Обновление содержания дошкольного образования на современном этапе презентация

Содержание

6.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные

Слайд 1Обновление содержания дошкольного образования на современном этапе
Гаврилова Елена Николаевна, старший преподаватель

кафедры дошкольного и начального образования БОУ ДПО «ИРООО»

Слайд 26.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее

реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования.


Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309–ФЗ внес в статью 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» новый пункт 6.2:


Слайд 3П.4 ст.7 ФЗ «Об образовании»

Под «структурой основных образовательных

программ» понимается соотношение и объем их частей, а также соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.


Слайд 4Анализ действующих (комплексных) программ

Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под

ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (версия 2005 года).
Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; Науч. рук. Т.Н. Доронова.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович,
Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста/ Под ред. Л.А. Парамоновой.


Слайд 5Выводы
1) «цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности являются

4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:
- познавательно-речевое;
- физическое;
- социально-личностное;
- художественно-эстетическое.

Слайд 6Выводы
2) «наполненность» каждого из вышеперечисленных направлений в анализируемых программах неоднородна

в количественном и качественном отношении;
3) в настоящее время отсутствует единая точка зрения на то, каким должно быть содержание дошкольного образования, чтобы обеспечить достижение выпускником детского сада уровня физической и психологической готовности к школе для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования;


Слайд 7Выводы
4) объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в

действующих программах распределен достаточно неравноценно:
1 место - познавательно-речевое развитие (от 40 до 47% занятий);
2 место – художественно-эстетическое развитие (от 20 до 40%);
3 место – физическое развитие (19-20%).
4 место – социально-личностное развитие (от 0 до 13%).


Слайд 8Выводы
5) в рамках вышеназванных основных направлений (социально-личностного, физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического) объем

образовательной нагрузки по различным видам деятельности детей (игровой, речевой, продуктивной и т.д.) представлен также неравноценно, с нарушением принципов возрастного подхода к образованию детей дошкольного возраста и требований СанПиН.

Слайд 9Разделы проекта Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного

образования

1. Общие положения (кем устанавливаются ФГОТ, в какие сроки пересматриваются, какие программы разрабатываются на основе указанных требований и т.п.);
2. Основные понятия (определены объем и содержание основных понятий, используемых в требованиях с целью уточнения, а также единства их восприятия всеми категориями пользователей);
3. Область применения (кому или в каких случаях необходимо руководствоваться указанными требованиями);


Слайд 10Разделы проекта Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного

образования


4. Функции федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, их назначение;
5. Общие требования (требования, отражающие целевые и ценностные ориентиры основной общеобразовательной программы дошкольного образования);


Слайд 11Разделы проекта Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного

образования


«Содержательные» требования (требования, фиксирующие научные основы дошкольного образования, его специфику, основные направления, образовательные области);
7. Организационные требования – требования, отражающие наличие частей (компонентов) программы, их объема, соотношения и др.



Слайд 12Основные направления развития детей и образовательные области
Физическое развитие
Познавательно-речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-личностное развитие
Физическая

культура

Здоровье

Художественное творчество


Коммуникация

Музыка


Чтение художественной литературы


Познание


Кругозор


Социализация


Труд


Безопасность


Слайд 13«Интеграция содержания дошкольного образования» –





состояние (или процесс, ведущий к такому

состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.


Слайд 14«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» -

программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая

в дошкольном образовательном учреждении (группе) на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования различают две части: 1) обязательную часть, разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом; 2) часть, формируемую участниками образовательного процесса.


Слайд 15«Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования» –
часть основной общеобразовательной программы,

которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В группах компенсирующей и комбинированной направленности включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.


Слайд 16«Часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса» –
это

часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к обязательной части, и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.


Слайд 17Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования


1 модель – только

обязательная часть (группы общеразвивающей направленности без приоритетных направлений деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);



Слайд 18Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования
2-я модель – обязательная

часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое (группы общеразвивающей направленности с приоритетными направлениями деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

Слайд 19Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования
3-я модель – обязательная

часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет в дошкольных образовательных учреждениях для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста, образовательных учреждениях других типов и видов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);


Слайд 20Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования

4-я модель – обязательная

часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур (группы оздоровительной направленности во всех типах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);


Слайд 21Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования

5-я модель – только

обязательная часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);


Слайд 22Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования
6-я модель - обязательная

часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, а также по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования).


Слайд 23Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована

в любом образовательном учреждении (группе), кроме групп компенсирующей и комбинированной направленности,

рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
непосредственно образовательную деятельность;
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования


Слайд 24 Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования


Слайд 25
В объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования не входит

время, отведенное на:
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода;
дневной сон (в группах полного, сокращенного, продленного дня и круглосуточного пребывания).


Слайд 26
Оптимальным является равнодолевое соотношение объемов обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного

образования по основным направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое (примерно по 25% от суммарного объема).


Слайд 27Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными

возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности,

включает время, отведенное на:
непосредственно образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья


Слайд 28Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования для

детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 29 Примерный общий объем части, формируемой участниками образовательного процесса
дополнительно 5-6% к непосредственно

образовательной деятельности детей и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, обязательной части основной общеобразовательной программы, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет одно приоритетное направление деятельности;
дополнительно 11-12%, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет два приоритетных направления деятельности;


Слайд 30Примерный общий объем части, формируемой участниками образовательного процесса

дополнительно 17-18%, если учреждение

по результатам государственной аккредитации имеет три приоритетных направления деятельности;
дополнительно 24-25%, если у учреждения по результатам государственной аккредитации все направления деятельности – приоритетные.


Слайд 31«Совместная деятельность взрослого и детей» -
деятельность двух и более участников образовательного

процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

Слайд 32«Самостоятельная деятельность детей» -
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной

педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).


Слайд 33 Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

должна:

Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей,

их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра.


Слайд 34
Способствовать достижению ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую и физическую готовность

к школе, создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.



Слайд 35
Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и

задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).
Формировать такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.


Слайд 36
Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Программные темы должны быть

доступны детям и вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе.
Строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым.


Слайд 37
Структура Программы должна содержать пояснительную записку, организационный раздел, и следующие

обязательные разделы в соответствии с возрастом воспитанников:
- «Возрастные особенности детей»,
- «Физическое развитие»,
- «Социально-личностное развитие»,
- «Художественно-эстетическое развитие»,
- «Познавательно-речевое развитие»,
- «Психолого-педагогические результаты освоения программы».


Слайд 38


Планируется время на проведение психолого-педагогической диагностики результатов освоения Программы: 5-7 дней

в сентябре и мае.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика