Слайд 1ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА XIX в.
1 ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX
в.
2 ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
3 РАЗВИТИЕ НАУКИ В XIX в.
Слайд 2ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Образование :
1) было привилегией господствующего класса,
2) оставалось труднодоступным
для представителей средних социальных слоев
3) было практически недоступным для представителей низших сословий.
Слайд 3Органы государственного управления образованием.
Для организации просветительских учреждений и управления ими
в 1802 г. было создано
Министерство народного просвещения
(с 1817 г. — Министерство духовных дел и народного просвещения).
Слайд 4Изданное в 1803 г. Положение об устройстве учебных заведений предусматривало создание
4-ступенчатой бессословной системы образования:
приходские школы
уездные училища,
гимназии,
университеты.
Слайд 5при Николае I сословность системы образования была восстановлена.
В соответствии с Уставом
учебных заведений 1828 г. учреждалась 3-ступенчатая система образования, находящаяся под сильным полицейским и церковным контролем.
Слайд 63-ступенчатая система образования
для детей «самых нижних состояний» (кроме
крепостных крестьян) предназначались приходские училища;
для детей городских «обывателей» — уездные училища,
для детей дворян — гимназии.
Слайд 7С середины 30-х гг. Министерство просвещения проводило в жизнь идеи С.
С. Уварова, заместителя министра с 1832 г., министра с 1838 г., пытавшегося своей теории совместить европейское образование и российский патриотизм (православие, самодержавие, народность).
Слайд 8Значительные успехи были достигнуты в области высшего образования.
В начале века
система высшего образования переживала заметный подъем. Значительно увеличилась сеть высших учебных заведений. Были открыты Дерптский (Тартуский — открыт заново в 1802 г., существовал с 1632 г.), Виленский, Казанский и Харьковский университеты; Главный педагогический институт в Петербурге.
Слайд 9после Отечественной войны 1812 г произошел отход от либеральных реформ:
1) Автономия
университетов была ограничена;
2) над высшей школой устанавливался постоянный контроль;
3) Александр I объявил главной задачей университетов воспитание в студентах «верных подданных государя и верных сынов православной церкви».
Слайд 10Николай I еще более ужесточил борьбу с «крамолой». Университетский устав 1835
г.:
1) уничтожил автономию вузов;
2) четко регламентировал все стороны университетской жизни;
Слайд 113) для контроля над вузами учреждалась должность попечителя учебного округа;
4) В
конце 40-х гг. преподавание философии было включено в курс богословия.
Слайд 12ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Либеральные реформы в области начального образования:
В июне 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах», предоставившее:
1) общественным учреждениям и частным лицам право открывать начальные школы (с разрешения властей).
2) Это способствовало расширению школьной сети при сохранении в руках правительства общего руководства учебным делом.
Слайд 13В результате проведенных реформ в России сложилось несколько типов начальных школ:
1)
государственные («министерские» ) школы открывало Министерство народного просвещения.
2) Земские школы. существовали на средства земств, они отличались демократическими традициями и вскоре стали основным звеном начального образования.
Слайд 143) Деревенские «школы грамоты» создавались по инициативе крестьян и существовали на
их средства, но зачастую оказывались под влиянием церковноприходских школ;
4) Частные школы не получили широкого распространения.
5) Воскресные школы для взрослых способствовали распространению грамотности и знаний среди непривилегированных слоев населения.
Слайд 15Изменения в области высшего образования:
1) Во второй половине XIX в. в
Российской империи было открыто 4 новых университета — в Одессе, Варшаве, Томске (первый в Сибири), Гельсингфорсе — и 30 высших специальных учебных заведений.
2) В 1863 г. был утвержден самый либеральный в истории Российской империи университетский устав.
Слайд 16В соответствии с уставом 1863 г. :
1) в полтора раза увеличивалось
число штатных профессоров;
2) вводились новые дисциплины;
3) создавались новые кафедры;
Слайд 174) университетам предоставлялась широкая автономия (право самостоятельно решать все научные,
учебные и административно-финансовые вопросы);
5) разрешалось иметь собственную цензуру;
выписывать из-за рубежа книги, журналы и газеты, которые не подлежали проверке на таможне.
Слайд 18РАЗВИТИЕ НАУКИ В XIX в.
1) появилась когорта ученых- естественников:
Лобачевский Н.И. –
создал неевклидову систему геометрии
Бэр К.М. – заложил основу новой науки – эмбриологии
Зинин Н.Н. – осуществил синтез анилина
Слайд 192) Ученые-гуманитарии:
Карамзин Н.М. – написал «Историю государства Российского» на основе анализа
огромного количества источников
3) ученые-географы:
Лисянский Ю.В. Крузенштерн – совершили первое в истории России кругосветное путешествие.