В.С. Гринько - д.э.н.,
начальник управления территориального развития НИЯУ МИФИ
г. Сочи, 5 октября 2010 г.
В.С. Гринько - д.э.н.,
начальник управления территориального развития НИЯУ МИФИ
г. Сочи, 5 октября 2010 г.
Под АУ понимается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в социальной сфере, в том числе в образовании.
Переход бюджетных образовательных учреждений в статус автономных рассматривается как одно из перспективных направлений модернизации новой модели российского образования (формирование инновационных организационно-экономических механизмов)
Изменение типа БУ в АУ осуществляется в рамках работы по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
Основные цели:
Для учреждений -
- предоставить экономические свободы и
самостоятельность;
- повысить их конкурентоспособность;
- стимулировать инновационную и инвестиционную
деятельность
Основные принципы:
Государственное регулирование путем применения механизма
АУ позволит :
- повысить эффективность использования бюджетных средств;
- эффективнее управлять государственной собственностью;
- сформировать условия для повышения качества образования
Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174
«Об автономных учреждениях»
(в редакции Федеральных законов:
от 3 ноября 2007 г. № 175-ФЗ;
от 24 июля 2007 г. №215-ФЗ;
от 18 октября 2007 г. №230-ФЗ;
от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ;
от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ;)
Закон определяет:
- правовое положение АУ;
- цели;
- порядок формирования и использования имущества;
- основы управления и основы отношений с учредителем,
в т.ч. в части установления госзадания и его финансового
обеспечения;
- ответственность АУ по своим обязательствам:
отвечает по своим обязательствам своим имуществом, кроме
недвижимого и особо ценного движимого имущества;
собственник не несет ответственность по обязательствам АУ;
доходы поступают в самостоятельное распоряжение;
Специфика Закона:
определяет идеологию АУ в социальной сфере в целом;
содержит перечень поручений Правительству РФ по разработке и утверждению механизмов (или подходов, или порядков) перехода БУ в АУ путем последующего принятия соответствующих подзаконных актов (постановлений);
требует разработки и утверждения нормативных правовых и методических документов, отражающих особенности создания и функционирования АУ в сфере образования на федеральном и региональном уровнях
подготовка проекта (правительственного) решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности и формирование проекта предложения о создании федерального АУ путем изменения типа существующего федерального БУ по установленной Правительством форме предложения;
(подготовка проекта приказа Минобрнауки России - постановление Правительства России от 26.07.2010 г. № 539 «Об утверждениии порядка …)
сопровождение функционирования созданного федерального автономного образовательного учреждения, в том числе путем формирования нормативного и методического обеспечения.
Рособразованием открыт сайт:
МЦФЭР-консалтинг по адресу: http:// wwwwww.au.edu.ru;
Размещены:
1. Подзаконные акты, принятые Правительством России
- постановление от 28 мая 2007 г. № 325 «Об утверждении формы предложения о создании АУ»;
- постановление от 31 мая 2007 г. № 337 «Об установлении порядка определения видов особо ценного движимого имущества;
- постановление от 18 октября 2007 г. № 684 «Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности АУ и об использовании закрепленного за ним имущества»;
- постановление от 10 ноября 2007 г. № 662
«Об утверждении положения об осуществлении функций и полномочий учредителя федерального АУ»
(постановление от 26 июля 2010 г. N 537
«О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения);
- постановление от 24 декабря 2007 г. № 924
«Об утверждении Правил подготовки предложений о создании АУ»
( отменено постановление от 26 июля 2010 г. N 539
«Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений»);
- постановление от 18 марта 2008 г. № 182
«Об утверждении Положения об условиях и порядке формирования задания учредителя и порядке финансового обеспечения его выполнения»
(в ред. постановления от 15.06.2009 N 493);
- постановление от 29 декабря 2008 г. № 1065
«Об утверждении порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями»
Положение об осуществлении функций и полномочий учредителя федерального АУ
постановление от 10 ноября 2007 № 662 в ред. от 26 июля 2010 N 537
«О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функции и полномочии учредителя федерального государственного учреждения):
- учредитель,
- переход в АУ не является реорганизацией учреждения,
- не меняется его организационно-правовая форма,
- устав или изменения вносимые в устав утверждаются учредителем
- учредитель формирует и устанавливает госзадание в
соответствии с видами деятельности, отнесенными к его
основной деятельности,
- учредитель принимает решение о создании, ликвидации,
реорганизации АУ, а также в отношение его филиалов и
представительств предварительно представив предложения
на рассмотрение наблюдательного совета,
- порядок назначения руководителя или прекращения его
полномочий (Закон «Об образовании»),
- определяет перечень особо ценного движимого имущества
- вносит в Росимущество предложения о закреплении за АУ
недвижимого имущества или его изъятии,
- дает согласие на внесение денежных средств и иного
имущества в уставный капитал др. юридических лиц
Форма предложения о создании АУ
(постановление от 28 мая 2007 г. № 325)
проблемы:
- проведение аудита (инвентаризация имущества),
- перерегистрация имущества в соответствии с
требованиями постановления от 16 июля 2007 г. № 447,
- последствия через показатели эффективности
функционирования БУ и АУ
Положение об условиях и порядке формирования задания учредителя и порядке финансового обеспечения его выполнения
(постановление от 18 марта 2008 г. № 182
в ред. постановления от 15 июня 2009 г. N 493);
- задание учредителя является обязательным;
- устанавливает в задании требования при оказании услуг (работ):
к их составу,
к их качеству и (или) объёму (содержанию),
условиям оказания,
порядку оказания,
результатам оказания
- финансовое обеспечение задания осуществляется за счет
бюджетных ассигнований путем предоставления субсидий:
- субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание
образовательной услуги,
- субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание
недвижимого имущества и особо ценного движимого (за
исключением имущества сданного в аренду или арендуемого),
а также на уплату налогов, в том числе земельные участки.
Субсидии перечисляются на счета открытые АУ в кредитной организации на основании соглашения между АУ и учредителем.
Кроме того, АУ предоставляются:
- субсидии на развитие образовательного учреждения, перечень
мероприятий которых определяется учредителем;
- в течение 3-х лет с даты создания АУ субсидия с целью
выравнивания финансового обеспечения выполнения задания
учредителя
Установлен порядок определения видов особо
ценного движимого имущества
(постановление от 31 мая 2007 г. № 337)
- движимое имущество стоимостью более 500 тыс. рублей,
- иное движимое имущество стоимостью менее 500 тыс. руб.,
без которого деятельность будет существенно затруднена,
к особо ценному движимому имуществу не может быть
отнесено имущество не предназначенное для
осуществления основной деятельности
постановление от 29 декабря 2008 г. № 1065 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями»
Порядок определения расчетно-нормативных затрат на оказание образовательной услуги для БУ не может отличаться от порядка, установленного для федерального АУ
2. Подзаконные акты, принятые Минэкономразвития России
- приказ от 20 июля 2007 г. № 261 «Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению формы предложения о создании АУ»;
- приказ от 3 декабря 2008 г. № 423 «Об утверждении типовой формы соглашения между учредителем и федеральным АУ о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам»;
- приказ от 3 декабря 2008 г. № 424 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию задания учредителя в отношении федерального АУ»
3. Подзаконные акты, принятые Минобрнауки России
- приказ от 15 сентября 2008 г. № 261 «О
Порядке рассмотрения Минобрнауки России предложений о создании федеральных АУ путем изменения типа существующих федеральных государственных образовательных учреждений и проектов соответствующих решений Правительства Российской Федерации»;
- приказ от 29 сентября 2008 г. № 273 «О Порядке рассмотрения Минобрнауки России предложений о создании федеральных АУ путем изменения типа существующих федеральных государственных научных учреждений и проектов соответствующих решений Правительства Российской Федерации»;
- приказ от 12 мая 2009 г. № 160 «О комиссии по рассмотрению предложений о создании федеральных образовательных и научных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных образовательных и научных учреждений и проектов соответствующих решений Правительства Российской Федерации»;
- приказ Минобрнауки России и Росимущества от 4 марта 2009 г. № 72/58 «О видах особо ценного движимого имущества федеральных АОУ»
Примерный уточненный перечень мероприятий по созданию АУ путем изменения типа существующего учреждения
Блок 1
1.1. принятие учеными советами вузов решений о переходе вуза в АУ и представление их учредителю;
1.2. принятие высшими коллегиальными органами учреждений решений о переходе их в АУ и представление решений учредителю;
Блок 2
2.1. результаты проведения аудиторской проверки БУ (п. 10
Методические рекомендации по заполнению формы
предложения, утвержденные приказом МЭРТ от 20 июля 2007
№ 261);
2.2. завершение процедуры по предоставлению сведений для
внесения имущества, в т.ч. земельных участков, в реестр
федерального имущества (требования постановления
Правительства от 16 июля 2007 г. № 447);
2.3. получение выписок из реестра федерального имущества по
установленной форме (приказ МЭРТ от 11 сент. 2007 г. № 306);
Блок 3
3.1. формирование предложения о создании АУ;
3.1.1. расчет показателей будущей деятельности АУ с данными на трехлетний период, содержащие сведения разделов VI - IX предложения;
3.1.2. формирование проектов перечней имущества
Блок 4
4.1. копии документов, заверенные в установленном порядке:
4.1.1 устава БУ и изменений к нему;
4.1.2 документов, подтверждающих создание филиалов и факт постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения филиалов;
4.1.3. решения о назначении руководителя учреждения и копия договора с Минобрнауки России (Рособразованием);
4.1.4. решения о создании учреждения;
4.1.5. свидетельств о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц;
4.1.6. выписки из единого государственного реестра юридического лица;
4.1.7. свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица;
4.1.8. информационного письма Росстата о постановке на учет юридического лица;
4.1.9. лицензий на все виды деятельности;
4.1.10. свидетельства о государственной аккредитации бюджетного образовательного учреждения.
Блок 5
5.1. разработка программы развития учреждения
Основные критерии, обосновывающие перевод БУ в АУ:
доля внебюджетных поступлений за различные услуги (более 40%);
возможность привлечения спонсорских (грантовых) средств;
возможность привлечения высококвалифицированных кадров
для обеспечения предоставления качественных услуг;
- наличие свободных помещений;
- наличие совместных проектов с работодателями;
наличие конкурса на некоторые специальности;
учет отраслевой специфики учреждения, набор специальностей;
масштабы населенного пункта, на территории которого расположено учреждение;
соотношение количества учреждений на количество населения
По экспертным оценкам не рекомендуется изменение типа БУ:
учреждений для детей-сирот;
общеобразовательных школ-интернатов;
специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типов для детей с отклонениями в психике;
специальных коррекционных учреждений для воспитанников с отклонениями в развитии;
малокомплектных образовательных учреждений
Основные проблемы перехода в АУ
- громоздкий механизм перехода требует упрощения:
- требует упрощения форма предложения (требования
постановления Правительства от 28 мая 2007 № 325), особенно
касающиеся оценки будущей деятельности АУ;
- включение руководителя (ректора) в состав наблюдательного
совета АУ;
- аудит имущества;
- выписки из реестра федерального имущества на стадии
принятия управленческого решения;
- распространение отдельных льгот при установлении тарифов
на коммунальные услуги, устанавливаемых для БУ и на АУ;
- введение дополнительной субсидии на выполнение работ;
- введение дополнительной «социальной» субсидии;
Переход в АУ не является самоцелью.
Изменение типа БУ на АУ является средством увеличения объемов финансирования учреждения за счет расширения источников и способов финансирования.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть