Слайд 1Общая педагогика
Технологический подход в образовании.
Мошнина Роза Шамилевна – зав. кафедрой начального
образования, к.п.н., профессор.
Слайд 2Образовательные технологии
В научном аспекте – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая
цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.
Слайд 3Образовательные технологии
В процессуально-описательном аспекте – описание процесса (алгоритм), совокупность целей, содержания,
методов и средств для достижения планируемых результатов.
Слайд 4Образовательные технологии
В процессуально-действенном аспекте – осуществление педагогического процесса, функционирование всех личностных,
инструментальных и методических педагогических средств.
Слайд 5Образовательные технологии
Рассматриваются и как наука, исследующая наиболее рациональные пути обучения, и
как система способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и как реальный процесс.
Слайд 6Иерархия педагогических технологий
Общепедагогические технологии
Частнопредметные технологии
Локальные технологии
Слайд 7Структура образовательных технологий
Концептуальная основа
Содержательная часть:
цели обучения (общие и конкретные)
содержание учебного материала
Процессуальная
часть
организация учебного процесса
методы и формы учебной деятельности учащихся
методы и формы деятельности учителя
управление образовательным процессом
мониторинг образовательного процесса и его результатов
Слайд 8Критерии технологичности
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Слайд 9Классификационные признаки образовательных технологий
Уровень применения (общепедагогические, частно-предметные, локальные)
Философская основа (материализм –
идеализм, диалектика – метафизика, природосообразность, гуманизм, теософия, прагматизм, экзистенциолизм)
Слайд 10Классификационные признаки образовательных технологий
Основной фактор развития (биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические)
Концепция усвоения
(ассоциативно-рефлекторная, содержательного обобщения, поэтапного формирования умственных действий, бихевиористская, гештальттеория, суггестопедическая, нейролингвистического программирования)
Слайд 11Классификационные признаки образовательных технологий
Ориентация на личностные структуры (ЗУН, операционные СУД, эстетические
и нравственные отношения, саморазвития, эвристические, прикладные.
Характер содержания (обучения и воспитания, религиозные и светские, общеобразовательные и профильные, гуманитарные и технократические)
Слайд 12Классификационные признаки образовательных технологий
Тип управления деятельностью (разомкнутое – неконтролируемое и некорректируемое,
цикличное – с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем, направленное – индивидуальное, рассеянное – фронтальное, ручное – вербальное, автоматизированное – с помощью средств обучения)
Слайд 13Классификационные признаки образовательных технологий
Организационные формы: классно-урочные – альтернативные, академические – клубные,
индивидуальные – групповые, коллективные, дифференцированные.
Подход к ребенку: авторитарный, дидактоцентрический, личностно-ориентированный, гуманно-личностный, сотрудничество, свободного воспитания, эзотерический.
Слайд 14Классификационные признаки образовательных технологий
Преобладающий метод: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного
обучения, развивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и т.д.
Слайд 15Классификационные признаки образовательных технологий
Направления модернизации: гуманизация, демократизация, активизация и интенсификация, эффективность
организации и управления, методическое и дидактическое реконструирование.
Категория обучающихся: массовая, углубленного обучения, компенсирующего обучения, виктимологическая, работы с девиантными, работы с одаренными.