Слайд 2ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ Д.МЕДВЕДЕВА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ ОТ 5.11.2008г.
Совсем недавно вместе
с профессиональным сообществом мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена национальная образовательная стратегия - инициатива "Наша новая школа". И ее составляющими станут пять направлений.
Слайд 3Первое направление.
Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности,
подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаю в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов. Их подготовка затянулась.
Слайд 4Второе направление.
Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная
система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Слайд 5Третье направление.
Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать
систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно - для пополнения школ новым поколением учителей. Причем вовсе не обязательно только с педагогическим образованием.
Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. И хотел бы подчеркнуть: мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе. Но и сами педагоги должны внимательно относиться к ученикам, уважительно относиться к ним. Должны помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Слайд 6Четвертое направление.
Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию,
должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.
Обращаю внимание: российская школа не имеет права быть ветхой - и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно: и психологически, и физически.
Поручаю Правительству разработать в самое ближайшее время новые принципы работы школ, а также порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. При этом необходимо в полной мере использовать результаты, полученные в ходе реализации национального проекта "Образование".
Слайд 7Пятое направление.
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую
жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно "кивать" только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход - минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов.
Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом.
Соответствующая государственная программа должна быть принята уже в этом году. В центре ее будут механизмы, обеспечивающие ответственность врачей и медицинских организаций за качество и результаты работы. Они расширят их возможности и одновременно будут мотивировать к достижению наиболее высоких показателей.
Слайд 8Таким образом, решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно
сыграть возрождение российской образовательной системы.
Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа. Передаёт новым поколениям ценности нации.
Слайд 9Актуальные задачи общего образования
(из августовского педагогического совещания 2008 г.)
1)Во второй половине
ХХ века полное среднее образование стало всеобщим и обязательным. Поэтому актуальной становится модель школьного образования, предполагающая разделение по возрастам, –1, 2, 3 ступени. Опыт ряда регионов и школ показывает эффективность этой распространенной и в других странах модели для России.
Таким образом, важной частью новой модели образования является выделение специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях. К 2015 году будет завершен эксперимент, в ходе которого апробированы конкретные механизмы обновления внутренней структуры школьного образования. К 2020 году этот переход может быть осуществлен и в масштабах всей страны.
Слайд 102) Другим важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация
на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным. При этом речь не идет о заучивании простых алгоритмов, а, напротив, – о подлинной фундаментализации школьного образования, при которой акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. Особую роль при таком подходе играют дисциплины социально-гуманитарного цикла и учебные курсы с элементами освоения технологий. Именно в них могут активно использоваться проектные методы, вовлекающие школьников в практическую деятельность. Это потребует разработки новых учебных технологий и учебных материалов, использования информационно-коммуникативных технологий. Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода.
Слайд 113) К 2010 году будет завершен организационный переход на принципы профильного
обучения. При этом профильное обучение будет строиться не как жесткий набор специализаций, а как возможность построения школьником индивидуальных траекторий. К 2015 году будет завершено методическое и технологическое обеспечение широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий, в том числе с использованием информационных технологий и возможности получать основы профессионального образования.
Слайд 124) Для обеспечения нового качества образования необходимо будет не только повысить
зарплату педагогов, но и изменить системы их подготовки и переподготовки. Потенциал педагогических вузов может оказать самое непосредственное влияние на развитие сети гуманитарных и классических университетов в Российской Федерации. Учителя, как правило, основной и старшей школы получат возможность пройти профессиональную подготовку и переподготовку в специализированных магистратурах.
Слайд 13Контекст
К прошедшим недавно августовским конференциям работников образования МОН РФ заблаговременно подготовил
очень обстоятельные по содержанию Рекомендации.
Продолжение или модификация многих направлений реализации ПНПО.
Продолжение (2008) и завершение (2009) РКПМО.
Завершение реализации Концепции модернизации, рассчитанной до 2010 г., и переход к созданию и освоению новой модели образования в контексте создаваемой модели Россия-2020.
Слайд 14«Переплет» направлений вокруг нового качества образования
СОКО – стимулирование качества через его
оценку (ЕГЭ – только одна из ее составляющих)
Развитие сети – создание всем детям современных условий для качества образования, сетевое взаимодействие ОУ
Общественное участие – диалог и как бы договор об образовательной программе, стимулирование качества через распределение СЧ ФОТ
Слайд 15«Переплет» направлений вокруг нового качества образования
Ход от нового качества образования и
его обеспечения в школе – другие и по-другому создаваемые образовательные программы ОУ – новое качество - предмет проектирования и диалога
И под эту системообразующую линию:
НСОТ – стимулирование всех видов труда учителя и особо - нового качества результатов
НПФ – стимулирование конкуренции программ, финансовой хозяйственной самостоятельности, оптимизация штатов… (мысли об автономном учреждении)
Слайд 16Как, работая в КПМО, работать на развитие своей школы?
Улучшение программы развития
школы
Улучшение образовательной про-граммы
Отражение КПМО в этих документах и публичном докладе
Улучшение материальной базы (направление 4)
Улучшение управления (ГОУ, направление 5)
Слайд 17Каковы цели (желаемые результаты) КПМО?
Выход на выполнение обязательств из проектной заявки
Московской области (эти обязательства разверстаны по всем МО и вошли в Соглашение между МОМО и местными Администрациями, являются предметом федерального и внутреннего мониторинга) + разработка Базы и Документации и конкретные показатели.
Слайд 18Каковы цели (желаемые результаты) КПМО?
Эффективное и целевое исполь-зование средств всех бюджетов,
вводимых дополнительно в систему образования в рамках реализации КПМО (вроде бы – не главная цель, а скорее – сопутствующее ей ограни-чение, но при этом - объект весьма жесткого контроля)
Слайд 19Каковы цели (желаемые результаты) КПМО?
Собственно внедрение, укоренение, освоение новшеств, предусмотренных всеми
направлениями проекта.
Слайд 20Каковы цели (желаемые результаты) КПМО?
Достижение эффектов от этого внедрения, победа над
сопутст-вующими рисками.
Интеграция этих частичных эффектов в систему, другие институциональные условия (правила игры) и другая практика системы образования.
Слайд 21Каковы цели (желаемые результаты) КПМО?
Новое качество образования и жизни в новой
школе и в новой сети школ (и 2010 - 2012 – работа новой системы по всей России в штатном режиме) – ход в создание новой, современной модели образования с учетом контуров развития России к 2020 г.
Слайд 22Каковы цели (желаемые результаты) КПМО?
7. Новое качество системы ПК, сетевого взаимодействия
в ней, развитие дистантных форм сопровождения ПК (сайты, порталы поддержки)
Слайд 23Как удержать цельность КПМО?
Основы интеграции
5 сквозных направлений (развертка направления 6
КПМО):
управление проектом на всех уровнях,
аналитика и разработки,
повышение квалификации,
информационное и PR-сопровождение
мониторинг и оценка результатов
Пронизывают собой 5 основных направлений проекта
Слайд 24Задачи разрабатываемой федеральной госпрограммы на 2009-2012 гг.:
Обеспечение институциональных условий для развития
результатов первого этапа приоритетного национального проекта «Образование».
Внедрение в систему базового образования эффективных механизмов, обеспечивающих его соответствие требованиям экономики, основанной на знаниях.
Внедрение в систему образования эффективных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг.
[1] Под базовым образованием для целей настоящего документа понимается образование всех уровней, в отношении которых действуют федеральные государственные образовательные стандарты, необходимое для полноценного вступления в трудовую деятельность.
Слайд 25Задачи новой госпрограммы:
4. Создание условий для модернизации институтов образования как инструментов
социального развития.
5. Внедрение эффективных механизмов организации непрерывного образования[2], подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
6. Обеспечение преемственности всех уровней образования на основе инновационных образовательных технологий, общих подходов к оценке качества, инструментов социального развития и непрерывного образования.
[2] Под непрерывным образованием для целей настоящего документа понимается формальное и неформальное дополнительное образование учащихся, рабочих и специалистов, обеспечивающее оперативное обновление востребованных компетентностей.
Слайд 26Контекст
Подготовка к утверждению Государственной программы развития образования РФ на 2009-2012, принимающей
эстафету ФЦПРО 2006-2010 гг. и ПНПО. Имя программы: «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»
Завершение ОЦПРО МО 2006-2010 гг. и переход к реализации ДЦПРО на 2009-2012 гг.
Слайд 27Рождение идеи
Идея создания модели «Российское образование – 2020» впервые прозвучала 13
сентября 2007 года на Совете по реализации приоритетных национальных проектов в Белгороде. Тогда руководители нескольких думских фракций, нынешние Президент Российской Федерации и Премьер-министр высказали ключевые позиции в отношении будущего российского образования.
Слайд 28Кто даст нам главные цели?
Модель новой Школы создается сегодня и не
для нас, а нами (См. Рекомендации МОН РФ к Августовским конференциям 2008 года) http://www.mon.gov.ru/dok/akt/4674/
Итоги модернизации для каждой школы, МОС, РОС, всей системы образования, как и более близкие и быстрее достижимые эффекты реализации КПМО,
в том числе – предмет проектирования в ходе работы на местах, то есть - не то, что дают, а то, что создают.
Слайд 29В чем новизна подхода, который используется при проектировании модели «Российское образование
– 2020»
Есть три принципиальных момента, отличающие модель от предшествующих подходов в определении направлений развития образования.
Во-первых, выбрана иная целевая аудитория, в отношении которой ведется проектирование. Раньше – работники образования, теперь - проектирование ведется, исходя из интересов потребителя образовательных услуг – человека с его образовательными потребностями, в течение всей жизни повышающего свой образовательный потенциал.
Слайд 30В чем новизна подхода, который используется при проектировании модели «Российское образование
– 2020»
Во-вторых, союзниками образования стали общественные институты.
В регионах активизировались общественные структуры, которые привлекались для отбора инновационных школ и лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Созданы нормы обратной связи образования и общества. По крайней мере, процесс налаживания взаимодействия общественных институтов и сферы образования теперь можно назвать необратимым.
Слайд 31В чем новизна подхода, который используется при проектировании модели «Российское образование
– 2020»
Сегодня ситуация иная. Мы можем считать и обосновывать, сколько и на какие изменения потребуется ресурсов.
В случае завышенных ресурсных требований есть возможность отказаться от изменений, нежели чем что-то делать некачественно и не в полной мере.
Следствием этого является обновление управленческого корпуса системы образования.
Приходят люди, которые не лучше и не хуже тех, кто работал ранее, они просто иные, настроенные на решение иного круга задач.
Слайд 32В чем новизна подхода, который используется при проектировании модели «Российское образование
– 2020»
Третье.
Изменился управленческий подход к реализации задуманного. Ранее проектировали из соображений, как бы всех «уговорить сделать так правильно и красиво, как мы придумали». Иногда своего рода маниловщина была вызвана вполне объективными причинами тотальной неясности с перспективами бюджетного финансирования.
Слайд 33ПОРТФОЛИО
школьной команды
Визитная карточка команды на сайт
Аналитическая записка о состоянии
и проблемах реализации проекта и выполнения обязательств в ОУ на начало 2008 года.
Дорожная карта реализации проекта и выполнения обязательств на 2008 год.
План подготовки проектов нормативно-правовой документации (локальных актов) и аналитических материалов.
Тексты подготовленных проектов нормативно-правовой документации и аналитических материалов.
Аналитическая записка о состоянии и проблемах реализации проекта и выполнения обязательств в ОУ на конец 2008 года.
Слайд 34Значение КПМО
«Мы должны сделать все, чтобы после работы в пилотном варианте
программа модернизации образования развивалась по всей стране» (Д.А.Медведев, Президент РФ).