Слайд 1Обеспечение качества самостоятельной работы с использованием компьютерных технологий у учащихся СПО/ВПО
Российский
государственный социальный университет
Слайд 2«...очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один
не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий». Д.А. Медведев
Слайд 3В настоящее время перед российской системой образования стоит ряд важных проблем,
среди которых следует выделить необходимость повышения качества и обеспечения равных возможностей доступа к образовательным ресурсам и сервисам всех категорий граждан вне зависимости от их места проживания, этнической принадлежности и религиозных убеждений.
Слайд 4Создание информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества в получении широкого
спектра образовательных услуг, а также формирование механизмов и необходимых условий для внедрения достижений информационных технологий в повседневную образовательную и научную практику является ключевой задачей на пути перехода к информационному обществу.
Слайд 5Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.
Этот процесс инициирует:
совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
Слайд 6совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения,
воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность;
Слайд 7внедрение разнообразных видов самостоятельной деятельности по обработке информации;
создание и использование
компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.
Слайд 8Массовое внедрение ИКТ в сфере образования и науки, использование нового образовательного
контента и новых технологий образования, в том числе технологий дистанционного образования влечет за собой изменение самой парадигмы образования, изменение стандартов и требований, методик преподавания, и как следствие, требует изменения самой стратегии развития образования.
Слайд 9Мировая практика развития и использования ИКТ демонстрирует в первую очередь явную
тенденцию к изменению традиционных форм организации образовательного процесса в условиях информационного общества. Вместе с этим меняются содержание образования, используемые в нем методики, дидактические подходы, технологии и стили.
Слайд 10Специалисты, которые будут использовать в образовательном процессе весь этот арсенал средств,
должны, прежде всего, обладать высоким уровнем фундаментальной подготовки в области ИКТ, иметь необходимые психолого-педагогические знания для эффективного осуществления всех функций, связанных с использованием средств ИКТ.
Слайд 11Президентская инициатива «Наша новая школа», учитывая тенденции времени, предлагает основные направления
развития образования, содержит характеристики высшей школы 21 века: она должна готовить студента к профессиональной мобильности, к возможному переучиванию, инициативности и умению творчески смотреть на окружающий мир. Все это заставляет высшую школу, хочет она того или нет, становиться иной.
Слайд 12Ключевыми инициативами в области информатизации образования и науки являются:
для общего образования
- "Новая школа - базис современного общества";
обеспечение равного доступа к качественному образованию для детей с ограниченными возможностями, обучающихся на дому, т.е. гуманизация и гуманитаризация системы образования;
Слайд 13 для системы среднего профессионального образования - "Формирование нового привлекательного имиджа
системы НПО/СПО";
для высшей школы и науки - под девизом "Профессионалы для новой экономики";
Слайд 14создание и внедрение среды информационного взаимодействия учреждений в сфере образования, включая
электронный документооборот, публичную отчетность всех учреждений системы образования - от школы до Министерства образования и науки РФ;
переход на использование отечественных программных продуктов и продуктов на базе Linux.
Слайд 15В Российском государственном социальном университете ведется системная работа по всем ключевым
направлениям развития и внедрения ИКТ в сфере образования.
В президентской инициативе «Наша новая школа» рассматриваются 5 направлений:
внедрение и использование ИКТ в управленческой деятельности как в образовательных учреждениях, так и муниципальных органах, осуществляющих управление в сфере образования,
Слайд 16использование лицензионного программного обеспечения, внедрение пакета свободного программного обеспечения (ПСПО), разработанного
в рамках приоритетного национального проекта «Образование»,
внедрение электронных дневников и журналов успеваемости в деятельность образовательного учреждения,
использование ИКТ в образовательном процессе образовательных учреждений как в урочное, так и внеурочное время, в дополнительном образовании.
Слайд 17Особенности дидактических моделей проведения лекционных и семинарских занятий с применением информационных
технологий
Слайд 18Использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного
материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает преподавателям дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий студентов.
Применение информационных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к студентам с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение студентов, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.
Слайд 19Адаптивная система обучения с использованием информационных технологий имеет ряд преимуществ:
позволяет
уменьшить непроизводительные затраты живого труда преподавателя, который в этом случае превращается в технолога современного учебного процесса, в котором ведущая роль отводится не столько и не только обучающей деятельности педагога, сколько учению самих студентов.
Слайд 20дает студентам широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе
образования. Отсюда, изменяется роль студента, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны;
Слайд 21предполагает дифференциальный подход к студентам, основанный на признании того факта, что
у разных студентов предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны, каждый студент приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию, т.е. осуществляется поворот от овладения всеми студентами одного и того же материала к овладению разными студентами разного материала;
Слайд 22повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;
гарантирует непрерывную
связь в отношениях «преподаватель-студент";
способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п);
Слайд 23повышает мотивацию обучения;
способствует развитию у студентов продуктивных, творческих функций мышления, росту
интеллектуальных способностей, формированию операционного стиля мышления.
Слайд 24Использование информационных технологий при создании адаптивной системы продиктовано необходимостью индивидуализировать обучение,
учитывая индивидуальные особенности каждого студента. Несмотря на то, что первичная дифференциация по уровню готовности осуществляется при наборе в СПО и ВУЗ, и группы формируются из студентов с относительно одинаковым уровнем готовности к обучению, это не гарантирует одинакового продвижения всех студентов в процессе обучения.
Слайд 25Известно, что развитие студентов детерминировано не столько внешними обстоятельствами, сколько его
внутренним потенциалом. Отсюда, становится необходимым обеспечить достойное продвижение вперед сильных студентов. В данном случае использование информационных технологий в учебном процессе рассматривается как новая форма организации разноуровневого обучения, которая повышает удельный вес самостоятельной работы студентов.
Слайд 26При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании
с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.
При организации учебной деятельности с применением информационных технологий важно учитывать санитарные правила и нормы (СанПиН 2.2.2.542-96), которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом особенностей студентов.
Слайд 27Виды дидактических моделей проведения лекционных и семинарских занятий с применением информационных
технологий
Слайд 28Занятие с использованием мультимедиа курсов на CD-ROM
Лекция/семинарское занятие с применением Интернет-технологий
Занятия
с использованием баз данных и лабораторных комплексов с удаленным доступом
Занятия с использованием демонстрационного эксперимента в режиме on-line
Занятия с применением информационных ресурсов музеев
Слайд 29Занятие с использованием мультимедиа курсов на CD-ROM
Слайд 30Первая дидактическая модель проведения уроков с применением информационных технологий основана на
использовании мультимедиа курсов, записанных на CD-ROM. Эта модель демонстрирует реальные возможности проведения занятия с применением мультимедиа технологий (учебных мультимедиа курсов) и преимущества мультимедиа в системе СПО/ВПО.
Слайд 31Дидактическая модель занятий с использованием мультимедиа курсов на CD-ROM разработана на
примере занятий для СПО/ВПО по предмету «Обществознание» и «Естествознание», оформлена в виде методического пособия для проведения занятия с применением информационных технологий по всему курсу по данным предметам, согласно ФГОСам третьего поколения.
Слайд 32Данные пособия содержат всю необходимую для подготовки и проведения занятий информацию,
включая:
- цели занятия;
- обучающие, развивающие и воспитательные задачи;
- необходимое оборудование.
Во введении, оформленном как видеолекция, преподаватель поясняет основные дидактические задачи, которые ставятся в ходе проведения занятия, определяет его специфику, характер, методы проведения.
Слайд 33Занятия носят обобщающе-повторительный характер и построены на сочетании различных видов учебно-познавательной
деятельности. При этом большое внимание уделяется организации самостоятельной работы учащихся, в том числе с обучающей программой, использующей средства мультимедиа, с помощью которых значительную часть учебного процесса можно передать компьютеру.
Именно мультимедиа курсы представляют методическую основу обучения, осуществляемого с использованием современных компьютерных технологий. Обучающие интерактивные программы с мультимедиа приложениями, реализующими основные формы учебной деятельности, являются основным дидактическим средством.
Слайд 34В пособиях большое внимание уделяется правильной организации рабочего места студента в
компьютерном классе и дома, а также распределению учебного времени между различными формами организации учебно-познавательной деятельности. Представленные методические пособия наглядно иллюстрируют возможности применения мультимедиа в системе НПО/СПО и ВУЗе, которые должен знать и понимать при проведении занятий по данной модели преподаватель.
Слайд 35Мультимедиа курсы в обучении имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными
печатными учебниками и учебными пособиями.
Во-первых, они дают возможность индивидуализировать учебный процесс, приспособить его к индивидуальным особенностям студентов. Это особенно важно при работе со студентами, имеющими как правило разноуровневую подготовку.
Слайд 36Во-вторых, гипертекстовая организация мультимедиа курсов позволяет организовать учебный материал с учетом
различных способов учебной деятельности.
Модульная организация мультимедийных курсов основана на представлении о различных уровнях усвоения учебного материала студентами:
Слайд 371 уровень – иллюстративно-описательный,
2 уровень – репродуктивный,
3 уровень – творческий.
Модульная организация
мультимедиа курсов позволяет компактно представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной.
Слайд 38В-третьих, использование при создании мультимедиа курса различных технических возможностей позволяет учесть
индивидуальные особенности подросткового восприятия.
Как известно, большая часть студентов лучше усваивает визуальный материал, т.е. имеет визуальное восприятие в большей степени, чем восприятие на слух, т.е. аудиальное. Именно поэтому зачастую прослушанный на занятиях материал остается не усвоенным. Включение в мультимедиа курс статической и динамической графики, иллюстраций, анимации дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.
Слайд 39В-четвертых, мультимедиа курсы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, так как основаны
на интерактивности. Использование элементов анимации, компьютерного конструирования позволяет студентам получить не только знания, но и первоначальные учебные навыки при изучении конкретного предмета.
Слайд 40В-пятых, встроенные в мультимедиа курсы тестирующие программы разного уровня усиливают контролирующие
функции учебного курса, облегчают деятельность преподавателя и создают эффективную обратную связь, необходимую для того, чтобы студенты могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Более того, игровые компоненты, включенные в мультимедиа курс, активизируют познавательную деятельность студентов и усиливают усвоение материала.
Слайд 41При работе с мультимедийными курсами самостоятельность студентов в приобретении знаний не
должна носить пассивный характер. Напротив, студенты с самого начала должны быть вовлечены в активную познавательную деятельность. В ходе такого обучения студенты должны прежде всего научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.
Слайд 42Этому способствует организующая роль преподавателя, который определяет основное направление индивидуальной или
групповой самостоятельной деятельности студентов с использованием мультимедиа. Такая деятельность предполагает, как и при традиционном обучении, использование новейших педагогических технологий. В первую очередь, речь идет о широком применении метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских, проблемных методов.
Слайд 43Все они помогают раскрыть внутренние резервы каждого студента и одновременно способствовать
формированию социальных качеств личности (умению работать в коллективе, выполняя различные социальные роли, помогая друг другу в совместной деятельности, решая подчас совместными усилиями сложные познавательные задачи).
Слайд 44Лекция/семинарское занятие с применением Интернет-технологий
Слайд 45Вторая дидактическая модель проведения занятий с применением информационных технологий основана на
применении Интернет-технологий.
Например, данный вид модели активно применяется при проведении семинарских занятий по курсу «Обществознание», в разделах «Философия», «Политология», «Право».
Слайд 46Специфика данной модели проведения занятий с применением информационных технологий состоит в
том, что использование Интернет-технологий позволяет активизировать и сделать более эффективной самостоятельную поисковую работу студентов.
Слайд 47Большое внимание при проведении занятий уделяется организации различных видов самостоятельной работы
студентов, в том числе с наглядными материалами, с печатными и электронными источниками информации, с поисковыми системами в сети Интернет. Важным дидактическим средством в данной модели становится использование проекционного и видеооборудования для визуализации этапов занятий и формирования устойчивых визуальных образов.
Слайд 48Занятие-диалог в виде интернет-конференции
Слайд 49Третья дидактическая модель проведения занятий с применением информационных технологий основана на
организации учебного диалога внутри учебной группы и между распределенными в пространстве участниками учебного процесса.
Слайд 50В данной модели активно используется технология организации видеоконференции, благодаря которой появляется
возможность организовать проектную деятельность студентов, обеспечить учебный диалог между удаленными группами студентов, а также привлечь для участия в проведении занятия в режиме реального времени специалистов в предметной области. Организация видеоконференции позволяет обеспечить непосредственный диалог студентов, невозможный из-за каких-либо причин с преподавателем, аннулировать контексты, связанные с применением компьютера.
Слайд 51Данная модель является одной из наиболее сложных с точки зрения технического
и технологического сопровождения учебной деятельности.
Слайд 52Данная модель особенно эффективна для проведения интегрированных занятий, построенных на пересечении
или совмещении различных предметных областей. Большое внимание при проведении занятия уделяется организации проектной деятельности студентов, на которой построена самостоятельная поисковая работа студентов и ее последующее обсуждение. Виртуальное присутствие на занятии нескольких преподавателей усиливает мотивацию студентов и приводит к повышению эффективности учебно-познавательной деятельности студентов.
Слайд 53Занятия с использованием баз данных и лабораторных комплексов с удаленным доступом
Слайд 54Четвертая дидактическая модель проведения занятий с применением информационных технологий основана на
использовании баз данных и лабораторных комплексов с удаленным доступом. Только применение современных инфокоммуникационных технологий позволяет использовать в учебном процессе такие научно-образовательные электронные ресурсы, как вычислительные и имитационные модели, виртуальные лаборатории и т.п.
Слайд 55Учитывая сложность поставленных задач и необходимость высококвалифицированной подготовки педагога, подобные занятия
проводятся только учеными - специалистами в предметной области, владеющими навыками работы с удаленными базами данных. Эта особенность определяет сложность построения учебного диалога в данной модели занятия – он реализован с помощью спутниковых технологий, обеспечивающих опосредованное участие преподавателя в лекции с помощью видеоконференции.
Слайд 56Занятия с использованием демонстрационного эксперимента в режиме on-line
Слайд 57Пятая дидактическая модель проведения занятий с применением информационных технологий основана на
использовании демонстрационного эксперимента в режиме on-line. Уникальность данной модели состоит в том, что применение современных информационных технологий открывает возможность для использования университетских ресурсов: физических и химических кабинетов, биологических лабораторий, где можно в режиме on-line проводить эксперименты.
Слайд 58Занятия с применением информационных ресурсов музеев
Слайд 59Шестая дидактическая модель проведения занятий с применением информационных технологий основана на
использовании информационных ресурсов научно-образовательных музеев.
Занятия, основанные на музейных занятиях, относятся к on-line лекциям, как и занятия с применением экспериментальных установок или лабораторных комплексов.