Слайд 2В центре сегодняшней проблемы — противоречие между интересами современного человека, общественными
запросами и целями, содержанием образования.
Слайд 3Образование как социальный институт
Образование как социальный институт отвечает потребностям личности и
общества в приобретении знаний; является системой учреждений, обладающей материальными средствами, коммуникациями; выполняет в соответствии с нормативными актами функции передачи социального опыта, включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре.
Слайд 4В соответствии с ФЗ 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в РФ»
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Слайд 5Ориентиры образования
Личностный
Он исходит из признания человека высшей ценностью, а права на
образование - одним из фундаментальных прав личности.
Образование - это то, что заставляет человека стремиться развивать и применять свои способности.
вводит индивида в культурную жизнь
помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия
определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патриотом
Важным показателем образования является человеческий интеллектуальный капитал - капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, знаний, опыта.
Социальный
Развитие каждой индивидуальности способствует общественному развитию.
Если общество создает личности возможности развиваться это неизбежно приводит к развитию общества в целом.
Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точнее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволюционного развития.
помогает людям осознанно подходить к оценке основных документов различных партий и определять свое отношение к их политике.
Слайд 6Образование служит укреплению национальной безопасности РФ:
способствует экологической безопасности
укрепляет экономическую безопасность
реализует
военно-технический потенциал
Слайд 7Тенденции развития образования в современном мире
Тенденция - это синоним слов «направление
развития», «склонность», «стремление».
Главная, постоянно действующая тенденция образования создание адекватного мировому уровню общей и профессиональной культуры человека.
Вместе с тем появляются теоретические и практические ростки тенденции «работать на опережение».
Слайд 8Тенденции образования:
интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других
специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;
гуманизация - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
дифференциация и индивидуализация - создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;
демократизация - создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, за интересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием.
Слайд 9гуманитаризация образования – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов
в содержании образования и т.о. на формирование личностной зрелости обучаемых.
информатизация образования реализация комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний в учебном процессе, удовлетворение спроса участников этого процесса на информационные продукты и услуги.
компьютеризация образования - процесс внедрения компьютерных продуктов и услуг в учебный процесс, повышение общеобразовательного уровня обучаемых в применении компьютеров.
профилизация - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Слайд 10Профилизация образования
Профилизация обучения в старшей школе - процесс, решающий следующие задачи:
установление
равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
обеспечение учащимся возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории средствами создания гибкой системы профилей;
обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования; расширение возможностей социализации школьников с учетом реальных потребностей рынка труда, обеспечение преемственности между предпрофильным и профильным обучением в рамках общего образования, общим и профессиональным образованием за счет кооперации общеобразовательного учреждения с предприятиями и учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Слайд 11В основу целей образования положены четыре базовых принципа, изложенных в документах
Международной комиссии по образованию для XXI в.
Первый принцип — научиться познавать, приобретать знания, умение учиться.
Тенденции:
выдвижении в образовательном процессе на первый план не только формирования знаний, но и овладения способами самостоятельного труда по их приобретению;
возрастающем значении общекультурного аспекта образования, соединении фундаментальной профессиональной подготовки и овладения гуманитарными знаниями.
Слайд 12Второй принцип — научиться делать, научиться работать, приобретать не только профессиональную
квалификацию, но и компетентность, являющуюся основой конкурентоспособности выпускника образовательных учреждений.
Компетенция определяется как знания, опыт в той или иной области деятельности.
Профессиональная компетентность — круг связанных с профессией проблем, в которых индивид обладает познаниями, жизненным и учебным опытом, достаточным для решения практических и теоретических задач.
Тенденция:
на усиление практической направленности образования, достижение выпускниками профессиональной компетенции.
Слайд 13Третий принцип — научиться жить вместе, сосуществовать, воспитывать способность к пониманию
других людей, народов; развивать знания об их истории, традициях, образе мышления, уважать их ценности.
Тенденция:
возрастания роли образования в формировании гражданских качеств личности, одно из которых — сознание необходимости установления лояльных отношений между социальными группами, народами, государствами.
Слайд 14Четвертый принцип формулируется так: научиться жить с тем, чтобы содействовать развитию
собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность.
Тенденции:
повышения роли образования в раскрытии творческого по потенциала личности
переход к практике непрерывного образования.
развитие непрерывного образования способствует распространению тенденции совершенствования общего образования.
Слайд 15Функции непрерывного образования:
компенсирующая (восполнение пробелов в базовом образовании),
адаптивная (оперативная подготовка
и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации),
развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).
Слайд 16Российское образование на пути модернизации
Развитие человечества неизбежно ведет к приданию нового
облика (обновлению) всем сферам общественной жизни.
Модернизация образования — это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.
Слайд 17 Модернизация прежде всего направлена на выполнение главной задачи — обеспечение современного
качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Слайд 18Необходимость модернизации образования объясняется следующими факторами:
I. Изменения в мире и стране
выдвигают перед образованием новые задачи:
ускорение темпов развития общества требует подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
переход к постиндустриальному обществу, необходимость решения глобальных проблем в рамках международного сотрудничества, расширение масштабов межкультурного взаимодействия выдвигают на первый план задачи
формирования творческого мышления, коммуникабельности
и толерантности;
динамическое развитие экономики, рост конкуренции,
сокращение сферы неквалифицированного труда, глубокие
структурные изменения в сфере занятости определяют постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.
Слайд 19
II. Необходимы изменения в целях и содержании образования, направленные на то,
чтобы они отвечали социально-экономическим и политическим трансформациям в стране, современному уровню науки, техники, технологии, ориентировали на формирование фундаментальных знаний, постижение общей культуры; нацеливали на развитие личности обучающихся, индивидуальный подход к ним, повышение качества знаний.
III. Необходим переход к практической реализации концепции нового образования; от провозглашения всеобщности и доступности образования — к реальному воплощению этих принципов.
Необходимо поднять социальный статус педагогов, чья оплата труда — одна из самых низких в стране, улучшить материально-техническое оснащение учебных заведений.
Необходимость модернизации образования объясняется следующими факторами:
Слайд 20Направления модернизации образования
разработка государственных стандартов среднего и высшего образования;
разработка новых
учебных программ;
подготовка нового поколения учебников, которые могут поступить в школы лишь после их одобрения ведущими научными учреждениями страны;
проведение Единого государственного экзамена, призванного заменить выпускные экзамены в средних школах и вступительные в вузы;
осуществление профильного обучения в школе;
развитие внешкольных форм образования (Интернет, библиотеки, дома творчества, спортивные школы и т. п.);
улучшение финансового обеспечения образования и в связи с этим повышение социального статуса педагогов
Слайд 22Высшее образование вводит:
Бакалавриат (4 года)
Магистратуру (5 лет)
Адъюнктура
Аспирантура
Интернатура
Докторантура