм оценки качества
образования,
изменение не только методов оценки, но и представления о самом феномен качества образования
введение таких показателей образовательных достижений как: образовательные достижения и их динамика, уровень развития ключевых (надпредметных) компетентностей, степень удовлетворенности образованием; степень участия в образовательном процессе (в классе и вне)
Слайд 7Введение нормативного подушевого финансирования
Внедрение принципа «деньги следуют за учеником» стимулирует
конкуренцию между школами за контингент учащихся. При этом основным конкурентным преимуществом школ выступает качество образования.
Слайд 8Развитие сети общеобразовательных учреждений
Введение стандартов качества условий обучения учащихся как необходимого
элемента качества образования.
Слайд 9Новая ориентация моделей финансирования и управления
финансирование по результатам
управление, ориентированное на результат
Слайд 10Расширение общественного участия в управлении образованием
Создание механизмов участия гражданских институтов (ГИ)
в реализации финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов стимулирования качества работы педагогов и школ (через создание органов государственно-общественного управления, наделенных полномочиями по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда, введение публичной отчетности образовательных учреждений, обеспечение участия общественности в процедурах лицензирования и аккредитации образовательных учреждений).
Слайд 11Основания
Гражданские институты как представители интересов налогоплательщиков должны выступить внешним экспертом результативности
модернизации образования. Через участие в контроле и оценке качества, через публичную отчетность ими должны быть получены объективные свидетельства улучшения работы школ и педагогов, свидетельства эффективности инвестиций в образование.
Удовлетворенность населения качеством услуг (образовательных)
Слайд 12Основания
В рамках комплексной модернизации образования должны сложиться такие механизмы, которые стимулируют
не традиционное качество образования, стандарты которого задавались внутри системы образования и не претерпели существенных изменений за последние десятилетия, а новое качество образования, востребованное в современном обществе, соответствующее ожиданиям и запросу потребителей образовательных услуг – так называемому гражданскому (общественному) заказу.
Слайд 13Логика общественного участия в управлении образованием
Предъявление, формулирование общественного заказа образованию
Согласование стратегии
его реализация
Сопровождение и обеспечение реализации
Анализ, контроль, оценка реализации
Слайд 14Направление 1
Обеспечение участия общественности, гражданских институтов в разработке образовательной политики на
всех уровнях образования (определение приоритетов развития образования, стандартов содержания образования и качества условий образовательного процесса с учетом общественного заказа).
Слайд 15Условия и механизмы
создание органов ГОУ на всех уровнях
организация общественных слушаний
организация
общественной экспертизы программных и нормативных документов
создание государственно-общественных советов федеральных, региональных, муниципальных программ развития образования
Слайд 16Направление 2
Обеспечение участия общественности в сопровождении процесса практической реализации общественного заказа
Слайд 17Условия и механизмы
наличие у общественности инструментов управления (полномочий по принятию решений),
в т.ч. в вопросах распределения ресурсов и кадровой политики:
участие в формировании бюджета и контроле за его исполнением
участие в распределении стимулирующих выплат
участие в экспертизе образовательных проектов и программ для распределения грантов и премий
участие в аттестации руководителей и педагогов
полномочия по согласованию кадровых назначений
Слайд 18Направление 3
Обеспечение участия общественности, гражданских институтов в мониторинге и контроле практической
реализации общественного заказа:
Слайд 19Условия и механизмы
система общественного наблюдения (участие представителей общественности в качестве наблюдателей
в процедурах итоговой аттестации учащихся, аттестации педагогов и учителей и др.),
система общественного контроля и оценки (участие в процедурах лицензирования и аккредитации, в рассмотрении предложений, заявлений, жалоб, рекламаций граждан, в мониторинге программ и проектов и др.)
система информирования общественности (публичная отчетность всех уровней, сайты, публикации в СМИ, прямые рассылки, организация собраний и встреч)
Слайд 20Модели
Модель «гражданских институтов»
Модель «заинтересованных граждан» (стейк-холдеров)
Слайд 21Модель «гражданских институтов»
Привлечение гражданских институтов (ГИ) к согласованию образовательной политики, контролю
качества образования через представительство в совещательных органах, структурах внешнего контроля, наблюдения, экспертизы
Слайд 22Модель «заинтересованных граждан»
Включение граждан (потребителей услуг) в структуры управления образовательными
системами
Слайд 23Модель «заинтересованных граждан»
Особенность - контроль и оценка не существуют отдельно, но
включены в общую систему управления, связаны с целеполаганием, планированием, ресурсным обеспечением, кадровой политикой.
Слайд 24Советы
Наделение управленческими полномочиями, позволяющими оформить и реализовать общественный заказ
Слайд 25Полномочия
Совет утверждает программу развития общеобразовательного учреждения, т.е. документа, определяющего образовательную политики
школы, перспективные цели и задачи школы, стандарты качества результатов, процесса и условий обучения.
Совет согласовывает локальные акты общеобразовательного учреждения, устанавливающие показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников общеобразовательного учреждения, т.е. участвует в разработке политики управления качеством образования.
Слайд 26Полномочия
Совет вносит руководителю общеобразовательного учреждения предложения в части:
- материально-технического обеспечения и
оснащения образовательного процесса, оборудования помещений общеобразовательного учреждения (в пределах выделяемых средств);
- создания в общеобразовательном учреждении необходимых условий для организации питания, медицинского обслуживания обучающихся;
- организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
- мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся,
и таким образом участвует в согласовании стандартов качества условий обучения учащихся.
Слайд 27Полномочия
Совет согласовывает ключевые параметры образовательной программы (т.е. документа, определяющего формируемые в
образовательном процессе компетентности учащихся, принципы организации образовательного процесса, используемые методы и технологии), а именно:
- согласовывает компонент общеобразовательного учреждения государственного стандарта общего образования и профили обучения;
- согласовывает годовой календарный учебный график;
- согласовывает введение новых методик образовательного процесса и образовательных технологий;
- согласовывает выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Слайд 28Полномочия
Совет участвует в оценке качества и результативности труда работников общеобразовательного учреждения,
т.е. участвует в мониторинге и контроле реализации общественного заказа.
Совет участвует в подготовке и утверждает публичный (ежегодный) доклад общеобразовательного учреждения, т.е. участвует в анализе реализации общественного заказа и представлении его результатов широкой общественности.
Слайд 29Полномочия
Совет сопровождает и обеспечивает реализацию общественного заказа:
согласовывая бюджетную заявку, смету бюджетного
финансирования и смету расходования средств, полученных общеобразовательным учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников,
участвуя в распределении выплат стимулирующего характера работникам школы.
Слайд 30Совместная оценка
Участники разделяют ответственность за оценку
Оценочные вопросы разрабатываются совместно
Сведения, полученные в
результате оценки, используются для усовершенствования образовательной политики и программ
Слайд 31Принципы
соответствие содержания и процедуры оценки требованиям существующего законодательства и нормативных актов
в системе образования
ориентация на практическую значимость результатов оценки, их использование для совершенствования деятельности школы и всех участников образовательного процесса,
обоснованный и согласованный выбор показателей и методов оценки
Слайд 32Принципы
использование широкого круга надежных источников информации
взаимное доверие всех участников оценки, обеспечение
постоянного диалога при проведении оценки и анализе результатов
открытость и доступность результатов оценки для всех заинтересованных лиц и сторон
Слайд 33Использование результатов оценки
Органы управления образованием, служба надзора
при лицензировании, аккредитации и инспектировании
школ (вводится в рамках новой системы надзора);
при аттестации педагогических работников;
при аттестации администрации образовательных учреждений
Слайд 34Использование результатов оценки
при разработке программ развития образования, стандартов содержания и условий
обучения; нормативов финансирования;
при разработке программ развития сети образовательных учреждений,
при принятии решений о награждении работников образования ведомственными наградами, премиями и др.
Слайд 35Использование результатов
Органами ГОУ, гражданскими институтами:
при принятии решений о распределении стимулирующей части
фонда оплаты труда педагогических работников;
при принятии решения о симулирующих выплатах руководителям образовательного учреждения;
при проведении общественной аккредитации образовательного учреждения;
при принятии решения о выделении грантов и премий за качество и результативность
Слайд 36ЭФФЕКТЫ
повышение информированности общественности о деятельности школы
оформление общественного заказа к образованию
повышение
мотивации общественности к деятельности по улучшению школы
создание условий для участия общественности в принятии решений по ключевым вопросам развития школы
становление партнерских отношений с администрацией и педагогами
Слайд 37ЭФФЕКТЫ
повышение инвестиционной привлекательности школы
осознание и повышение ответственности общественности за результаты образование;
стимулирование
всех участников образовательного процесса на конкретные действия, направленные на повышение качества образования
повышение объективности оценивания школы
Слайд 38Формы общественного участия в оценке и контроле качества
Общественная экспертиза
Публичная отчетность
Общественное наблюдение
Внутришкольный
государственно-общественный мониторинг и оценка качества
Слайд 39Объекты общественной экспертизы
результаты образования (образовательных услуг), предоставляемого обучающимся образовательными учреждениями различных
типов и видов;
условия ведения образовательного процесса в образовательных учреждениях различного типа и вида;
учебные планы и образовательные программы, реализуемые в образовательных учреждениях;
процедуры итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях различного типа и вида;
деятельность образовательных учреждений различного типа и вида по управлению качеством образования;
проекты и программы инновационной и экспериментальной деятельности образовательных учреждений и педагогов;
воспитательные программы, реализуемые образовательными учреждениями и системами образования.
Слайд 40Общественно-государственная экспертиза в рамках лицензирования – это процедура общественно-государственной оценки условий
образовательных учреждений системы общего образования, устанавливающая согласно Закону РФ «Об образовании» соответствие государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов с учетом уровня и направленности образовательных программ.
Слайд 41Члены экспертной комиссии назначаются из числа:
специалистов исполнительных органов государственной власти и
органов местного самоуправления, в том числе органов управления образованием, культуры, спорта, здравоохранения и другие;
методистов и иных специалистов научных организаций;
представителей образовательных учреждений, в том числе руководителей и представителей органов самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.
Слайд 42Общественно-государственная аккредитационная экспертиза – это процедура общественно-государственной оценки образовательной деятельности, устанавливающая
соответствие содержания образования требованиям государственных образовательных стандартов, требованиям типа, вида и категории образовательных учреждений к уровню и направленности реализуемых образовательных программ; качества общеобразовательной подготовки требованиям государственного образовательного стандарта; показателей образовательного учреждения региональным нормативам для установления типа, вида, категории образовательного учреждения.
Слайд 43Общественно-государственная аккредитационная экспертиза образовательных учреждений системы общего образования проводится в два
этапа:
внутренняя экспертиза;
внешняя экспертиза.
Слайд 44Общественная составляющая аккредитационной экспертизы предполагает оценку качества образовательных услуг заинтересованными физическими
лицами, общественными организациями, гражданскими институтами и направлена на установление соответствий показателей образовательного учреждения консолидированным заказам на оказание образовательных услуг, социальному заказу потребителей образовательных услуг.
Слайд 455.2. Внутренняя экспертиза (самообследование) – это комплекс последовательных процедур по оценке
самим образовательным учреждением своей деятельности в соответствии с показателями качества, включающий:
5.2.1. сбор, обработку, систематизацию информации и подготовку информационной карты образовательного учреждения;
5.2.2. опрос, анкетирование участников образовательного процесса, обработку результатов анкетирования;
5.2.3. подготовку отчета о самообследовании, коллегиальное рассмотрение и утверждение результатов самообследования органом самоуправления, обеспечивающего государственно-общественный характер управления и педагогического совета образовательного учреждения.
5.2.4. принятие решения о заявляемом статусе образовательного учреждения, оформление заявления, документов на аккредитацию, согласование с Учредителем.
Слайд 46Члены аккредитационной экспертной комиссии назначаются из числа:
специалистов органов управления образованием, культуры,
спорта, здравоохранения и другие.
методистов и иных специалистов предметных областей общего (основного и дополнительного) образования;
руководителей (заместителей руководителей) образовательных учреждений;
представителей Управляющих Советов, родительской общественности;
представителей общественных организаций.
Слайд 47ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
«О сертификации общественных экспертов»
Общественный эксперт – представитель общественных организаций, гражданских
институтов, органов государственно-общественного управления школьного, муниципального и регионального уровня, выдвинутый в качестве участника государственно-общественной экспертизы образования, прошедший сертификацию.
Слайд 48 Принципы сертификации
организация выдвижения кандидатов в общественные эксперты из представителей
профессиональных педагогических общественных объединений, представителей профессиональных общественных организаций из сферы культуры, спорта, молодёжной политики и здравоохранения. Приоритет отдается общественным экспертам Приоритетного национального проекта «Образование», представителям, участвующим в работе Общественных палатах, советах общественных инициатив, органов государственно-общественного управления образовательными учреждениями и муниципальных общественных советов по развитию образования, Советов выпускников, профсоюзных организаций.
при необходимости организация обучения представителей общественности по Программам повышения квалификации для общественных экспертов, пробное практическое участие в процедурах экспертной работы;
определение компетентности общественного эксперта на основании критериев и показателей, разработанных для сертификации общественного эксперта;
Слайд 49Процедуру сертификации общественных экспертов осуществляет Центр сертификации Комитета контроля и надзора
в сфере образования Департамента общего образования Томской области.
Организацию работы по формированию состава общественных экспертов, научно-методическое и организационное сопровождение деятельности общественных экспертов в процессе становления их компетентности осуществляют Ресурсно-внедренческие центры инноваций Томской области (координатор – ОГУ РЦРО).
Слайд 50Объекты общественного наблюдения
1) процедуры итоговой аттестации учащихся, в том числе в
форме единого государственного экзамена;
2) процедуры лицензирования образовательных учреждений;
3) процедуры аккредитации образовательных учреждений;
Слайд 51Объекты общественного наблюдения
4) процедуры аттестации администрации образовательных учреждений;
5) деятельность аттестационных, аккредитационных,
медальных, конфликтных и иных комиссий;
6) процедуры проведения контрольных и тестовых работ для учащихся образовательных учреждений.
Слайд 52Публичная отчетность
Публичная отчетность – средство обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности
органов управления образования всех уровней (окружного, муниципального, образовательного учреждения).
Слайд 53Аккредитация
Интеграция «внешней» и «внутренней» оценки:
Включение общественности в экспертные комиссии
Участие в органа
государственно-общественного управления
Слайд 54
Внутришкольный государственно-общественный мониторинг и оценка качества
1) Определение целей и задач проведения
оценки. (Цели оценки могут быть связаны с получении информации о состоянии системы в целом, но могут касаться отдельных ее аспектов. Оценка может решать задачи выявления эффективности влияния реализуемой программы развития и отдельных инновационных проектов. В зависимости от типа и масштаба цели определяются структура, показатели и инструментарий оценки).
2). Определение структуры оценки (структура оценки определяет тип оценки в поставленных задач; информацию необходимую для проведения оценки, источники и методы ее получения; методы анализа информации).
3). Разработка плана проведения оценки (определение: сроков проведения оценки; всех лиц, привлекаемых к проведению оценки; ресурсов, необходимых для проведения оценки).
Слайд 55Внутришкольный государственно-общественный мониторинг и оценка качества
Разработка и согласование показателей (индикаторов)
оценки.
Разработка и согласования инструментария и процедуры проведения оценки.
Процесс оценивания (сбор данных, их обработка и анализ).
Анализ данных.
Информирование о результатах.
Принятие решений, выработка предложений и рекомендаций по результатам оценки.
Слайд 56«Дружественный критика»
Признает и радуется достижениям школы
Разделяет заботы и проблемы школы
Уважает традиции
школы, ищет баланс между традициями и необходимыми изменениями
Понимает сильные и слабые стороны школы, знает те проблемы, которые не дают достичь наибольшего успеха
Обеспечивает директора школы и ее коллектив поддержкой, советами, и информацией, исходя из имеющихся знаний и опыта
Отмечает недостатки и требует улучшений в работе школы на основе хорошего знания о существующем положении дел
Продвигает (преследует, отстаивает) интересы школы в социальном окружении
Слайд 57Внешняя оценка
Общественная аттестация (аккредитация) позволяет образовательному учреждению оценить те сферы его
деятельности, которые не являются объектом государственной аттестации (аккредитации), т.е. позволяет получить более полную и объективную оценку всех сфер деятельности образовательного учреждения, показать имеющиеся достижения и результаты, не отмеченные в рамках государственной аттестации (аккредитации). Управляющий совет в таком случае выступает как инициатор (заказчик) внешней оценки, формируя независимую экспертную комиссию (совет).
Аудит качества может проводиться по традиционным показателям качества государственной или негосударственной структурой, специализирующейся на проведении оценки (во многих регионах подобные услуги оказывают так называемые Центры качества образования) с которой управляющий совет (школа) заключает договор.
Слайд 58Стимулирование качества
участие в определении предмета стимулирования, т.е. оформление гражданского заказа на
результативность и качество образования;
участие в определении оснований для стимулирования, т.е. осуществление контроля практической реализации гражданского заказа;
участие в определении, формировании и контроле за использованием ресурсной базы стимулирования, т.е. участие в формировании «бюджета стимулирования» и контроле за его исполнением
Слайд 59
Участие гражданских институтов в определении предмета стимулирования предполагает наличие (создание) механизмов
участия общественности в определении приоритетов развития образования, стандартов содержания и условий образования, показателей оценки качества образования.
Участие общественности в определении, формировании и контроле за использованием ресурсной базы стимулирования предполагает наличие (создание) механизмов участия общественности в формировании бюджетов образовательного учреждения, муниципальной системы образования и контроле за их исполнением
Слайд 60
Участие гражданских институтов в определении оснований для стимулирования предполагает наличие (создание)
механизмов участия общественности в оценке и контроле качества:
система информирования общественности – публичная отчетность всех уровней и др.;
система общественного наблюдения (участие представителей общественности в качестве наблюдателей в процедурах итоговой аттестации учащихся, аттестации педагогов и учителей и др.);
система общественной экспертизы (участие общественности в процедурах лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, в инспекциях и проверках, в рассмотрении предложений, заявлений, жалоб, рекламаций граждан, в мониторинге программ и проектов, в экспертизе инновационных проектов и программ.
Слайд 61«Дефекты» модели
гражданские институты оценивают и стимулируют качество образование, не отражающее их
интересы и ожидания;
гражданские институты не имеют информации о результатах деятельности педагога, школы по значимым для них критериям;
гражданские институты не имеют возможности влиять на размеры стимулирующих выплат, что может снизить и даже свести на нет эффект стимулирования.
Слайд 62Участие гражданских институтов в реализации финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов стимулирования качества
работы педагогов в первую очередь осуществляется через реализацию полномочий органов государственно-общественного управления.
Слайд 63В полномочиях Советов должны быть отражены все представленные выше базовые направления
участия гражданских институтов в реализации финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов стимулирования качества работы педагогов общего образования.
Слайд 67Стимулирование педагогов осуществляется Советом в согласованном им объеме (в том числе
– за счет привлеченных внебюджетных средств) на основе данных о качестве их работы, полученных при участии или под контролем Совета на основе согласованных Советом критериев и показателей качества