Слайд 1О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПО НАДЗОРУ И КОНТОРОЛЮ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В 2010 ГОДУ
А.Н. Кубраков, заместитель начальника управления по надзору и контролю в сфере образования Департамента Смоленской области по образованию и науке
Слайд 2
Нормативная основа деятельности управления
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»
Федеральный закон от 8 ноября 2010 года № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления услуг в сфере образования»
Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Федеральный закон от 26 декабря 2008 № 294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2007 № 116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования».
Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 522 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации ОУ и научных организаций».
Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».
Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».
Слайд 3Предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации в области образования
1. Решение Коллегии Департамента Смоленской
области по образованию и науке «Результаты деятельности Управления по надзору и контролю в сфере образования по обеспечению выполнения законодательства в области образования в 2009 году» об усилении контроля в рамках собственных полномочий за деятельностью образовательных учреждений и о приведении нормативной правовой базы образовательных учреждений (уставы, локальные акты) в соответствие с действующим законодательством направлено главам муниципальных образований, учредителям, руководителям органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования (январь 2010г.).
2. В рамках областных семинаров и курсов повышения квалификации для руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и для руководителей образовательных учреждений и организаций доведены основные требования по соблюдению законодательства в области образования (январь, февраль, апрель, октябрь).
3. Проведено совещание с руководителями органов местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и с руководителями образовательных учреждений и организаций по итогам проверки «Об исполнении законодательства в сфере образования по вопросам организации приема обучающихся в образовательные учреждения СПО Смоленской области в 2010 году», и доведены до сведения основные нарушения и требования по их устранению (октябрь).
4. Проведено совещание с руководителями образовательных учреждений «Практика работы Управления по надзору и контролю в сфере образования в 2009-2010гг по лицензированию образовательной деятельности и аккредитации образовательных учреждений» и доведены до сведения основные требования к подготовке образовательных учреждений к процедуре лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений (октябрь).
Слайд 4Предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации в области образования
5. Направлены письма в адрес
руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, учредителей и руководителей образовательных учреждений и организации:
- «О своевременном представлении в лицензирующий орган пакета документов для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности» от 28.01.2010 № 6-УНК/10;
- «О документах, подтверждающих наличие у соискателя лицензии зданий, сооружений, помещений, используемых для организации образовательного процесса» от 10.03.2010 № 37-УНК/10;
- «О приведении наименований интернатных образовательных учреждений в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья» от 10.02.2010;
- «О приведении организационно-правового статуса организаций, осуществляющих подготовку кадров для частной охранной деятельности в соответствие с ФЗ от 22.12.2008 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности».
6. Подготовлены и размещены на сайте Департамента Смоленской области по образованию и науке письма для руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, для руководителей образовательных учреждений и организаций и других юридических лиц:
- «О выполнении требований Закона Российской Федерации «Об образовании» в части выдачи документов об образовании и пользовании печатью с государственным гербом Российской Федерации» от 3 февраля 2010 года № 07-УНК;
- «О типичных нарушениях в деятельности образовательных учреждений и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования» от 8 февраля 2010 года № 13-УНК/10;
- «Об изменениях в законодательстве в сфере образования за 2010 год» от 12 ноября 2010 года № 267-УНК/10.
Слайд 5Предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации в области образования
7. Подготовлен мультимедийный сборник документов
федерального и областного законодательства в сфере образования для руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и для руководителей образовательных учреждений и организаций (январь).
8. Разработан отдельный сайт управления по надзору и контролю в сфере образования Смоленской области и подготовлен к размещению в сети ИНТЕРНЕТ (ноябрь-декабрь).
Слайд 6ПРОВЕДЕННЫЕ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
319
ПРОВЕРОК
ИЗ НИХ
312 ПЛАНОВЫХ (100%), 7 ВНЕПЛАНОВЫХ
310 ВЫЕЗДНЫХ, 9 ДОКУМЕНТАРНЫХ
Слайд 7Тематические проверки
«Соблюдение законодательства Российской Федерации в части обеспечения доступности дошкольного образования»
в муниципальных образованиях: «Глинковский район», «Темкинский район», «Ершичский район», «Рославльский район». Проверено 21 ОУ.
«Соответствие учебного плана общеобразовательных учреждений региональному учебному плану образовательных учреждений Смоленской области» ( Шумячский район). Проверено 5 ОУ.
«Обеспечение безопасности образовательных учреждений Смоленской области» и «Осуществление надзора и контроля за работой администраций муниципальных образовательных учреждений по выполнению планов устранения нарушений по вопросам охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса, выявленных в ходе подготовки муниципальных образовательных учреждений к новому учебному году» (Ершичский район, Темкинский район, Рославльский район, Руднянский район, Демидовский район). Проверено 39 ОУ .
«Соблюдение требований законодательства Российской Федерации в части организации приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования». Проверено 6 ОУ.
«Соблюдение требований законодательства Российской Федерации в части оказания платных образовательных услуг». Проверено 4 ОУ.
«Соблюдение законодательства Российской Федерации в части использования лицензионного программного обеспечения в учебной деятельности»
Проверено 4 ОУ.
Слайд 8
Типичные нарушения законодательства в сфере образования, выявленные в деятельности органов
местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования
в положениях об органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, не в полной мере отражены изменения федерального законодательства;
отсутствует контроль со стороны учредителя (или уполномоченного органа) за своевременным внесением изменений законодательства в сфере образования в уставы подведомственных учреждений. Отсюда в большом количестве нарушения пп. 1, 4, 5б, 6е, 6ж, 7д, 9 п. 1 ст. 13, п. 4 ст. 13 Закона РФ «Об образовании» в части соответствия уставов муниципальных образовательных учреждений федеральному законодательству;
отсутствует должный контроль со стороны органов управления образованием за соблюдением правил организации образовательного процесса в подведомственных образовательных учреждениях (режим работы образовательного учреждения и учебные планы);
нарушается п. 1 ст. 16 Закона РФ «Об образовании» в части общих требований к приёму граждан в муниципальные образовательные учреждения.
Слайд 9
Типичные нарушения законодательства в сфере образования, выявленные в деятельности образовательных
учреждений
нарушается п. 2 ст. 16 Закона РФ «Об образовании» в части ознакомления родителей (законных представителей) с документами, регламентирующими деятельность и организацию образовательного процесса;
номера протоколов и даты их принятия (утверждения, согласования) локальных актов образовательного учреждения не соответствуют действительности;
отсутствуют необходимые в соответствии с уставом образовательного учреждения локальные акты (положения), регламентирующие образовательный процесс: о производственной практике, о доплатах и надбавках, о промежуточной аттестации обучающихся, об ученическом самоуправлении, об организации профильного обучения, о безотметочном обучении и др.
Слайд 10Самые типовые нарушения в уставах и локальных актах образовательных учреждений:
-
нарушается п. 1 ст. 10 Закона РФ «Об образовании» в части форм получения образования (очной, самообразования, семейного образования);
- нарушается п. 8 ст. 15 в части осуществления образовательным учреждением индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ;
- нарушается п. 3 ст. 15 Закона РФ «Об образовании» в части порядка и периодичности промежуточной аттестации, и формы ее проведения;
- нарушается ст. 51 Закона РФ «Об образовании» в части охраны здоровья обучающихся (не указывается режим занятий, учебная нагрузка, отсутствует адаптационный период для обучающихся 1-х классов);
- нарушается ст. 50 Закона РФ «Об образовании» в части обучения детей на дому: обучаются дети, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии на обучение в школе 8 вида, нарушается количество часов учебного плана для обучения на дому.
Слайд 11Самые типовые нарушения при проверке учебных планов общеобразовательных учреждений:
- учебные
планы не имеют пояснительных записок, не расписаны часы регионального и школьного компонентов, факультативы, элективные учебные предметы и курсы по выбору;
- учебные планы противоречат приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении Базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации» в части наименования предметов «технология» (труд), «музыка» (пение), «литературное чтение» (литературное слушание), «история православной культуры земли Смоленской» (православие).
- в расписании занятий, классных журналах и учебных планах учебные предметы имеют разное название, что противоречит требованиям Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений (агротехнология, сельскохозяйственный труд, пение, рисование, история православия и др.) и неверные названия этих предметов прописываются при заполнении личных дел обучающихся;
- в расписании занятий для обучающихся 9-11-х классов не прописываются названия элективных учебных предметов, данные часы записываются в журналах для факультативных занятий, факультативные часы стоят в сетке занятий, но не соблюдается 45-ти минутный перерыв между уроками;
- отсутствуют приказы по организации режима работы образовательного учреждения; протоколы педагогических советов, утверждающих учебные календарные планы-графики на новый учебный год;
- отсутствует системный контроль за оформлением личных дел обучающихся, классных журналов (выбытие, прибытие учащихся, оставление на повторный курс обучения) подчистки, помарки, исправления, которые не заверяются подписью руководителя образовательного учреждения.
Слайд 12Самые типовые нарушения при заполнении и выдаче документов государственного образца об
основном общем и среднем (полном) общем образовании:
- нарушается п. 3 приказа Минобразования РФ от 02.04. 1996 № 143 «Об утверждении Положения о порядке хранения, выдачи и учета документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании» в части учета и регистрации аттестатов об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании в книге учета и записи аттестатов об основном общем и среднем (полном) образовании;
- нарушаются п.п. 7, 10 Приложения к приказу Минобразования РФ от 02.04. 1996 № 143 «Об утверждении Положения о порядке хранения, выдачи и учета документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании» в части срока выдачи дубликата о среднем (полном) общем образовании и составления описей на испорченные бланки аттестатов, возвращенных в орган управления образования.
Слайд 13Самые типовые нарушения при оказании платных образовательных услуг
- нарушается п.8 Правил
оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 в части информирования потребителей как посредством сети ИНТЕРНЕТ на сайте учреждения, так и в виде наглядной информации на стенде учреждения (отсутствуют: номера телефонов и адрес учредителя, образцы договоров об оказании платных дополнительных образовательных услуг, перечень дополнительных образовательных услуг, перечень категорий потребителей образовательных услуг, имеющих право на установленные законодательством льготы, формы документов, выдаваемых по окончании обучения);
- нарушается п.14 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 в части сроков оказания образовательных услуг в заключенных договорах.
Слайд 14ПРЕДПИСАНИЯ ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ
По результатам проведенных проверок 235 юридических лиц
получили предписания об устранении нарушений, максимальный срок исполнения которых составляет 6 месяцев. Практика работы с предписаниями показала, что наибольшие затруднения при их исполнении возникают по вопросам, связанным с изменением отдельных пунктов уставов и получением необходимых для подтверждения лицензионных норм документов.
По состоянию на 31 января 2001 года исполнено 136 предписаний, 86 предписаний имеют сроки исполнения с февраля по май 2011 года.
Слайд 15О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПО НАДЗОРУ И КОНТОРОЛЮ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В 2010 ГОДУ
А.Н. Кубраков, заместитель начальника управления по надзору и контролю в сфере образования Департамента Смоленской области по образованию и науке