Слайд 1Образование как социальный институт
Лекция 10
Слайд 2Социальный институт образования – это …
… одна из составляющих культурного окружения
личности, разрабатывающая и применяющая на практике систему мер, организующих приобщение личности к культуре.
Слайд 3Признаки института образования:
установки и образцы поведения - любовь к знаниям,
посещаемость
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни, форма
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правила учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении
Слайд 4В социологии принято различать …
Формальное образование (специальные учреждения (школы, вузы),
осуществляющие процесс обучения)
Неформальное образование (несистематизированное обучение человека в процессе общения с окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации)
Слайд 5Функции образования
Умственное, нравственное и физическое развитие человека
Функция социализации
Функция активизации социальных
перемещений
Социальная селекция
Формирование профессионально-квалификационного состава населения
Слайд 6Основные роли
Преподаватели
Учащиеся
Организаторы и руководители образования
Слайд 7Роль учителя
Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя сводятся к следующим
моментам:
он должен быть специалистом в определенной области науки и культуры
обладать лекторскими способностями и умением общаться с аудиторией,
владеть методикой обучения студентов или школьников, научить их самостоятельным приемам обучения (запись уроков, лекций, работа с литературой, решение задач и др.),
уметь популярно и доходчиво объяснять трудные вопросы, помочь исправить ошибки и т.д.
Слайд 8Социальное положение учительства
По данным опросов учителей регионов Сибири, Дальнего Востока,
некоторых центральных районов, около 40% отрицательно настроены по отношению к своей профессии, а 30,6% затруднились с ответом.
Слайд 9Социальное положение учительства
4% учителей идут в школу охотно и радостно,
2%
отбывают время,
19% - с текучим меняющимся настроением,
19% - с чувством тяжелой повинности,
61% - с постоянным беспокойством и тревогой.
Слайд 10социальный статус учителя
При ответе на вопрос, заданный учащимся-старшеклассникам "Как вы
оцениваете престиж профессии учителя в нашем обществе?»
4,6% признали его "высоким",
61,5% - "средним"
32,8% - "очень низким".
Опросы родителей также свидетельствуют о резком снижении авторитета учителя в обществе: только 35% считают престиж учительской профессии высоким, около половины, 46% — "средним", а 51% - "низким "и "очень низким".
Слайд 11Роль ученика
Какие требования к его поведению предъявляет нормативно-ценностная система образования?
изучать
различные предметы согласно программе курса (класса),
усваивать и запоминать информацию,
овладевать навыками самостоятельного изучения и использования изученных фактов,
добросовестно посещать учебные занятия,
уметь слушать педагога и принимать участие в ходе занятий, лекций и т.п.
Слайд 12Современное образовательное пространство
Слайд 13Проблемы социального института образования
переход от демократической системы образования, доступной представителям всех
социальных групп, к элитарной модели.
отдельных педагогов, руководителей учебных заведений уличают в поборах с учащихся и их родителей, в различных незаконных махинациях, пьянстве.
Слайд 14Проблемы социального института образования
большинство педагогов отстали от требований времени.
Отказ от
деятельности детских общественных организаций привел к тому, что образование потеряло почти все ориентиры, не обретя новых.
коммерциализация школы не всегда сопровождается повышением качества обучения.
Слайд 15Основные виды образования
система дошкольного воспитания,
общеобразовательная школа,
профессионально-техническое образование,
среднее специальное
образование,
высшее образование,
послевузовское образование,
система повышения квалификации и переподготовки кадров,
образование по интересам.
Слайд 16Дошкольное воспитание
Не является обязательной ступенью образования
В 1992 г. в детсадах находился
только каждый второй ребенок.
Слайд 17Общеобразовательная школа
На сегодняшний день полное среднее образование длится 11 лет.
Обязательным
является неполное среднее образование – 9 лет.
По данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5-2 млн. детей
Слайд 18Специальные образовательные учреждения
Коррекционные образовательные учреждения (для детей с отклонениями в развитии)
Исправительно-трудовые
учреждения
Оздоровительные и санаторно-лесные школы
Слайд 19Среднее специальное образование
Техникумы
Колледжи
Музыкальные и художественные училища
Слайд 20Университеты
Первые университеты в России:
1755 - Московский
1804 – Казанский
1805 – Харьковский
1819
– Петербургский
1834 – Киевский
1865 – Одесский (Новороссийский)
1888 - Томский
Слайд 21Система высшего образования
Двухуровневая система высшего образования: бакалавриат (высшее общее образование) и
магистратура (высшее профессиональное образование)
По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию.
Слайд 22Что такое «Болонский процесс»?
«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого
образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации
Слайд 23Страны, входящие в Болонский процесс
В настоящее время Болонский процесс объединяет
45 стран.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.
Слайд 24В Болонской декларации указаны 10 основных задач
введение общепонятных, сравнимых квалификаций
в области высшего образования,
переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат – магистратура),
введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО,
Слайд 25В Болонской декларации указаны 10 основных задач
повышение мобильности студентов, преподавателей и
административно-управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном),
обеспечение необходимого качества высшего образования,
взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов.
Слайд 26В Болонской декларации указаны 10 основных задач
введение аспирантуры в общую систему
высшего образования (в качестве третьего уровня),
придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования,
реализация социальной роли высшего образования, его доступность,
развитие системы дополнительного образования (так наз. «образование в течение всей жизни»).
Слайд 27Выберите правильный ответ
1. Обязательным в России, согласно закону об образовании является
образование…
a) основное девятилетнее
b) полное среднее
c) семилетнее
d) высшее
Слайд 28Выберите правильный ответ
2. Одним из направлений реформы высшего образования в России
является…
a) введение бакалавриата и магистратуры
b) введение автономии университетов
c) введение выборности ректоров университетов
d) введение единых учебных планов
Слайд 29Выберите правильный ответ
3. Функция социального института образования, связанная с отбором наиболее
одаренных индивидов, называется …
a) функция мобильности
b) функция социализации
c) функция селекции
d) функция интеграции
Слайд 30Выберите правильный ответ
4. Первый университет в России был основан в ____
году.
a) 1724
b) 1755
c) 1803
d) 1855
Слайд 31Выберите правильный ответ
5. Среднее специальное образование в России можно получить в:
a)
средней общеобразовательной школе
b) вечерней школе
c) музыкальной школе
d) колледже
Слайд 32Выберите правильный ответ
6. Первый университет в России был основан в городе
…
a) Москва
b) Самара
c) Томск
d) Казань
Слайд 33Выберите правильный ответ
7. В современную систему образования как социального института в
России не входят …
a) коммерческие вузы
b) академии художеств
c) военные академии
d) духовные академии
Слайд 34Выберите правильный ответ
8. К проявлениям дисфункции образования как социального института в
современном российском обществе относится…
a) массовое распространение «репетиторства»
b) проведение предметных олимпиад
c) лицензирование образовательной деятельности
d) проведение факультативных занятий
Слайд 35Выберите правильный ответ
9. Снижение социального престижа профессии «учитель» – это проявление…
a)
повышение заработной платы
b) перестройки института образования
c) гуманитаризации образования
d) дисфункции института образования
Слайд 36Выберите правильный ответ
10. В соответствии с реформой среднего образования длительность обучения
в общеобразовательной школе будет составлять _____ лет.
a) 12
b) 10
c) 8
d) 11
Слайд 37Выберите правильный ответ
11. Уровень квалификации специалиста, закончившего Высшее учебное заведение, подтвержденный
дипломом, называется…
a) высшим специальным образованием
b) специально-профессиональным образованием
c) высшим профессиональным образованием
d) высшим общим образованием
Слайд 38Выберите правильный ответ
12. В техникумах и колледжах получают _____________________ образование.
a) общее
специальное
b) фундаментальное
c) среднее специальное
d) высшее специальное
Слайд 39Выберите правильный ответ
13. Функция образования, связанная с изменением статуса человека, его
продвижением по карьерной лестнице называется…
a) мобильность
b) селекция
c) социализация
d) воспроизводство
Слайд 40Выберите правильный ответ
14. В российской системе образования «магистратура» относится к уровню
…
a) среднего профессионального образования
b) среднего общего образования
c) среднего специального образования
d) высшего профессионального образования
Слайд 41Выберите правильный ответ
15. В современную систему профессионального образования не входят…
a) вузы
b)
колледжи
c) спортивные клубы
d) техникумы